Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 сентября 2008 г. по делу № 3-208-2008

Пермский краевой суд в лице
председательствующего судьи Васильевой О.А.,
при секретаре Н.,
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Синевой А.М., представителя администрации Полазненского городского поселения - Г., настаивавшего на заявленных требованиях, представителя Правительства Пермского края - З., возражавшего против удовлетворения заявления, представителя администрации Добрянского муниципального района - С., поддержавшего заявление, рассмотрел 22 сентября 2008 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению администрации Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края о признании недействующими в части Критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 01.02.2008 года № 12-п, и Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 28.03.2008 года № 67-п,

установил:

Постановлением Правительства Пермского края от 01.02.2008 года № 12-п, опубликованного в газете "Звезда" № 22 от 14.02.2008 года, утверждены прилагаемые к нему критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края (далее по тексту - Критерии).
На основании пункта 1 Критериев к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края относятся автомобильные дороги и их участки (далее - автомобильные дороги), соответствующие одному из следующих критериев:
автомобильные дороги общего пользования, обеспечивающие связь административного центра Пермского края с административными центрами муниципальных районов и городских округов Пермского края;
автомобильные дороги общего пользования, обеспечивающие связь административных центров муниципальных районов и(или) городских округов Пермского края между собой;
автомобильные дороги общего пользования, являющиеся обходами населенных пунктов, соединяющие автомобильные дороги общего пользования федерального и(или) регионального или межмуниципального значения Пермского края.
Согласно абзацу 2 пункта 2 Критериев к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края могут относиться автомобильные дороги общего пользования, обеспечивающие проезд транзитного транспорта через центральные территории административного центра Пермского края и обеспечивающие кратчайшие выезды на автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края (магистральные улицы).
Постановлением Правительства Пермского края от 28.03.2008 года № 67-п утвержден прилагаемый к постановлению Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края (далее по тексту Перечень).
В соответствии с пунктом 20 данного Перечня к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края отнесена находящаяся на территории Добрянского муниципального района автодорога Пермь - Березники 022 + 636 - 038 + 419, 041 + 100 - 128 + 062.
Указанное Постановление Правительства, как и утвержденный им Перечень опубликованы не были.
Администрация Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края обратилась в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующими абзаца 1 пункта 1 Критериев в части слов "и их участки", абзаца 2 пункта 2 Критериев, а также пункта 20 приведенного выше Перечня.
В обоснование своих требований указала, что отнесение к автомобильным дорогам участков дорог противоречит статье 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по смыслу которой автомобильная дорога является единым объектом и не предусматривает возможность деления ее на участки.
Исходя из пункта 20 Перечня из автомобильной дороги общего пользования "Пермь - Березники" искусственно выделен и исключен участок между 38 и 41 километрами, проходящий по территории Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района. Не включение данного участка в состав дороги влечет отнесение его к муниципальным автодорогам, обслуживаемым за счет муниципального бюджета. Между тем, указанный участок дороги не может быть отнесен к собственности поселения и муниципального района в силу положений частей 8-10 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ, предусматривающих невозможность отнесения автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения к собственности поселения и муниципального района. Данный участок дороги является составной частью автомобильной дороги общего пользования, обеспечивающей связь административного центра Пермского края с административным центром муниципального района и городского округа - городом Березники.
Оспариваемые акты в частях, предусматривающих деление единой автомобильной дороги на участки, а также установление особых условий только для одного из муниципальных образований субъекта Российской Федерации - города Перми, противоречат также частям 1 и 5 статьи 5, частям 5 и 6 статьи 6, статьям 9, 13, 14 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ, статьям 10, 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В судебном заседании представитель администрации Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края - Г. заявленные требования поддержал.
Представитель Правительства Пермского края З. возражал против удовлетворения заявления, полагая, что оспариваемые акты приняты в пределах компетенции краевого Правительства и не противоречат федеральному законодательству и Закону Пермского края от 09.03.2006 года № 2900-655 "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности".
Так, определение критериев отнесения автомобильных дорог к автодорогам регионального и межмуниципального значения является исключительным полномочием высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Спорный участок автодороги "Пермь - Березники" км 038 + 419, 041 + 100 относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения поселения и является участком улично-дорожной сети поселка Полазна. Данный участок дороги никогда не входил в состав собственности Пермской области и края. К региональной собственности относилась та часть автодороги Пермь - Березники, которая была построена за счет средств регионального бюджета либо в установленном порядке передана в собственность области (края), а именно участки автодороги от г. Перми до п. Полазна и от п. Полазна до г. Березники.
Выделение на автомобильной дороге участков и разделение ее на участки не противоречит действующему законодательству. Несмотря на то, что в Федеральном законе № 257-ФЗ отсутствует понятие участка автомобильной дороги, однако в ряде его статей используются слова "участки автомобильных дорог".
Представитель администрации Добрянского муниципального района Пермского края С. выразил согласие с заявленными требованиями.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора краевой прокуратуры Синевой А.М., полагавшей заявление в части требования, касающегося оспаривания Критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края, не подлежащим удовлетворению, а в остальной части - дело подлежащим прекращению в связи с тем, что Постановление Правительства Пермского края от 28.03.2008 года № 67-п опубликовано не было, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Согласно части 8 статьи 5 указанного Федерального закона критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Принимая постановления от 01.02.2008 года № 12-п "Об утверждении критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения" и от 28.03.2008 года № 67-п "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края" Правительство Пермского края действовало в пределах своей компетенции.
Утвержденные Постановлением краевого Правительства от 01.02.2008 года № 12-п Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения предусматривают как критерии, наличие которых влечет обязательное отнесение автодорог и их участков к автодорогам указанного значения (пункт 1 Критериев), так и критерии, при наличии которых возможно отнесение автодорог к автодорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края (пункт 2 Критериев).
Оспаривая положения абзаца 1 пункта 1 Критериев в части слов "и их участки", администрация Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края полагала, что Правительством края допущено нарушение положений Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ, а также Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Между тем, доводы о противоречии абзаца 1 пункта 1 Критериев положениям федерального законодательства суд находит несостоятельными.
На основании пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью.
Содержащееся в указанной правовой норме понятие автомобильной дороги предусматривает включение в объект транспортной инфраструктуры земельных участков в границах полосы отвода автодороги, что предполагает возможность отнесения к автодорогам того или иного значения автомобильных дорог и их участков. Кроме того, содержание пункта 9 статьи 3, части 8 статьи 5 данного Федерального закона № 257-ФЗ также указывает на то, что федеральным законодателем используется термин "участки автомобильных дорог".
При таком положении абзац 1 пункта 1 Критериев в части слов "и их участки" не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав муниципального образования "Полазненское городское поселение".
Не нарушают прав данного муниципального образования и положения абзаца 2 пункта 2 Критериев, предусмотревшие возможность отнесения к автодорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения края автодороги, обеспечивающие проезд транзитного транспорта через центральные территории города Перми и обеспечивающие кратчайшие выезды на автодороги края.
Таким образом, требование администрации Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края о признании недействующими абзаца 1 пункта 1 в части слов "и их участки" и абзаца 2 пункта 2 Критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 01.02.2008 года № 12-п, не основано на законе и удовлетворению не подлежит.
Как установлено судом при рассмотрении дела, Постановление Правительства Пермского края от 28.03.2008 года № 67-п "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края" опубликовано не было.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" установлено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в том числе предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, включая правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 11 Закона Пермского края от 07.09.2007 года № 107-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти Пермского края" акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Пермского края.
Постановления Правительства Пермского края по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина подлежат официальному опубликованию и вступают в силу не ранее чем через десять дней после дня их официального опубликования.
Иные постановления Правительства Пермского края вступают в силу со дня подписания, если самими постановлениями Правительства Пермского края не предусмотрен иной порядок вступления их в силу, и в обязательном порядке рассылаются заинтересованным органам государственной власти, органам местного самоуправления, организациям, должностным лицам, гражданам и их объединениям, которых касаются эти постановления.
Постановление Правительства Пермского края от 28.03.2008 года № 67-п, как и опубликованное в установленном порядке Постановление краевого Правительства от 01.02.2008 года № 12-п, является нормативным правовым актом и регулирует отношения, возникающие в связи с использованием региональных или межмуниципальных автомобильных дорог общего пользовании Пермского края неограниченным кругом лиц.
В силу положений Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" граждане относятся к пользователями автомобильных дорог и обладают правами, перечисленными в статье 28 данного Федерального закона, включая право на информацию о сведениях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Утверждение высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечня автомобильных дорог указанного значения предусмотрено данным Федеральным законом, поэтому у граждан, как пользователей автодорог, имеется право на информацию о перечне таких автодорог. Право на данную информацию обеспечивает реализацию гражданами как права на возмещение вреда от ненадлежащего содержания автодорог уполномоченными лицами, так и на реализацию иных прав по пользованию автодорогами.
Таким образом, несмотря на то, что Постановление Правительства Пермского края от 28.03.2008 года № 67-п не регулирует непосредственно вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, оно затрагивает права граждан, в связи с чем данное Постановление подлежало официальному опубликованию. Несоблюдение порядка обнародования указанного нормативного правового акта свидетельствует о нарушении порядка его принятия и влечет признание недействующим с момента его принятия без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199, ч. 1, 2 ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Частично удовлетворить заявление администрации Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края.
Признать недействующим со дня его принятия Постановление Правительства Пермского края от 28.03.2008 года № 67-п "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края".
Отказать администрации Полазненского городского поселения Добрянского муниципального района Пермского края в удовлетворении заявления о признании недействующими абзаца 1 пункта 1 в части слов "и их участки" и абзаца 2 пункта 2 Критериев отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 01.02.2008 года № 12-п.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, и на него может быть подано представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме - с 23 сентября 2008 года.

Судья п.п.
ВАСИЛЬЕВА О.А.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Определением Верховного Суда РФ от 24.12.2008 № 44-Г08-40 данное решение оставлено без изменения.

Решение Пермского краевого суда от 22.09.2008 по делу № 3-208-2008
<О признании недействующим Постановления Правительства Пермского края от 28.03.2008 № 67-п "Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru