Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 марта 2009 г. по делу № А04-397/2009

(извлечение)

30 марта 2009 года объявлена резолютивная часть решения.
30 марта 2009 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд Амурской области
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Октябрьского муниципального унитарного предприятия "Теплосеть" в лице конкурсного управляющего Ч.
к Министерству финансов Российской Федерации
о взыскании 35113 руб. 34 коп.
Третьи лица:
1. Отдел образования администрации Октябрьского района.
2. Финансовый отдел администрации Октябрьского района

установил:

Октябрьское муниципальное унитарное предприятие "Теплосеть" (в дальнейшем - ОМУП "Теплосеть") в лице конкурсного управляющего Ч. обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 35113 руб. 34 коп. - убытков, понесенных в результате предоставления льгот педагогическим работникам за период с 1 октября 2007 г. по 31 декабря 2007 г.
Свои требования обосновывает тем, что между Октябрьским муниципальным предприятием "Теплосеть" и отделом образования администрации Октябрьского района был заключен договор "на возмещение выпадающих доходов от предоставления услуг льготной категории граждан" от 1 октября 2007 г. Согласно п. 1.1 договора истец взял на себя обязательство в соответствии с Законом Амурской области от 5 декабря 2005 г. № 99-ОЗ "О социальной поддержки граждан отдельных категорий" подавать отделу образования администрации Октябрьского района через присоединенную сеть тепловую энергию в виде теплоносителя - горячей воды, педагогическим работникам, проживающим в с. Романовка. Данные обязательства исполнены истцом в полном объеме. Согласно п. 3.3 этого договора расчеты за поставляемую тепловую энергию производятся не позднее 10 числа следующего за отчетным месяцем.
За период с 1 октября 2007 г. по 31 декабря 2007 г. сумма задолженности отдела образования администрации Октябрьского района по договору от 1 октября 2007 г. составила 35113 руб. 34 коп., что подтверждается выставленными счет-фактурами № 184 от 16 октября 2007 г., № 215 от 23 ноября 2007 г., № 236 от 25 декабря 2007 г.
Истцу предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины.
Ответчик с иском не согласен, считает, что выпадающие доходы должны быть возмещены за счет средств субъекта Российской Федерации.
Финансовый отдел администрации Октябрьского района и отдел образования администрации Октябрьского района полагают, что исковые требования подлежат удовлетворению по заявленным основаниям, указали, что Законом Амурской области "Об областном бюджете на 2007 год" была предусмотрена бюджету Октябрьского района субвенция на оказание мер социальной поддержки специалистам государственных и муниципальных организаций, учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета и местных бюджетов, проживающих и работающих в сельской местности по оплате жилья и коммунальных услуг в сумме 10788000 руб., из областного бюджета поступили денежные средства в размере 10788000 руб. Все выделенные из областного бюджета денежные средства были направлены уполномоченным органам, в том числе отделу образования администрации Октябрьского района в 2007 году было направлено 6324768 руб. 84 коп.
Отдел образования администрации Октябрьского района направил 6324768 руб. 84 коп. предприятиям, организациям, которые предоставили меры социальной поддержки льготной категории граждан.
Фактическая потребность отдела образования администрации Октябрьского района на 2007 год превысила предусмотренную Законом, в связи с чем задолженность перед ОМУП "Теплосеть" составила 35113 руб. 34 коп.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя ответчика, суд установил:
Исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации из средств казны Российской Федерации с отнесением на ответчика расходов по госпошлине по следующим основаниям:
Определением Арбитражного суда Амурской области от 27 марта 2008 г. в отношении ОМУП "Теплосеть" введена процедура банкротства - наблюдение. Временным управляющим был назначена Ч.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 26 июня 2008 г. по делу № А04-893/08-11/97 "Б" ОМУП "Теплосеть" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим назначена Ч.
Определением Арбитражного суда Амурской области от 25 декабря 2008 г. срок конкурсного производства в отношении ОМУП "Теплосеть" продлен до 25 июня 2009 г.
В соответствии с п. 3 ст. 129 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий вправе предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, в том числе, по основаниям, предусмотренным статьей 103 настоящего Федерального закона, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника.
Для реализации Закона Амурской области "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" № 99-ОЗ от 5 декабря 2005 г. между ОМУП "Теплосеть" и отделом образования администрации Тамбовского района был заключен договор на возмещение выпадающих доходов от предоставления услуг льготной категории граждан от 1 октября 2007 г.
Согласно п. 1.1 договора от 1 октября 2007 г. истец взял на себя обязательство подавать отделу образования администрации Октябрьского района через присоединенную сеть тепловую энергию в виде теплоносителя - горячей воды, педагогическим работникам, проживающим в с. Романовка.
За период с 1 октября 2007 г. по 31 декабря 2007 г. не произведена оплата по данному договору на общую сумму - 35113 руб. 34 коп. по счетам-фактурам: № 184 от 16 октября 2007 г. на сумму 7544 руб. 50 коп., № 215 от 23 ноября 2007 г. на сумму 11788 руб. 27 коп., № 236 от 25 декабря 2007 г. на сумму 15780 руб. 57 коп.
В качестве доказательств предоставления льгот истцом представлены названные счета-фактуры; список граждан, которые пользуются льготой по теплоснабжению за 2007 год, заверенный отделом образования администрации Октябрьского района; акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 28 февраля 2009 г. на сумму 35113 руб. 34 коп., подписанный истцом и отделом образования администрации Октябрьского района. Возражений по представленным документам от лиц, участвующих в деле, не поступило.
Задолженность перед истцом за период 1 октября 2007 г. по 31 декабря 2007 г. составляет 35113 руб. 34 коп.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: правильное наименование документа "Об образовании" - Закон РФ, а не Федеральный закон.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 6 мая 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных, в том числе ФЗ "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Согласно постановлению Правительства РФ от 27 июня 2003 г. № 377 "Об утверждении Правил предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", субсидии для возмещения расходов в связи с предоставлением указанных льгот выделяются за счет средств фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на данные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.
Пункт 3 указанных Правил предусматривает, что Министерство финансов РФ предоставляет субсидии на основании ежеквартальных отчетов субъектов Федерации о фактически произведенных ими расходах на указанные цели.
Источник предоставления установленных указанными законами льгот - средства федерального бюджета, которые при передаче осуществления полномочий РФ на другой уровень власти должны передаваться нижестоящему бюджету в форме субвенций и субсидий, что соответствует положениям пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса РФ (в редакции до 1 января 2005 г.), постановлению Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года".
Указанная правовая позиция содержится в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Согласно отчета финансового отдела администрации Октябрьского района об использовании субвенций на 1 января 2008 г. из бюджета Амурской области выделено 10788000 руб., из них педагогическим работникам 6325000 руб. Сумма фактических затрат по педагогическим работникам Октябрьского района составила 6780000 руб., размер задолженности - 3405000 руб., из них педагогическим работникам 2452000 руб.
Полученные из областного бюджета 2007 г. средства на реализацию Закона № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" в отношении педагогических работников были полностью распределены, что отражено в отчетах об использовании субвенций Октябрьского района за 2007 г. Из изложенного следует, что фактическая потребность Октябрьского района в средствах, необходимых для возмещения расходов по предоставленным льготам педагогическим работникам превышает средства, выделенные из бюджета Амурской области.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отдел образования администрации Октябрьского района не имел возможности направлять средства на реализацию Закона № 99-ОЗ "О социальной поддержке граждан отдельных категорий" в полном объеме, поскольку средства на реализацию указанного Закона из областного бюджета в 2007 г. в необходимом количестве не передавались, а средств, выделенных в порядке субвенций, было недостаточно.
Доказательств того, что в доход бюджета Амурской области из федерального бюджета поступили средства в объеме, обеспечивающем фактическую потребность в финансировании муниципального образования на реализацию федерального законодательства в части предоставления льгот спорной категории граждан, не представлено.
Доказательств нецелевого использования субъектом средств федерального бюджета не представлено.
Согласно статье 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями только с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств и согласно п. 2 ст. 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в такой мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Министерство финансов РФ не представило доказательств того, что обеспечило субъект финансированием для реализации ФЗ "Об образовании".
В соответствии с п.п. 16, 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, устанавливающих льготы, предусматривает последующую компенсацию неполученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ. Взыскание производится с публично-правового образования и в случае, когда средства на возмещение неполученной платы фактически были представлены распорядителю бюджетных средств, но последний не исполнил возложенные на него обязанности.
Суд признает обоснованными требования истца о возмещении убытков в размере 35113 руб. 34 коп., понесенных в результате предоставления льгот педагогическим работникам за период с 1 октября 2007 г. по 31 декабря 2007 г.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В данном конкретном случае ни законом, ни договором возмещение убытков в меньшем размере не предусмотрено.
Статьями 16, 1069 ГК РФ установлено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации за счет соответственно казны Российской Федерации и казны субъекта Российской Федерации.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации следует взыскать в пользу ОМУП "Теплосеть" 35113 руб. 34 коп. - в возмещение убытков, понесенных в результате предоставления льгот педагогическим работникам за период с 1 октября 2007 г. по 31 декабря 2007 г.
Размер госпошлины по делу составляет 1404 руб. 53 коп.
Ответчик освобожден от уплаты госпошлины в силу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 110, 167 - 170, 176 АПК РФ, суд

решил:

взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Октябрьского муниципального унитарного предприятия "Теплосеть" 35113 руб. 34 коп. - убытки, понесенные в результате предоставления льгот педагогическим работникам за период с 1 октября 2007 г. по 31 декабря 2007 г.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд, либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск), через Арбитражный суд Амурской области.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Амурской области от 30.03.2009 № А04-397/2009
Убытки, понесенные в результате предоставления педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате тепловой энергии, подлежат взысканию за счет средств казны Российской Федерации, поскольку на реализацию полномочий по предоставлению указанных льгот из федерального бюджета денежные средства выделены в недостаточном объеме

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru