Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Амурская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 марта 2009 г. по делу № А04-407/2009

(извлечение)

24 марта 2009 года объявлена резолютивная часть решения.
27 марта 2009 года решение изготовлено в полном объеме.
Арбитражный суд
рассмотрев в судебном заседании дело по исковым заявлениям Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Амурской области, первого заместителя Восточно-Сибирского транспортного прокурора
к комитету по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска,
ЗАО "Торговый порт "Благовещенск",
ООО "СВХ-Порт"
о признании договоров недействительными
третьи лица:
администрация города Благовещенска,
Управление ФРС по Амурской области

установил:

в Арбитражный суд Амурской области обратилось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Амурской области с исковым заявлением к комитету по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска, закрытому акционерному обществу "Торговый порт "Благовещенск" и обществу с ограниченной ответственностью "СВХ-Порт" о признании недействительными (ничтожными):
- договора аренды от 15 октября 2007 г. № 1486, заключенного в отношении земельного участка с кадастровым номером 28:01:130082:0009 площадью 40174 кв. м, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Лазо, 1;
- договора субаренды от 20 ноября 2007 г. № 07/01, заключенного в отношении части земельного участка, переданного по договору аренды от 15 октября 2007 г. № 1486, площадью 7120 кв. м (дело № А04-407/2009).
В соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Амурской области и администрация города Благовещенска.
Кроме того, в Арбитражный суд Амурской области обратился также первый заместитель Восточно-Сибирского транспортного прокурора (далее также - прокурор) с исковым заявлением к комитету по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска и закрытому акционерному обществу "Торговый порт "Благовещенск" о признании недействительным договора аренды от 15 октября 2007 г. № 1486 земельного участка с кадастровым номером 28:01:130082:0009 площадью 40174 кв. м, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Лазо, 1 (дело № А04-612/2009).
Определением от 12 марта 2009 года в порядке статьи 130 АПК РФ дела № А04-407/2009 и № А04-612/2009 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер - А04-407/2009.
Свои требования истцы обосновывают следующим.
15 октября 2007 года комитетом по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска (арендодатель) и ЗАО "Торговый порт "Благовещенск" (арендатор) заключен договор аренды № 1486 в отношении земельного участка с кадастровым номером 28:01:130082:0009 площадью 40174 кв. м, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Лазо, 1, из категории земель населенных пунктов. На основании указанного договора 20 ноября 2007 года ЗАО "Торговый порт "Благовещенск" (арендодатель) и ООО "СВХ-Порт" (субарендатор) заключен договор субаренды № 07/01 в отношении части земельного участка, переданного по договору аренды от 15 октября 2007 г. № 1486, площадью 7120 кв. м. По мнению Территориального управления Росимущества по Амурской области и первого заместителя Восточно-Сибирского транспортного прокурора, указанные договоры в силу статьи 168 ГК РФ являются ничтожными, поскольку заключены с нарушением требований действующего законодательства. В частности, как указывают истцы, на земельном участке с кадастровым номером 28:01:130082:0009, являющемся предметом договора аренды от 15 октября 2007 г. № 1486, расположены объекты недвижимости Российской Федерации, в связи с чем в соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 и пунктом 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" данный участок относится к федеральной собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 14 декабря 2007 года). По указанной причине комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска не имел права им распоряжаться, в свою очередь ЗАО "Торговый порт "Благовещенск" также не имело права передавать часть этого участка в субаренду.
В судебном заседании представители истцов на заявленных требованиях настаивали в полном объеме. Представитель Территориального управления Росимущества по Амурской области представил письменные пояснения, в которых указал на то, что право собственности Российской Федерации на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, возникло на основании постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1.
Представитель ответчика комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска с заявленными требованиями не согласился. Представил отзыв, в котором указал, что оспариваемый договор аренды от 15 октября 2007 г. № 1486 заключен комитетом на основании и во исполнение постановления мэра г. Благовещенска от 25 сентября 2007 г. № 2908 "О предоставлении в аренду ЗАО "Торговый порт "Благовещенск" земельного участка для административно-производственной территории порта по ул. Лазо, 1, в квартале 82", которое не было оспорено и на сегодняшний день является действующим. По утверждению комитета, в соответствии с данным постановлением предоставление спорного земельного участка на правах аренды осуществлено в порядке, предусмотренном пунктом 10 статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", согласно которому распоряжение находящимися в государственной собственности земельными участками до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления. В дополнениях к отзыву комитет сослался на то, что ранее спорный земельный участок принадлежал ЗАО "Торговый порт "Благовещенск" на праве постоянного (бессрочного) пользования, при этом постановлением мэра города от 25 сентября 2007 г. № 2908 фактически было произведено переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды, а не предоставление участка в аренду. Кроме того, по мнению комитета, оспариваемый договор аренды от 15 октября 2007 г. № 1486 является оспоримой сделкой, срок исковой давности по требованию о признании недействительной которой к моменту обращения истцов в суд истек.
Представители ответчика ООО "СВХ-Порт" требования истцов также не признали. В представленном отзыве и в устных пояснениях, изложенных в настоящем заседании, также сослались на то, что основанием заключения договора аренды от 15 октября 2007 г. № 1486 явилось постановление мэра г. Благовещенска от 25 сентября 2007 г. № 2908, не отмененное и не признанное до настоящего времени недействительным. Помимо этого указали, что до вынесения данного постановления и заключения оспариваемого договора спорный земельный участок находился у ЗАО "Торговый порт "Благовещенск" на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также, что право собственности Российской Федерации на этот участок было зарегистрировано после заключения договора аренды № 1486 (а именно - 14 декабря 2007 года). Сослались на то, что на спорном земельном участке расположены как объекты, находящиеся в федеральной собственности, так и объекты, находящиеся в собственности ЗАО "Торговый порт "Благовещенск", в связи с чем, по их мнению, до момента регистрации право государственной собственности на этот участок не было разграничено и он на законных основаниях был передан ответчику в аренду. Кроме того, по мнению ООО "СВХ-Порт", оспариваемый договор аренды не нарушает прав и законных интересов истца, поскольку он как правообладатель зданий и сооружений, находящихся на арендуемом участке, вправе вступить в этот договор и перевести на себя часть предусмотренных им прав и обязанностей. На этом основании просили в иске отказать.
Представитель ответчика ЗАО "Торговый порт "Благовещенск" поддержал позицию истцов, счел заявленные ими требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица администрации города Благовещенска с требованиями по иску не согласился, указав на то, что земельный участок предоставлен обществу "Торговый порт "Благовещенск" в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования общества на право аренды (пункт 2 статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ"). По мнению третьего лица, право собственности Российской Федерации на спорный участок возникло только с момента его государственной регистрации, в связи с чем предоставление участка в аренду произведено администрацией и комитетом по управлению имуществом в пределах установленных для них полномочий.
Управление ФРС по Амурской области письменный отзыв на иск не представило, своих представителей в судебное заседание не направило, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей Управления ФРС по Амурской области.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, суд установил следующие обстоятельства.
Постановлением мэра города Благовещенска от 25 сентября 2007 г. № 2908 решено прекратить право постоянного (бессрочного) пользования ЗАО "Торговый порт "Благовещенск" на земельный участок площадью 40174 кв. м с кадастровым номером 28:01:130082:0009, находящийся в квартале 82, предоставленный для административно-производственной территории порта (пункт 1), и предоставить указанный участок ЗАО "Торговый порт "Благовещенск" в аренду сроком на 25 лет (пункт 3).
На основании данного постановления 15 октября 2007 года комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска (арендодатель) и ЗАО "Торговый порт "Благовещенск" (арендатор) заключили договор аренды № 1486, в соответствии с которым арендатору передан земельный участок из категории земель населенных пунктов общей площадью 40174 кв. м с кадастровым номером 28:01:130082:0009, расположенный по адресу: г. Благовещенск, ул. Лазо, 1, квартал 82, архитектурно-историческая зона (13). Неотъемлемой частью договора явился кадастровый план, на котором указаны границы переданного в аренду участка. В соответствии с пунктом 1.2 договора границы участка закреплены в натуре, являются окончательными и не могут самостоятельно изменяться арендатором. По условиям договора участок передан в аренду на срок с 25 сентября 2007 года по 25 сентября 2032 года.
15 октября 2007 года данный договор зарегистрирован в Управлении ФРС по Амурской области.
20 ноября 2007 года ЗАО "Торговый порт "Благовещенск" (арендодатель) и ООО "СВХ-Порт" (субарендатор) заключили договор № 07/01 субаренды, в соответствии с которым субарендатору на срок до 20 ноября 2012 года передана в субаренду часть обозначенного выше земельного участка с кадастровым номером 28:01:130082:0009 площадью 7120 кв. м. Договор зарегистрирован в Управлении ФРС по Амурской области 29 ноября 2007 года.
Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 28:01:130082:0009 расположены объекты недвижимости, принадлежащие Российской Федерации, - подкрановые пути общей площадью 1394 кв. м (свидетельство о регистрации права от 29 октября 2007 г. № 28АА 185879), водопроводная сеть в квартале 82 протяженностью 339 пог. м (свидетельство о регистрации от 29 октября 2007 г. № 28АА 185875), тепловая сеть протяженностью 260 пог. м (свидетельство о регистрации от 29 октября 2007 г. № 28АА 185878), проезжая часть (дорога) общей площадью 2536 кв. м (свидетельство о регистрации от 29 октября 2007 г. № 28АА 185877) и площадка материального склада площадью 520 кв. м (свидетельство о регистрации от 29 октября 2007 г. № 28АА 185876), а также объекты недвижимости, принадлежащие ЗАО "Торговый порт "Благовещенск", - административно-бытовой корпус площадью 1891,80 кв. м (свидетельство о регистрации права от 3 июля 2000 года), склад литер Г (свидетельство о регистрации права от 14 мая 1998 г. № 1575), склад литер Г1 (свидетельство о регистрации права от 14 мая 1998 г. № 1576). Право собственности Российской Федерации на перечисленные выше объекты возникло на основании пункта 1 постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и было зарегистрировано в Управлении ФРС по Амурской области как ранее возникшее право.
В связи с тем, что на земельном участке с кадастровым номером 28:01:130082:0009 расположены объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности, на основании пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" 14 декабря 2007 года Управлением ФРС по Амурской области зарегистрировано право собственности Российской Федерации на данный земельный участок (свидетельство о государственной регистрации от 14 декабря 2007 г. № 28АА 177078).
Основываясь на изложенном, полагая, что комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска не имел полномочий на распоряжение указанным земельным участком, истцы обратились в суд с требованиями о признании договора аренды от 15 октября 2007 г. № 1486 и договора субаренды от 20 ноября 2007 г. № 07/01 ничтожными сделками.
Оценив изложенные обстоятельства и имеющиеся в материалах дела доказательства, суд признает, что исковые требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).
В силу пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Статьей 608 ГК РФ предусмотрено, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Рассмотрев материалы дела, суд приходит к выводу о том, что при принятии постановления от 25 сентября 2007 г. № 2908 и заключении договора аренды от 15 октября 2007 г. № 1486 администрация города Благовещенска и комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска не имели полномочий на распоряжение спорным земельным участком.
В частности, в соответствии со статьей 6 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения оспариваемых договоров) под земельным участком как объектом земельных отношений понимается часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Исходя из указанных положений земельный участок может выступать объектом правоотношений в том случае, если он индивидуализирован посредством проведения государственного кадастрового учета.
Объектом договора аренды от 15 октября 2007 г. № 1486 является земельный участок из категории земель населенных пунктов общей площадью 40174 кв. м с кадастровым номером 28:01:130082:0009.
Как указано выше, на данном земельном участке в числе прочих объектов расположены объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (введенной Федеральным законом от 17 апреля 2006 г. № 53-ФЗ, вступившим в силу 1 июля 2006 года) в целях разграничения государственной собственности на землю земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации, относятся к федеральной собственности. При этом по смыслу данной статьи право федеральной собственности на названные в ней участки возникает с момента вступления в силу Федерального закона от 17 апреля 2006 г. № 53-ФЗ независимо от даты государственной регистрации права на них.
Таким образом, исходя из изложенного земельные участки, на которых расположены перечисленные выше объекты недвижимости Российской Федерации, с 1 июля 2006 года относятся к федеральной собственности. Как следует из пояснений сторон, межевание и установление границ этих земельных участков не проводилось. При таких обстоятельствах суд считает, что после 1 июля 2006 года администрация города Благовещенска и комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска не могли распоряжаться земельным участком с кадастровым номером 28:01:130082:0009 (в целом как объекта прав) до момента его размежевания.
Кроме того, суд также учитывает, что 14 декабря 2007 года зарегистрировано право федеральной собственности на спорный земельный участок (свидетельство о государственной регистрации от 14 декабря 2007 г. № 28АА 177078), при этом в качестве основания регистрации указан пункт 1 статьи 3.1 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ".
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права; зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Вместе с тем, до настоящего времени зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 28:01:130082:0009 никем не оспорено и является юридически действительным.
Таким образом, на основании изложенного суд приходит к выводу о том, что распоряжение земельным участком с кадастровым номером 28:01:130082:0009 и заключение договора аренды от 15 октября 2007 г. № 1486 было произведено в нарушение положений статьи 608 ГК РФ.
В соответствии со статьей 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В связи с этим договор аренды от 15 октября 2007 г. № 1486 является ничтожной сделкой. По этой причине договор субаренды от 20 ноября 2007 г. № 07/01, заключенный на основании указанного договора аренды, также является ничтожным.
Ссылки ответчиков на оспоримость договора аренды от 15 октября 2007 г. № 1486 и, как следствие, на истечение срока исковой давности для признания его недействительным судом во внимание не принимаются, так как распоряжение земельным участком в отсутствие на это полномочий (чужим земельным участком) противоречит статьям 209 и 608 ГК РФ и является основанием для признания соответствующего договора ничтожным.
Доводы ответчиков о том, что постановление мэра города Благовещенска от 25 сентября 2007 г. № 2908, на основании которого заключен оспариваемый договор аренды от 15 октября 2007 г. № 1486, не признано в установленном порядке недействительным, судом оценены и признаны необоснованными. Так, статья 12 ГК РФ предусматривает возможность неприменения судом акта государственного органа и органа местного самоуправления, противоречащего закону. Поскольку, как указано выше, администрация города Благовещенска не имела полномочий на распоряжение спорным земельным участком, постановление от 15 октября 2007 г. № 1486 противоречит закону (статьям 209, 608 ГК РФ и статьям 9, 29 Земельного кодекса РФ) и, как следствие, судом не применяется.
Довод администрации города Благовещенска о том, что земельный участок был предоставлен обществу "Торговый порт "Благовещенск" на основании пункта 2 статьи 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования общества на право аренды, судом во внимание также не принимается, поскольку несмотря на указанное обстоятельство предоставление земельного участка в аренду представляет собой распоряжение этим участком и как таковое может осуществляться только уполномоченным на то лицом (собственником участка).
Утверждение ответчиков и третьего лица администрации города Благовещенска о возможности Российской Федерации как правообладателя сооружений, находящихся на арендуемом участке, вступить в договор аренды от 15 октября 2007 г. № 1486 и перевести на себя часть предусмотренных им прав и обязанностей также необоснованно, поскольку, как указано выше, данный договор заключен в нарушение требований закона и является ничтожной сделкой.
В связи с изложенным требования Территориального управления Росимущества по Амурской области и первого заместителя Восточно-Сибирского транспортного прокурора подлежат удовлетворению.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка, исходя из смысла решения, имеется в виду: "... по требованию о признании ...".

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины по настоящему делу составляет 4000 руб. В связи с тем, что истцы и ответчик комитет по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска от уплаты пошлины освобождены, согласно части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчиков ЗАО "Торговый порт "Благовещенск" и ООО "СВХ-Порт" в доход федерального бюджета в следующих размерах: с ЗАО "Торговый порт "Благовещенск" - 2000 руб. (1000 руб. по требованию о признании ничтожным договора аренды от 15 октября 2007 г. № 1486 и 1000 руб. по требованию признании ничтожным договора субаренды от 20 ноября 2007 г. № 07/01), с ООО "СВХ-Порт" - 1000 руб. (по требованию о признании ничтожным договора субаренды от 20 ноября 2007 г. № 07/01). При определении размера подлежащей взысканию пошлины суд учитывает, что ЗАО "Торговый порт "Благовещенск" является стороной и договора аренды от 15 октября 2007 г. № 1486, и договора субаренды от 20 ноября 2007 г. № 07/01, ООО "СВХ-Порт" - только стороной договора субаренды от 20 ноября 2007 г. № 07/01.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167 - 170 и 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

признать недействительным (ничтожным) договор аренды земельного участка от 15 октября 2007 г. № 1486, заключенный комитетом по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска и ЗАО "Торговый порт "Благовещенск".
Признать недействительным (ничтожным) договор субаренды земельного участка от 20 ноября 2007 г. № 07/01, заключенный ЗАО "Торговый порт "Благовещенск" и ООО "СВХ-Порт".
Взыскать с закрытого акционерного общества "Торговый порт "Благовещенск" (ИНН 2801014506) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СВХ-Порт" (ИНН 2801116829) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Шестой арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), либо в двухмесячный срок после вступления его в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) через Арбитражный суд Амурской области.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Амурской области от 27.03.2009 № А04-407/2009
Договоры аренды и субаренды земельного участка признаны недействительными, поскольку муниципальное образование не вправе распоряжаться земельным участком, находящимся в собственности Российской Федерации

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru