Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Приморский край


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 января 2010 г. по делу № А51-18076/2009

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 15.01.2010.
Полный текст решения изготовлен 20.01.2010.
Арбитражный суд Приморского края
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Д.
к Администрации Надеждинского муниципального района Приморского края
3 лицо: Дума Надеждинского муниципального района Приморского края,
об оспаривании постановления,

установил:

индивидуальный предприниматель Д. обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим постановления главы муниципального образования Надеждинский район от 01.04.2005 № 284 "О базовых ставках арендной платы за земли на территории муниципального образования Надеждинский район на 2005 год".
Заявитель полагает, что базовые ставки арендной платы за земли на территории муниципального образования Надеждинский район, установленные оспариваемым постановлением, приняты с превышением полномочий исполнительного органа власти. Оспариваемое постановление не соответствует положениям статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которой установление местных налогов и сборов является исключительной компетенцией представительного органа. Постановление № 284 противоречит закону и нарушает права предпринимателя как собственника объекта недвижимости, поскольку на основании данного постановления решением Арбитражного суда Приморского края с Д. взыскана сумма неосновательного обогащения за фактическое использование земельного участка площадью 74 кв. м, расположенного под принадлежащим предпринимателю зданием магазина по адресу: <...>.
Администрация Надеждинского муниципального района Приморского края с доводами заявителя не согласилась, указав, что согласно статье 36 Устава Надеждинского муниципального района к полномочиям администрации Надеждинского муниципального района относится управление и распоряжение муниципальной собственностью. В рамках исполнения данных полномочий администрация вправе устанавливать базовые ставки арендной платы на территории муниципального района и заключать договоры аренды по утвержденным ставкам.
Дума Надеждинского муниципального района Приморского края, поддержав доводы администрации, просила требования предпринимателя оставить без удовлетворения, указав, что в силу прямого указания закона, а именно статьи 21 Закона РСФСР от 11.10.1991 № 1738-1 "О плате за землю" именно органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы.
Из материалов дела судом установлено, что индивидуальный предприниматель Д. является собственником объекта недвижимости - здания магазина площадью 32,50 кв. м, расположенного по адресу: <...>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 13.07.2005 серии 25-АА, номер 596761. Право собственности на земельный участок площадью 74 кв. м для эксплуатации под магазин зарегистрировано 06.08.2008, свидетельство о государственной регистрации серии 25-АБ, номер 007044.
Главой муниципального образования Надеждинский район Приморского края 01.04.2005 принято постановление № 284 "О базовых ставках арендной платы за земли на территории муниципального образования Надеждинский район на 2005 год", в соответствии с которым с 01.05.2005 установлены базовые ставки арендной платы на 2005 год для всех категорий земель и их целевого использования на территории муниципального образования Надеждинский район. Главам администраций сел и поселков предписано провести перерасчет размеров арендной платы с 01.05.2005 по действующим договорам аренды на земельные участки. Постановление опубликовано в газете "Трудовая слава" от 24.04.2005 и действует до настоящего времени.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 27.08.2009 по делу А51-8385/2008-28-50, вступившим в законную силу, с индивидуального предпринимателя Д. в пользу Администрации Надеждинского муниципального района взыскано 191884,39 руб. неосновательного обогащения, 32560,1 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами. Администрация Надеждинского муниципального района при расчете неосновательного обогащения исходила из размера ставок арендной платы, установленных постановлением главы муниципального образования Надеждинский муниципальный район Приморского края от 01.04.2005 № 284 "О базовых ставках арендной платы за земли на территории муниципального образования Надеждинский район на 2005 год", в связи с фактическим использованием земельного участка площадью 74 кв. м, расположенного под принадлежащим ответчику зданием магазина по адресу: <...>.
Предприниматель Д., полагая, что постановление № 284 от 01.04.2005 противоречит закону и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд удовлетворяет заявленные требования в силу следующего.
Согласно статье 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", действовавшего на момент издания оспариваемого постановления, в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления находилось принятие местных налогов и сборов. Аналогичное правило содержится в статье 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", действующего в настоящее время.
Согласно статье 25 Закона Приморского края от 09.02.1996 № 28-КЗ "О местном самоуправлении в Приморском крае", действовавшего на момент издания оспариваемого постановления, полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований. При этом в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:
принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
установление местных налогов и сборов;
установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что Дума Надеждинского района была избрана 07.12.2003, срок окончания полномочий избранного состава 2007 год.
Согласно статье 19 Устава муниципального образования Надеждинский район Приморского края, принятого муниципальным комитетом Надеждинского района 28.09.2004 и действующего на момент издания оспариваемого постановления, в исключительном ведении Думы находятся вопросы принятия общеобразовательных норм и правил, установление местных налогов и сборов, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью. К компетенции исполнительного органа власти отнесено управление муниципальной собственностью района, решение вопросов аренды объектов муниципальной собственности (статья 44 Устава 2004 года).
Аналогичным образом распределены полномочия между представительным и исполнительными органами власти Надеждинского муниципального района в Уставе, принятом решением Думы Надеждинского района 19.04.2005 № 77. Согласно положениям статьи 26 Устава в исключительной компетенции Думы Надеждинского района находятся вопросы установления, изменения и отмены местных налогов и сборов, вынесенные на рассмотрение думы Надеждинского района главой администрации Надеждинского района или при наличии заключения главы Надеждинского района, вопросы определения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Надеждинского района. Исполнительный орган власти в свою очередь управляет муниципальной собственностью Надеждинского района (статья 36 Устава 2005 года).
Таким образом, системный анализ изложенных выше правовых норм позволяет суду сделать вывод о том, что вопрос установления базовых ставок арендной платы за землю относится к исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления. При принятии постановления № 284 "О базовых ставках арендной платы за земли на территории муниципального образования Надеждинский район на 2005 год" орган исполнительной власти муниципального образования Надеждинский район превысил свои полномочия и принял нормативный акт, который не входит в его компетенцию.
Ссылка лиц, участвующих в деле, на положения Закона от 11.10.1991 № 1738-1 "О плате за землю" не принимается судом во внимание, поскольку положения статьи 21 указанного Закона противоречат положениям Закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Кроме того, Закон № 1738-1 утратил силу в связи с изданием Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ.
Также суд соглашается с доводом заявителя о том, что при издании оспариваемого постановления органом исполнительной власти не соблюден принцип дифференцированного подхода к размеру арендной платы, установленный решением Думы Надеждинского района от 25.10.2005 № 187. Так, в оспариваемом постановлении применяется полная базовая ставка налога, тогда как в решении № 187 налоговые ставки установлены от 0,3 процента до 1,5 процента в зависимости от категории земель.
Таким образом, оспариваемое постановление не соответствует требованиям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", нарушает права и законные интересы предпринимателя Д., как собственника объекта недвижимости, расположенного на территории Надеждинского муниципального района, возлагая на нее обязанность по уплате суммы денежных средств за пользование земельным участком, рассчитанной исходя из ставок арендной платы, действующих в муниципальном образовании Надеждинский район на день обращения администрации с иском по делу 51-8385/2008-28-50 и установленных постановлением № 284.
В соответствии со статьей 196 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного акта направляется арбитражным судом в официальные издания государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, в которых был опубликован оспариваемый акт, и подлежит незамедлительному опубликованию указанными изданиями. В связи с чем требование предпринимателя об обязании администрацию Надеждинского муниципального района опубликовать решение суда не подлежит удовлетворению.
При обращении в арбитражный суд предпринимателем не уплачивалась государственная пошлина, определением суда от 26.10.2009 было удовлетворено ходатайство о ее отсрочке. Администрация Надеждинского муниципального района освобождена от уплаты государственной пошлины в силу статьи 333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

признать постановление главы муниципального образования Надеждинский район от 01.04.2005 № 284 "О базовых ставках арендной платы за земли на территории муниципального образования Надеждинский район на 2005 год" несоответствующим Федеральному закону от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и недействующим полностью.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение месяца со дня его вступления в законную силу в арбитражный суд кассационной инстанции.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 29.03.2010 № Ф03-1500/2010 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Приморского края от 20.01.2010 № А51-18076/2009
<О признании постановления главы муниципального образования Надеждинский район от 01.04.2005 № 284 "О базовых ставках арендной платы за земли на территории муниципального образования Надеждинский район на 2005 год" несоответствующим Федеральному закону от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и недействующим полностью>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru