Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 июля 2009 г. по делу № А31-1558/2009

Резолютивная часть решения объявлена 7 июля 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 10 июля 2009 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Семенова А.И.
лицо, ведущее протокол: секретарь судебного заседания Красавина Н.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО "Обслуживающая компания "Костромской речной порт"
к Костромской области в лице Департамента финансов Костромской области
третьи лица: Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области
о взыскании 500 000 руб.
при участии:
от истца: Заиграева Н.Г. (доверенность от 15.06.2009), Мельничук В.В. (доверенность от 19.03.2009), Тульская М.А. (доверенность от 06.07.2009), Романова Е.Д. (доверенность от 06.07.2009)
от ответчика: Курохтина О.С. (доверенность от 04.06.2008)
от третьих лиц: Шацкая Н.В. (доверенность от 30.10.2008), Желтышева С.В. (доверенность от 14.04.2009)

установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью "Обслуживающая компания "Костромской речной порт" (далее - ООО "Обслуживающая компания "Костромской речной порт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Костромской области (далее - Департамент транспорта) о взыскании 500 000 руб. задолженности по договору на осуществление регулярных пассажирских перевозок внутренним водным транспортом на территории Костромской области и возмещение недополученных доходов в 2008 году.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Департамент финансов Костромской области (далее - Департамент финансов).
До принятия судебного акта по делу истец на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил обязать ответчика возместить сумму недополученных доходов в размере 500 000 руб.
Исковые требования основаны на положениях статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Уточнение принято судом.
Определением суда от 07.05.2009 произведена замена ответчика по делу на Костромскую область. Департамент финансов привлечен к участию в деле в качестве лица, выступающего в суде от имени Костромской области. Департамент транспорта привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В судебном заседании представители истца требования поддержали.
Представитель ответчика требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 07.07.2009 до 16 часов 00 минут.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Общество как специализированное предприятие в 2008 году осуществляло регулярные пассажирские перевозки внутренним водным транспортом по государственным регулируемым ценам, установленным постановлениями Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики от 10.04.2007 № 07/20 и от 14.04.2008 № 08/31.
20.02.2008 между Департаментом транспорта (Департамент) и Обществом (Перевозчик) заключен договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок внутренним водным транспортом на территории Костромской области и возмещение недополученных доходов в 2008 году, предметом которого является оказание транспортных услуг на территории Костромской области путем осуществления самоходными транспортными судами перевозчика регулярных перевозок пассажиров и багажа на условиях публичного договора на маршрутах межмуниципального сообщения и переправах областного значения согласно утвержденному Департаментом расписанию движения.
В соответствии с пунктом 2.1.1 договора Департамент обязался осуществлять возмещение недополученных Перевозчиком доходов от перевозки пассажиров в соответствии с распоряжением администрации Костромской области от 13.02.2008 № 114-ра "Об утверждении перечней юридических лиц и индивидуальных предпринимателей транспортного комплекса, имеющих право на получение средств из областного бюджета в 2008 году" и постановлением администрации Костромской области от 13.02.2008 № 37-а "О Порядке предоставления субсидий на отдельные мероприятия в области воздушного, внутреннего водного и железнодорожного транспорта в 1 полугодии 2008 года" за счет средств, предусмотренных Законом Костромской области от 03.12.2007 № 233-4-ЗКО "Об областном бюджете на 2008 год", выделяемых Департаментом финансов в 2008 году на эти цели в пределах лимитов бюджетных обязательств, но не более фактически сложившихся убытков.
Ненадлежащее финансирование из бюджета расходов, связанных с осуществлением пассажирских перевозок, понесенных обществом в 2008 году, послужило основанием обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон и третьего лица, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
По общему правилу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, произведенные лицом, право которого нарушено, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для наступления деликтной ответственности необходима совокупность следующих условий: факт наступления вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между его поведением и наступившими последствиями, вина причинителя вреда.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец обязан доказать совокупность перечисленных условий.
Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что в 2008 году истец осуществлял регулярные социально-значимые пассажирские перевозки транспортом общего пользования.
Указанная деятельность осуществлялась на основании договора, заключенного с Департаментом транспорта, действовавшим в целях реализации полномочий по организации транспортного обслуживания населения.
Провозная плата за перевозку пассажиров и багажа определялась по правилам статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации - в пределах утвержденных тарифов. В рассматриваемом случае цена билетов была определена уполномоченным органом субъекта Российской Федерации - Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области.
Применение установленных тарифов предполагало образование убытков, в связи с чем, органами исполнительной власти Костромской области был определен перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей транспортного комплекса, имеющих право на получение средств из областного бюджета в 2008 году, утвержденный распоряжением администрации Костромской области от 13.02.2008 № 114-ра.
В названный перечень включено ООО "Обслуживающая компания "Костромской речной порт".
Постановлением администрации Костромской области от 13.02.2008 № 37-а утвержден порядок предоставления субсидий на отдельные мероприятия в области воздушного, внутреннего водного и железнодорожного транспорта в 2008 году (далее - Порядок).


В соответствии с пунктом 2 Порядка целью предоставления средств областного бюджета в виде субсидий на отдельные мероприятия в области воздушного, внутреннего водного и железнодорожного транспорта общего пользования (возмещение недополученных доходов при осуществлении регулярных пассажирских перевозок) является обеспечение транспортного обслуживания населения пассажирским железнодорожным, внутренним водным и воздушным транспортом общего пользования в межмуниципальном сообщении в Костромской области.
Распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых в виде субсидий на отдельные мероприятия (возмещение недополученных доходов при осуществлении регулярных пассажирских перевозок) в области воздушного, внутреннего водного и железнодорожного транспорта (далее - субсидии), является Департамент транспорта (пункт 3).
Получателями средств областного бюджета в виде субсидий на возмещение недополученных доходов от осуществления регулярных пассажирских перевозок в межмуниципальном сообщении являются перевозчики, включенные в перечень перевозчиков - получателей средств областного бюджета, утверждаемый Администрацией Костромской области, и заключившие соответствующий договор на осуществление регулярных пассажирских перевозок с Распорядителем, в том числе, перевозчики общего пользования внутреннего водного транспорта, осуществляющие регулярные пассажирские перевозки на пригородных и межмуниципальных маршрутах внутреннего водного транспорта и переправах областного значения самоходными транспортными судами (пункт 4).
В соответствии с пунктами 5, 6 Порядка условием предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов при осуществлении регулярных пассажирских перевозок является осуществление перевозчиками - получателями регулярных пассажирских перевозок по согласованным с Распорядителем расписаниям движения с применением провозной платы, равной максимальному уровню тарифов, в случае если сумма расходов, понесенных от осуществления регулярных пассажирских перевозок, превышает сумму доходов, полученных от осуществления таких перевозок. Сумма средств, подлежащих выделению из областного бюджета в виде субсидий на возмещение недополученных доходов, определяется как разница между суммой расходов, понесенных перевозчиком при осуществлении регулярных пассажирских перевозок, и суммой доходов, полученных от осуществления регулярных пассажирских перевозок на таких маршрутах.
Согласно пункту 7 Порядка для получения субсидий на возмещение недополученных доходов при осуществлении регулярных пассажирских перевозок перевозчики - получатели субсидий:
1) представляют распорядителю ежемесячный отчет о деятельности перевозчика (далее - отчет) по форме, согласно приложению к настоящему порядку, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным;
2) представляют распорядителю прогнозные показатели по осуществлению регулярных пассажирских перевозок на 2008 год с разбивкой поквартально;
3) осуществляют раздельный учет доходов и расходов по выполнению регулярных пассажирских перевозок по видам сообщений;
4) в целях осуществления контроля за использованием средств областного бюджета предоставляют распорядителю ежеквартальную бухгалтерскую отчетность, а также годовую бухгалтерскую, налоговую и статистическую отчетность.
В силу пункта 8 Порядка распорядитель:
1) составляет бюджетную роспись по получателям субсидий, распределяет лимиты бюджетных обязательств на 2008 год по получателям и представляет их на утверждение в департамент финансов Костромской области;
2) на основании представленных получателями субсидий отчетов, в пределах лимитов бюджетных обязательств, составляет сводные реестры бюджетных обязательств;
3) готовит платежные поручения на перечисление средств каждому конкретному получателю субсидий и еженедельно представляет их в департамент финансов Костромской области для перечисления средств получателям;
4) доводит до получателей лимиты бюджетных обязательств.
Статьей 14 Закона Костромской области от 03.12.2007 № 233-4-ЗКО "Об областном бюджете на 2008 год" установлено, что средства на поддержку транспорта из областного бюджета предоставляются в виде субсидий в порядке, утверждаемом администрацией Костромской области, в случаях осуществления расходов на:
1) отдельные мероприятия в области воздушного транспорта;
2) отдельные мероприятия в области внутреннего водного транспорта;
3) отдельные мероприятия в области автомобильного транспорта;
4) отдельные мероприятия в области железнодорожного транспорта,
включая возмещение недополученных доходов перевозчиками в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров в пригородном и межмуниципальном сообщении по регулируемым тарифам.
Согласно Ведомственной структуре расходов областного бюджета на 2008 год на отдельные мероприятия в области морского и речного транспорта запланировано 4737,6 тыс. руб., в том числе, 4737,6 тыс. руб. на субсидии юридическим лицам.
Письмами от 21.02.2008, от 22.02.2008, от 17.07.2008 и от 09.10.2008 Департамент транспорта довел до истца лимиты бюджетных обязательств в сумме 4587,6 тыс. руб.
Судом установлено, что в связи с осуществлением перевозок по регулируемым ценам за 2008 год расходы истца составили 8818,5 руб.
Доходы от перевозки составили 1986,72 тыс. руб.
Фактически возмещено из бюджета 4087,6 тыс. руб.
Разница между суммой понесенных Обществом расходов и суммой полученных доходов по расчетам истца, составила 2 774,2 тыс. руб.
Истец требует взыскать сумму недополученных доходов в размере 500 000 руб., в пределах выделенного лимита бюджетных обязательств.
Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что Общество представило в Департамент транспорта необходимые данные статистической и бухгалтерской отчетности, подтверждающие осуществление деятельности перевозчика за 2008 год.
07.08.2007 Департамент транспорта направил в Департамент финансов платежное поручение на перечисление средств истцу в размере 500 000 руб. на возмещение недополученных доходов от перевозки пассажиров за 3 квартал 2008 года
Указанное платежное поручение возвращено Департаментом финансов 31.12.2008 в связи с завершением финансового года.
Судом установлено, что компенсация затрат истца не осуществлена из-за недостаточного финансирования из областного бюджета.
При указанных обстоятельствах, суд считает иск Общества о взыскании убытков в размере 500 000 руб. (заявленных в пределах выделенных на 2008 год лимитов бюджетных обязательств) правомерным.
Возражения Департамента финансов о том, что надлежащим представителем ответчика по делу должен выступать Департамент транспорта как главный распорядитель бюджетных средств судом также отклоняются.
В силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из областного бюджета. По настоящему делу судом установлено недофинансирование со стороны Департамента финансов (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23). В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Департамент финансов не представил суду доказательств выделения Департаменту транспорта финансовых средств на компенсацию выпадающих доходов организациям, осуществляющих социально значимые регулярные пассажирские перевозки. Кроме того, согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа. В данном случае - Костромская область в лице Департамента финансов.
Суд также принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 3 Порядка департамент транспорта является распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых в виде субсидий на отдельные мероприятия направляемых на возмещение недополученных доходов газоснабжающим организациям от реализации сжиженного газа населению Костромской области по регулируемым ценам. Перечисление из областного бюджета субсидии осуществляет Департамент финансов (пункт 9 Порядка).
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Департамент транспорта не является главным распорядителем средств областного бюджета.
Арбитражный суд отклоняет возражения ответчика о недоказанности размера заявленных к взыскании убытков.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Размер заявленных к взысканию убытков обоснован расчетами Общества, проверенными Департаментом транспорта.
Оценка требований и возражений сторон осуществляется с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 Кодекса).
Департамент финансов какие-либо доказательства, опровергающие сведения истца, не представил; контррасчет размера убытков в материалах дела отсутствует.
При указанных обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Костромской области

решил:

иск удовлетворить.
Взыскать с Костромской области в лице Департамента финансов Костромской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Обслуживающая компания "Костромской речной порт" 500 000 руб. убытков, 11 500 руб. расходов по уплате государственной пошлины за счет средств казны Костромской области.
Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья
А.И.СЕМЕНОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Костромской области от 10.07.2009 по делу № А31-1558/2009
Исковое требование о взыскании убытков, в виде недополученных доходов, образовавшихся в результате оказания услуг по перевозке пассажиров в пригородном и межмуниципальным сообщении по регулируемым тарифам, удовлетворено правомерно, так как субсидии на возмещение данных убытков в спорный период предоставлялись из областного бюджета в недостаточном объеме.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru