Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Самарская область


САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 января 2009 года

Самарский областной суд в составе:
председательствующего Решетняк М.А.,
при секретаре Рощектаевой О.Н.,
с участием прокурора Кладчикова М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Самарской области о признании противоречащими федеральному закону и недействующими отдельных положений Закона Самарской области от 16.07.2004 № 122-ГД "О государственной поддержке граждан, имеющих детей",

установил:

Прокурор Самарской области обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному закону и недействующими отдельных положений Закона Самарской области от 16.07.2004 № 122-ГД "О государственной поддержке граждан, имеющих детей".

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду пункты 2 и 3 статьи 24, а не абзацы 2 и 3 статьи 24.

В своем заявлении прокурор указывает на то, что в соответствии с абзацами 2 и 3 ст. 24 названного нормативного правового акта выплата пособий (доплат), установленных настоящим Законом, производится министерством здравоохранения и социального развития Самарской области по заявлению получателей путем перечисления пособий (доплат) на лицевые счета в отделениях Поволжского банка Сберегательного банка Российской Федерации либо через отделения связи по месту жительства. При отсутствии отделения Поволжского банка Сберегательного банка Российской Федерации в населенном пункте сельской местности выплата пособия (доплат) на ребенка производится путем перечисления денежных средств получателю через отделение связи по месту жительства.
Прокурор Самарской области считает, что указанные положения оспариваемого закона противоречат ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", исключают участие других кредитных организаций в правоотношениях по обслуживанию счетов граждан, получающих пособия (доплаты).
В судебном заседании представитель прокуратуры Самарской области прокурор Кладчиков М.Ю. требования поддержал, просил признать перечисленные нормы Закона Самарской области от 16.07.2004 № 122-ГД "О государственной поддержке граждан, имеющих детей" недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель Самарской Губернской Думы С<...> не признал заявленные требования прокурора Самарской области, ссылаясь на позицию Конституционного суда Российской Федерации, высказанную в определении от 15 января 2008 года № 243-0-0, на Федеральный закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", в котором Сберегательный банк Российской Федерации указан как агент Правительства Российской Федерации по осуществлению определенных компенсационных выплат и пособий (в случае, если данные выплаты не осуществляются через организации Федеральной почтовой связи), полагает, что установление пунктами 2 и 3 статьи 24 Закона Самарской области "О государственной поддержке граждан, имеющих детей" в качестве агента при выплате социальных пособий Сберегательного банка России, полностью соответствует целям, изложенным в позиции в вышеприведенном определении Конституционного суда Российской Федерации, и не противоречит федеральному законодательству.
Заслушав объяснение сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что требования прокурора Самарской области не подлежат удовлетворению.
Самарской Губернской Думой принят Закон Самарской области от 16.07.2004 № 122-ГД "О государственной поддержке граждан, имеющих детей".
Текст Закона Самарской области опубликован 22.07.2004 в газете "Волжская коммуна".
В соответствии с абзацами 2 и 3 ст. 24 оспариваемого нормативного правового акта выплата пособий (доплат), установленных настоящим Законом, производится министерством здравоохранения и социального развития Самарской области по заявлению получателей путем перечисления пособий (доплат) на лицевые счета в отделениях Поволжского банка Сберегательного банка Российской Федерации либо через отделения связи по месту жительства. При отсутствии отделения Поволжского банка Сберегательного банка Российской Федерации в населенном пункте сельской местности выплата пособия (доплат) на ребенка производится путем перечисления денежных средств получателю через отделение связи по месту жительства.
Прокурор полагает, что вышеприведенные нормы исключили участие других кредитных организаций в правоотношениях по обслуживанию счетов граждан, получающих пособия (доплаты), противоречат положениям статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которым органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты, которые приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В силу п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
В правоотношениях, возникших в области регулирования вопросов о государственных пособиях граждан, имеющих детей, в силу ст. 2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам имеющим детей", применяется законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статьей 3 названного Федерального закона предусмотрено, что порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть третья введена Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ).
Таким образом, судом установлено, что Самарская Губернская Дума вправе была принять закон, регулирующий вопросы порядка назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей.
Судом также установлено, что Закон Самарской области от 16.07.2004 № 122-ГД "О государственной поддержке граждан, имеющих детей" принят Самарской Губернской Думой в соответствии с требованиями Устава Самарской области, Закона Самарской области от 05.02.1996 № 3-ГД "О Самарской Губернской Думе", Закона Самарской области от 12.10.2000 № 38-ГД "О разработке, внесении и принятии законов Самарской области" в пределах своих полномочий, компетенции, с соблюдением установленного порядка.
Установление пунктами 2 и 3 статьи 24 Закона Самарской области "О государственной поддержке граждан, имеющих детей" в качестве агента при выплате социальных пособий Сберегательного банка России не противоречит федеральному законодательству.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2008 имеет номер 243-О-О, а не 2430-О-О.

Данное положение согласуется с позицией Конституционного суда Российской Федерации, высказанной в определении от 15.01.2008 № 2430-О-О по жалобе ОАО А<...> о нарушении конституционных прав и свобод частью первой статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции Федерального закона от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ), регламентирующей общий порядок выплаты пенсий, назначаемых лицам, на которых распространяется действие данного Закона.
Конституционный суд в определении указал, что приведенный общий порядок выплаты и доставки пенсий исходит из обязательности своевременного и полного перечисления необходимых для этого денежных средств, что требует от законодателя установления конкретного и контролируемого механизма расходования бюджетных средств, который учитывал бы специфику регулирования пенсионного обеспечения соответствующих категорий граждан в процессе перечисления бюджетных средств, предназначенных на эти цели, в связи с чем порядок выплат пенсий рассматриваемой категории лиц детализируется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.11.2008 № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" Сберегательный банк Российской Федерации является агентом Правительства Российской Федерации по осуществлению определенных выплат, в случае, если данные выплаты не осуществляются через организации Федеральной почтовой связи.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" расходы на доставку и пересылку государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляются из тех же источников, из которых производится выплата пособий.
Финансирование расходов на оплату услуг организаций Федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится в размерах, установленных законодательством Российской Федерации, определяющим финансирование расходов на оплату услуг организаций Федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пенсий.
Плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, не взимается.
В статье 4 Федерального закона "О защите конкуренции" раскрыты понятия, используемые в данном федеральном законе.
Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов (индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход), при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общих условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 названной статьи.
Исходя из понятий, приведенных в статье 4 Федерального закона "О защите конкуренции", не оплачиваемая в данном случае услуга Сберегательного банка России не подпадает под действие Федерального закона "О защите конкуренции".
Таким образом, п. 2 в части слов "на лицевые счета Поволжского банка Сберегательного банка Российской Федерации либо" и п. 3 статьи 24 Закона Самарской области "О государственной поддержке граждан, имеющих детей" не противоречат федеральному законодательству.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении заявления прокурора Самарской области о признании противоречащими федеральному закону и недействующими пункт 2 в части слов "на лицевые счета в отделениях Поволжского банка Сберегательного банка Российской Федерации либо" и пункт 3 ст. 24 Закона Самарской области от 16.07.2004 № 122-ГД "О государственной поддержке граждан, имеющих детей" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий
М.А.РЕШЕТНЯК




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Самарского областного суда от 26.01.2009
Об отказе в удовлетворении заявления о признании противоречащими федеральному закону и недействующими пункта 2 в части слов "на лицевые счета в отделениях Поволжского банка Сберегательного банка Российской Федерации либо" и пункта 3 ст. 24 Закона Самарской области от 16.07.2004 № 122-ГД "О государственной поддержке граждан, имеющих детей".

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru