Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 июля 2008 г. по делу № 3-172-08

Пермский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Лядовой Л.И.
с участием прокурора Левыкиной Л.Л.
представителей Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю - Б.; Законодательного Собрания Пермского края - Е.; губернатора Пермского края, Агентства по управлению имуществом Пермского края и Правительства Пермского края - Ш., Федерального государственного учреждения "Федеральный лицензионный центр при Росстрое" - Т., А.; Управления по эксплуатации административных зданий - О.
при секретаре Ж.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми 31 июля 2008 года
дело по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю о признании недействующим п. 5 приложения № 84 к Закону Пермского края "О бюджете Пермского края на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"

установил:

Законодательным Собранием Пермского края 14.12.2007 г. принят Закон Пермского края № 169-ПК "О бюджете Пермского края на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов". Закон подписан губернатором Пермского края 26.12.2007 г. и опубликован в газете "Звезда" от 29.12.2007 г. № 219. В соответствии с приложением № 84 данного Закона в Прогнозный план приватизации государственного имущества Пермского края на 2008 год включены нежилые помещения, находящиеся на 8-ом этаже дома № 64 по ул. Ленина г. Перми как иное государственное имущество, планируемое к приватизации.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю обратилось в Пермский краевой суд с заявлением о признании недействующим и противоречащим федеральному законодательству п. 5 приложения № 84 к Закону Пермского края от 26.12.2007 г. № 169-ПК в части включения в Прогнозный план приватизации государственного имущества Пермского края на 2008 год помещений на 8 этаже (№ 1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 11, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 33, 34) общей площадью 420 кв. метров, расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Ленина, 64. В обосновании своих требований указало, что 26.12.2002 г. между Департаментом имущественных отношений Пермской области, ГОУ "Имущественное казначейство Пермской области" и ФГУ "Федеральный лицензионный центр при Госстрое России" заключен договор аренды указанных нежилых помещений, срок договора до 28.10.2007 г.
В период действия договора аренды для целей реализации положений пункта "г" п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации был принят Федеральный закон от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации...", в соответствии с абз. 9 ч. 11 ст. 154 которого находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность в случае (в том числе), если указанное имущество используется федеральными государственными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Поскольку спорное помещение использовалось ФГУ "Федеральный лицензионный центр при Госстрое России" для размещения сотрудников учреждения оно должно быть передано из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность.
Во исполнении положений ч. 11 ст. 154 Закона Территориальное управление обращалось к председателю Правительства Пермского края о передаче в федеральную собственность имущества, используемого для размещения сотрудников ФГУ "Федеральный лицензионный центр при Госстрое России", с последующим его закреплением за указанным учреждением. Был получен отказ, как оставлено без удовлетворения и обращение ФГУ "Федеральный лицензионный центр при Госстрое России" с указанием на то, что нежилые помещения по ул. Ленина 64 в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 20.07.2007 г. № 143-п предоставлены для размещения Государственного строительного надзора Пермского края и включены в Прогнозный план приватизации краевого имущества на 2008 год.
Включение спорного имущества в Прогнозный план приватизации краевого имущества приведет к невозможности исполнения требований действующего законодательства о необходимости безвозмездной передачи спорного имущества из краевой в федеральную собственность.
В судебном заседании представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю - Б. поддержав заявление, пояснил, что поскольку в настоящее время спорное нежилое помещение используется сотрудниками ФГУ "Федеральный лицензионный центр при Росстрое", субъект Российской Федерации не может уклоняться от передачи помещения в федеральную собственность. В случае приватизации помещения передача имущества в федеральную собственность невозможна, в этом случае нарушаются интересы Российской Федерации. Другого помещения у Центра не имеется, в соответствии со ст. 214 ГК РФ помещение может быть включено в приватизационный план, если не находится в чьем-либо оперативном управлении. В настоящее время не урегулирован вопрос получения волеизъявления субъекта Российской Федерации по передаче имущества в федеральную собственность, но это вопрос взаимодействия между органами государственной власти. На данный момент нарушения прав Территориального управления не имеется, но существует угроза нарушения прав федерального собственника в получении имущества на безвозмездной основе в случае приватизации спорного нежилого помещения. Кроме того, невозможно приватизировать имущество, закрепленное за государственным учреждением на праве оперативного управления в силу ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", поскольку спорное помещение передано в оперативное управление Управлению по эксплуатации административных зданий.
Представитель Законодательного Собрания Пермского края - Е. не согласившись с заявлением, указала, что включение нежилых помещений в приватизационный план не является передачей имущества какому-либо. Оспариваемая норма принята в пределах компетенции субъекта РФ в соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ и ст. 209 ГК РФ. Территориальное управление не указывает, какой норме федерального законодательства противоречит оспариваемая норма и какие права заявителя нарушены. На момент принятия Законодательным Собранием решения о включении в прогнозный план приватизации нежилых помещений по адресу: г. Пермь, 64, договор аренды истек, поэтому Федеральный лицензионный центр при Росстрое не должен пользоваться данным помещением. На момент вступления в законную силу Федерального закона № 122-ФЗ спора по имуществу не было.
Представитель Правительства Пермского края, Агентства по управлению имуществом Пермского края, губернатора Пермского края - Ш. считая, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, пояснила, что Пермский край является собственником спорного нежилого помещения, в соответствии со ст. 209 ГК РФ. Передача имущества в собственность РФ является правом субъекта РФ, а не обязанностью. При отсутствии согласия субъекта Российской Федерации о передаче имущества в федеральную собственность передача недопустима, данная позиция отражена и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.06.2006 г. № 8-П. Прямого несоответствия оспариваемого приложения к Закону Пермского края федеральному законодательству не имеется. Заявителем в нарушении ст. 251 ГПК РФ, не указано, какие права и свободы нарушены.
Представители ФГУ "Федеральный лицензионный центр при Госстрое" - Т. и А. поддержав заявление, пояснили, что в настоящее время спорное нежилое помещение согласно договору аренды от 26.12.2002 г. передано Центру в аренду и используется для размещения сотрудников учреждения. По их мнению, данный договор не является расторгнутым, поскольку Агентством по управлению имуществом Пермского края направлялись в адрес Центра письма о продлении договора аренды и передаче имущества до 09.09.2008 г. До настоящего времени нет акта о расторжении договора аренды, либо решения о выселении учреждения. Агентство своими письмами об увеличении арендной платы предлагало Центру другие помещения для размещения. Путем переговоров можно решить вопрос о передаче данного имущества в федеральную собственность. В соответствии с федеральными законами № 122-ФЗ и 131-ФЗ субъект Российской Федерации обязан передать до 01.01.2008 г. имущество в федеральную собственность.
Представитель Управления по эксплуатации административных зданий - О. пояснил, что помещение 8 этажа по ул. Ленина, 64 передано им в оперативное управление по приказу от 08.07.2008 г. и они имеют право его использовать.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Левыкиной Л.л., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, приходит к следующему выводу.
Порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность в связи с разграничением полномочий установлен ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Данным Федеральным законом, п. 19 ч. 11 ст. 154 предусмотрено, что решение о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 г. № 691 Федеральное агентство по управлению федеральным имущество осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: приобретает в установленном порядке имущество в федеральную собственность, осуществляет передачу имущества, находящегося в федеральной собственности, в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность.
Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 г. № 200 Федеральное агентство по управлению федеральным имущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Приказом Росимущества от 29.11.2006 г. № 241 данные полномочия предоставлены Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом.
Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.06.2008 г. № 117 территориальные управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом переименованы в территориальные управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Таким образом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом, осуществляя от имени государства полномочия по управлению государственным имуществом, вправе было обратиться в суд с требованием об обжаловании п. 5 приложения № 84 к Закону Пермского края от 26.12.2007 г. № 169-ПК.
В соответствии с п. 4 ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, которое может находиться в федеральной собственности или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или муниципальную собственность в случае: если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, федеральными государственными и муниципальными унитарными предприятиями, федеральными государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Перечень подлежащих передаче в федеральную собственность видов имущества и конкретных объектов имущества субъектов Российской Федерации в указанном Федеральном законе отсутствует.
Порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации включает, во-первых, направление органом государственной власти субъекта Российской Федерации предложений федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, о передаче имущества, а во-вторых - принятие федеральным органом исполнительной власти решения о передаче имущества (абзацы пятнадцатый-семнадцатый и девятнадцатый), при этом передача имущества из собственности субъекта Российской Федерации в собственность Российской Федерации, не включенного в указанные предложения, не допускается (п. 3.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 г. № 8-П).
По утверждению представителя заявителя, нежилое помещение, расположение по адресу: г. Пермь, ул. Ленина, 64 подлежит исключению из прогнозного плана приватизации государственного имущества Пермского края с передачей в федеральную собственность с последующей передачей ФГУ "Федеральный лицензионный центр при Росстрое", которое занимает данное положение в соответствии с договором аренды.
Суд не может согласиться с данным доводом, поскольку договор о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося областной собственностью, закрепленного за организацией на праве оперативного управления был заключен между Департаментом имущественных отношений администрации Пермской области, Государственным областным учреждением "Имущественное казначейство Пермской области" 26.12.2002 г., срок действия договора был определен до 28.10.2007 года.
С утверждением представителей ФГУ "Федеральный лицензионный центр при Росстрое" о продлении договора аренды в связи с получением писем, суд также не может согласиться, поскольку Агентство по управлению имуществом Пермского края предлагало другие помещения для размещения учреждения, в срок до 09.09.2008 г. передать имущество организации-балансодержателю, извещало об увеличении арендной платы (л.д. 26-29 т. 2).
Ссылка заявителя на невозможность приватизации имущества, закрепленного за государственным учреждением на праве оперативного управления, является необоснованной.
В соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями имущества, закрепленного за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Спорное помещение является государственной собственностью Пермского края на основании решения малого Совета Пермского областного Совета народных депутатов от 20.05.1993 г. № 680 и находится на балансе Государственного краевого учреждения "Управление по эксплуатации административных зданий" (л.д. 115). В данном случае учреждение не отчуждает переданное в оперативное управление имущество.
Согласно п. "г" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится разграничение государственной собственности.
В соответствии с ч. 5 ст. 214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Включение нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Ленина, 64, является реализацией Пермским краем своих полномочий собственника в отношении имущества.
Закрепленный в части 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ порядок безвозмездной передачи в федеральную собственность имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации предполагает необходимость волеизъявления субъектов Российской Федерации на такую передачу, достижение договоренностей между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и не допускает принудительное отчуждение имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации (п. 3.4 Постановления Конституционного Суда РФ от 30.06.2006 г. № 8-П).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В заявлении Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Пермскому краю о признании недействующим п. 5 приложения № 84 к Закону Пермского края от 26.12.2007 г. № 169-ПК "О бюджете Пермского края на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов в части включения в Прогнозный план приватизации государственного имущества Пермского края на 2008 год помещений на 8 этаже общей площадью 420 кв. метров, расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Ленина, 64 отказать.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд.

Председательствующий




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Определением Верховного Суда РФ от 12.11.2008 № 44-Г08-35 данное решение оставлено без изменения.

Решение Пермского краевого суда от 31.07.2008 по делу № 3-172-08
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 5 приложения № 84 Закона Пермского края от 26.12.2007 № 169-ПК "О бюджете Пермского края на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" в части включения в прогнозный план приватизации государственного имущества Пермского края на 2008 год помещений на 8 этаже общей площадью 420 кв. метров, расположенных по адресу: г. Пермь, ул. Ленина, 64>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru