Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Самарская область


САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 июня 2010 года

Самарский областной суд в составе:
председательствующего Рощиной Т.З.,
с участием прокурора Хуснутдиновой А.Р.,
при секретаре Шумаковой С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению К.О.А. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановление Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 года № 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере <...> руб.,

установил:

К.О.А. обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 года № 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" в части утверждения установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере <...>.
В обоснование требований заявитель ссылается на то, что является собственником земельного участка площадью <...> кв. м, расположенного по адресу: <...>.
Установленная оспариваемым постановлением кадастровая стоимость земельного участка значительно увеличила сумму земельного налога: с <...> руб., взимаемых в 2008 г., до <...> руб. за 2009 г.
Земельный участок отнесен к 7-й группе разрешенного использования как предназначенный для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Тогда как такие объекты на земельном участке отсутствуют, на кадастровый учет он был поставлен с разрешенным использованием - культурно-оздоровительные цели, что позволяет отнести данный участок к 8 группе, а именно: к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения.
В границах кадастрового квартала, в котором находится спорный земельный участок, расположены однородные земельные участки с таким же разрешенным использованием, при этом удельный показатель таких (однородных) участков значительно ниже, чем спорного, что противоречит п. 2.1.2 Методических указаний.
Неправильное определение группы вида разрешенного использования земельного участка заявителя, по его мнению, противоречит ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ, что привело к завышению кадастровой стоимости земельного участка и земельного налога, последствием чего явилось снижение уровня его прав и интересов как налогоплательщика.
В судебном заседании представитель К.О.А. - Ш.А.Л., действующий по доверенности, заявление поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представители Правительства Самарской области П.С.С. и Н.Н.Н. просили в удовлетворении заявления отказать.
Возражения изложили в письменном виде.
Выслушав объяснения представителей заявителя и заинтересованного лица, заслушав специалистов: Ф.И.О.1 - начальника отдела кадастровой оценки недвижимости Управления Росреестра по Самарской области и Ф.И.О.2 - заместителя директора Самарского филиала ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля", исследовав материалы дела, обозрев в судебном заседании отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, заслушав заключение представителя прокуратуры Самарской области Хуснутдиновой А.Р., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, суд не находит оснований к удовлетворению заявления.
Постановлением Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 года № 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> в размере <...> руб.
Постановление опубликовано с 11.12.2008 по 20.12.2008 в периодическом печатном издании - газете "Волжская коммуна".
В соответствии с подпунктами "в" и "к" части 1 статьи 72, частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 (с последующими изменениями) утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).
Приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года № 39 утверждены Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания).
Согласно п. 1.3 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Последовательность работ по определению кадастровой стоимости определена п. 1.4 Методических указаний и осуществляется в следующем порядке:
- формирование перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов;
- расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Как видно из государственного контракта N<...> на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов от <...> года, между Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимостью) (заказчиком) и федеральным государственным унитарным предприятием "Федеральный кадастровый центр "Земля" (далее - "ФГУП ФКЦ "Земля") (исполнителем) был заключен государственный контракт на выполнение работ по формированию перечня объектов оценки на территории Самарской области.
Контракт заключен по итогам конкурса (протокол рассмотрения заявок N<...> от <...> года).
В соответствии с нарядом-заказом N<...> от <...> г. ФГУП "ФКЦ "Земля" (далее - ФКЦ) поручило выполнение работ по формированию перечня объектов оценки на территории Самарской области Самарскому филиалу ФГУП "ФКЦ "Земля".
Согласно данному контракту исполнитель получает исходные данные по субъектам РФ в форме кадастрового плана территории в электронном виде. Кадастровый план территории для расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов формируется по состоянию на <...> г. в соответствии с Правилами оформления кадастрового плана территории для расчета кадастровой стоимости земельных участков, утвержденными Росземкадастром <...> г. Форма кадастрового плана территории приведена в приложении № 1.
Опрошенная в качестве специалиста заместитель директора Самарского филиала ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" Ф.И.О.2 пояснила, что согласно техническому заданию к наряду-заказу N<...> от <...> г. целью работы является формирование перечней объектов оценки в разрезе 16 видов разрешенного использования.
Работа по формированию перечней включала в себя:
- получение от ФГУП "ФКЦ "Земля" исходных перечней земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области в разрезе кадастровых районов;
- присвоение земельным участкам номера вида разрешенного использования;
- присвоение земельным участкам кода КЛАДР (классификатора адресов России).
В результате были сформированы три перечня:
- перечень объектов оценки (№ 1);
- перечень земельных участков, не вошедших в состав объектов оценки (№ 2);
- перечень дублирующихся записей (№ 3).
Сформированные перечни земельных участков были направлены в адрес заказчика (Роснедвижимости).
В свою очередь, исполнителем работ (ФГУП "ФКЦ "Земля") проверенные перечни объектов оценки были направлены в адрес заказчика (Роснедвижимости).
Сформированные перечни были представлены Управлению Роснедвижимости и после их утверждения переданы заказчиком (министерством имущественных отношений Самарской области) в электронном виде с сопроводительным письмом от <...> г. для определения кадастровой стоимости земельных участков.
Определение номера вида разрешенного использования земельных участков производилось в соответствии с Типовым перечнем видов разрешенного использования (таблица № 1 приложения № 2 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от <...> г. N<...>).
Номер вида разрешенного использования вносился в графу 10 "Номер вида разрешенного использования" исходного перечня земельных участков.
Для участка с кадастровым номером <...> в исходных перечнях в графе 6 "Разрешенное использование" записано: "Культурно-оздоровительные цели", в графе 10 "Номер вида разрешенного использования" был проставлен номер 7. То есть земельный участок был отнесен к седьмому виду разрешенного использования как земельный участок, предназначенный для размещения административных и офисных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.
Для отнесения данного участка к земельным участкам, предназначенным для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения, не было основания. Для этого необходимо, чтобы земельный участок был расположен в лечебно-оздоровительной местности - на территории, обладающей природными лечебными ресурсами и пригодной для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 23.02.1995 № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Спорный земельный участок в установленном Законом порядке к такой территории не отнесен.
Установлено, что в поселке городского типа <...> в кадастровом квартале N<...> в перечень объектов оценки земельных участков на <...> г. было включено 67 земельных участков, относящихся к землям населенных пунктов, из них у 61 земельного участка вид разрешенного использования - под индивидуальное жилищное строительство, в связи с чем они были отнесены ко 2 группе, и 6 земельных участков были отнесены к 7 группе, поскольку у них в графе 6 "Разрешенное использование" записано: "Культурно-оздоровительные цели" или: "Для размещения культурно-оздоровительного центра".
Специалист Ф.И.О.1 дал аналогичное заключение, пояснив также, что отсутствие на земельном участке зданий соответствующего целевого назначения не препятствовало отнесению его к 7 группе, как не препятствует использованию самого земельного участка по его целевому назначению.
Довод заявителя о том, что соседние земельные участки в том же кадастровом квартале с аналогичным разрешенным использованием имеют иную кадастровую оценку, не может быть принят во внимание, поскольку участки с кадастровыми номерами <...> (на которые заявителем представлены выписки из госкадастра) не были включены в перечень объектов оценки - земельных участков на <...> г.
Суд признает необоснованными доводы представителя заявителя о том, что при формировании Перечня земельных участков в составе земель населенных пунктов вид разрешенного использования спорного земельного участка был определен неправильно.
Классифицируя земельные участки, подлежащие кадастровому учету, для целей кадастровой оценки, а именно, обозначив номер вида разрешенного использования, ФКЦ "Земля" руководствовался и действовал в строгом соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Минэкономразвития РФ от 15 февраля 2007 года N<...>, а также Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 г. N<...>
В обязанности исполнителя не входила проверка сведений, содержавшихся в исходных перечнях земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области.
Информация в перечне о виде разрешенного использования земельного участка "культурно-оздоровительные цели" позволила классифицировать номер вида разрешенного использования как "7".
Довод о возможности отнесения земельного участка к 8 группе "земельные участки, предназначенные для размещения объектов рекреационного и лечебно-оздоровительного назначения" не обоснован, поскольку территория, на которой расположен земельный участок заявителя, не признана лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения; объектов, перечисленных в составе данного вида разрешенного использования (таблица № 1 приложения № 2 Технических рекомендаций) на земельном участке не имеется.
Суд не усматривает противоречия оспариваемого акта нормативным актам, имеющим большую юридическую силу.
По смыслу статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года № 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" участие органов исполнительной власти в исполнении государственной функции "организация проведения государственной кадастровой оценки земель" осуществляется в рамках компетенции субъекта Российской Федерации.
Из этого следует, что для признания незаконными оспариваемых норм необходимы доказательства ненадлежащего исполнения Правительством Самарской области своих полномочий при утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель.
Между тем суд такими доказательствами не располагает.
Отчет об определении кадастровой стоимости земельных участков был проверен Роснедвижимостью на соответствие Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года № 39.
По результатам проверки Роснедвижимостью было принято решение о соответствии отчета Методическим указаниям, которое было оформлено актом проверки.
Таким образом, судом установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий Правительства Самарской области с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения в действие нормативного правового акта, его содержание соответствует нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198, 251 - 253 ГПК РФ, суд

решил:

К.О.А. в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления Правительства Самарской области от 10 декабря 2008 года № 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <...> в размере <...> руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.

Председательствующий
Т.З.РОЩИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Определением Верховного Суда РФ от 28.07.2010 № 46-Г10-12 данное решение оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

Решение Самарского областного суда от 04.06.2010
Об отказе в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 № 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" в части установления кадастровой стоимости земельного участка.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru