Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Карачаево-Черкесская республика


ВЕРХОВНЫЙ СУД
КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РЕШЕНИЕ
от 26 января 2009 года

Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

Председательствующего судьи Чимовой С.М.
при секретаре Растове А.М.

с участием прокурора прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики Мурадовой А.Ю.,
председателя окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 Дорошенко В.С., представителя окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 Боташевой Е.С., действующей по доверенности от 8 января 2009 года, заинтересованных лиц: Джашаккуева Айвара Захаровича, представителя Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики Джирикова Х.И., действующего по доверенности от 28 октября 2008 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 по выборам депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики четвертого созыва об отмене регистрации кандидата в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики четвертого созыва Джашаккуева Айвара Захаровича,

установил:

Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 5 по проведению выборов депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики (далее КЧР) четвертого созыва обратилась в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Народного Собрания (Парламента) КЧР Джашаккуева Айвара Захаровича и сослалась на то, что постановлением окружной избирательной комиссии избирательного округа № 5 от 10 января 2009 № 15 Джашаккуев А.З. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Народного Собрания (Парламента) КЧР, выдвинутого в порядке самовыдвижения. Однако в результате проведенной проверки подписных листов, представленных в окружную избирательную комиссию № 5 Джашаккуевым А.З., были выявлены подписные листы, не соответствующие Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, а также Закону КЧР "О выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики" от 12 июля 2006 года № 46-РЗ. Незаконная регистрация кандидата Джашаккуева А.З. связана с тем, что подписные листы вместе с документами были сданы Джашаккуевым А.З. в последний день сдачи документов 7 января 2009 года в 17 часов 55 минут и времени для проверки было недостаточно. Согласно протокола заседания рабочей группы по итогам проверки подписных листов количество достоверных подписей составило 105, что является недостаточным для регистрации кандидата, количество недействительных подписей составило 68, то есть более 10% от общего количества отобранных для проверки подписей, что является основанием для отмены регистрации кандидата. В связи с чем на основании п.п."а" п.7 ст. 76 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" просила отменить регистрацию кандидата Джашаккуева А.З.
В судебном заседании председатель окружной избирательной комиссии избирательного округа № 5 Дорошенко В.С. заявление поддержала по основаниям, изложенным в заявлении, и указала, что недействительность выявленных 68 подписей заключается в том, что 29 подписей совершены без указания даты подписания листов, 32 подписи собраны в местах, где сбор подписей запрещен законом, 5 подписей учинены с исправлениями, 2 подписи не соответствуют действительности. Проверка подписей производилась 10 января 2009 года с участием Джашаккуева А.З. Джашаккуев А.З. был ознакомлен с протоколом рабочей группы, подписал его, согласился с выявленными нарушениями, однако не был согласен с решением об отказе в регистрации. Учитывая, что мотивированное решение об отказе в регистрации следовало выдать 10 января 2009 года до 18 часов, к этому времени уже надо было передать сведения в Избирательную комиссию КЧР, то избирательная комиссия № 5 вынесла постановление о регистрации Джашаккуева А.З., с намерением затем обратиться в суд об отмене его регистрации. Просила отменить регистрацию Джашаккуева А.З.
Представитель окружной избирательной комиссии избирательного округа № 5 Боташева Е.С. заявление поддержала, однако изменила основания для отмены регистрации Джашаккуева А.З. и указала, что в связи с выявленными нарушениями в подписных листах, представленных Джашаккуевым А.З., следовало отказать в его регистрации по п.п."г" и "д" п.24 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", так как были выявлены 32 подписи, собранные не в том избирательном округе, в котором выдвинут Джашаккуев А.З., а также количество достоверных подписей Джашаккуева А.З. оказалось недостаточным для его регистрации. Данные нарушения являются основаниями для отмены решения о регистрации Джашаккуева А.З. в судебном порядке.
Заинтересованное лицо кандидат в депутаты Народного Собрания (Парламента) КЧР Джашаккуев А.З. с заявлением не согласился и пояснил, что 7 января 2009 года около 18 часов он сдал все необходимые документы в ОИК № 5 для его регистрации в качестве кандидата в депутаты Народного Собрания (Парламента) КЧР. 10 января 2009 года он присутствовал при проверке подписных листов, сданных им, он узнал, что в результате проверки подписных листов выявлено более 10 процентов недействительных подписей и его нельзя регистрировать. Он согласен с выявленными нарушениями и их количеством -68 недействительных подписей. Однако он полагает, что для его регистрации ему достаточно собрать 10 подписей, как об этом указано в п.1 ст. 37 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В Законе "О выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) КЧР" в п.1 ст. 28 содержится такое же положение. Соглашаясь со всеми выявленными нарушениями и их количеством, не согласен с отменой его регистрации, так как достоверных подписей должно было быть 10, у него выявлено 105 достоверных подписей, что, по его мнению, является основанием для его регистрации.
Заинтересованное лицо -представитель Избирательной комиссии КЧР Джириков Х.И. с заявлением избирательной комиссии № 5 согласился и показал, что по данному избирательному округу зарегистрировано 8459 избирателей. Для регистрации кандидата в депутаты Джашаккуеву А.З. следовало собрать не более 2 процентов, то есть 169 подписей. Закон предоставляет кандидату право собрать еще 10 процентов подписей. Итого, Джашаккуев А.З. мог представить в избирательную комиссию 186 подписей. Он представил для проверки 173 подписи избирателей. По результатам проверки подписных листов выявлено 105 достоверных подписей, что является недостаточным для регистрации Джашаккуева А.З. и основанием для отмены его регистрации.
Выслушав заявителя и его представителя, заинтересованных лиц, заключение прокурора Мурадовой А.Ю., полагавшей удовлетворить заявление и отменить решение о регистрации кандидата Джашаккуева А.З., исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Постановлением Избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики от 9 декабря 2008 года № 11\180-4 на 1 марта 2009 года назначены выборы депутатов Народного Собрания (Парламента) КЧР четвертого созыва.
Постановлением Народного Собрания (Парламента) КЧР от 14 ноября 2008 года № 217 утверждена схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Народного Собрания (Парламента) КЧР, согласно которой определены границы округов, в том числе и одномандатного избирательного округа № 5, на территории которого зарегистрировано 8459 избирателей. Количество подписей, необходимых для регистрации кандидата составляет не более 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории данного избирательного округа, что составляет 169 подписей.
В соответствии с календарным планом мероприятий по подготовке и проведению выборов депутатов Народного Собрания (Парламента) КЧР, утвержденного постановлением Избирательной комиссии КЧР от 9 декабря 2008 года № 11\182-4, представление в Избирательную комиссию КЧР, окружную избирательную комиссию документов для регистрации кандидатов производилось до 7 января 2009 года до 18 часов (п.23).
Извещение кандидата о выявившейся неполноте сведений о кандидате либо несоблюдении требований закона к оформлению документов производилось не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации (п.24).
Решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации принималось в течение 10 дней, но не позднее 10 января 2009 года (п.26).
В судебном заседании установлено, что Джашаккуев А.З. выдвинул свою кандидатуру по выборам депутатов Народного Собрания (Парламента) КЧР по одномандатному избирательному округу № 5, в связи с чем 31 декабря 2008 года обратился в окружную избирательную комиссию избирательного округа № 5. Ему был выдан необходимый перечень документов, а также разъяснен порядок сбора подписей избирателей. И им был начат сбор документов и подписей избирателей.
7 января 2009 года в 17 часов 55 минут Джашаккуевым А.З. были сданы все необходимые для регистрации документы, в том числе подписные листы в 1 книге на 18 листах, содержащих 173 подписи избирателей.
10 января 2009 года рабочей группой окружной избирательной комиссии избирательного округа № 5 с приглашением и участием кандидата в депутаты Джашаккуева А.З. была проведена проверка представленных им документов, а также подписных листов. В результате проверки подписных листов было выявлено 68 недостоверных подписей избирателей. Выявленных достоверных подписей оказалось 105.
Постановлением окружной избирательной комиссии избирательного округа № 5 от 10 января 2009 года № 15 Джашаккуев А.З. был зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Народного Собрания (Парламента) КЧР по одномандатному избирательному округу № 5 в порядке самовыдвижения.
Суд находит данное постановление незаконным по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст. 37 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.
В соответствии с ч.1 статьи 28 Закона КЧР "О выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) КЧР" в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа в соответствии с п.9 статьи 10 настоящего Закона, но не может быть менее 10 подписей.
В соответствии с п.2 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей не может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом.
Аналогичное положение закреплено в п.2 ст. 30 Закона КЧР "О выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) КЧР".
Как следует из Постановления Народного Собрания (Парламента) КЧР от 14 ноября 2008 года № 217 по одномандатному избирательному округу № 5 зарегистрировано 8459 избирателей.
Для регистрации кандидата в депутаты Народного Собрания (Парламента) КЧР Джашаккуева А.З. ему следовало представить 169 подписей (8459х2%). Однако количество представляемых для его регистрации подписей избирателей могло быть 186 подписей (169+17).
Кандидатом Джашаккуевым А.З. в ОИК № 5 представлено 173 подписи избирателей в его поддержку.
По результатам проведенной рабочей группой окружной избирательной комиссии избирательного округа № 5 проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности данных в подписных листах, было установлено 68 подписей, собранных с нарушением установленного порядка: 29 подписей совершены без указания даты подписания листов, 32 подписи собраны в местах, где сбор подписей запрещен законом, 5 подписей учинены с исправлениями, 2 подписи не соответствуют действительности. Достоверных подписей оказалось 105.
С данными результатами проверки, замечаниями, количеством недействительных подписей соглашается и кандидат Джашаккуев А.З. -заинтересованное лицо по делу. В связи с чем судом повторно не проверяются подписные листы на предмет проверки правильности результатов проверки. Судом не принимаются результаты повторной проверки, проведенной окружной избирательной комиссией № 5, по результатам которой выявлено 78 недействительных подписей избирателей, как об этом указано в дополнении к заявлению, так как заявитель в судебном заседании поддержала количество недействительных подписей 68, как об этом указано в первоначальном заявлении, а также в протоколе об итогах проверки подписных листов.

Обсуждая последствия допущенных при сборе подписей избирателей нарушений, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п.6 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
В соответствии с п.4 ст.28 Закона КЧР "О выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) КЧР" подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.
В судебном заседании установлено, что среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата Джашаккуева А.З., 32 подписи избирателей собраны не в том избирательном округе, в котором выдвинут Джашаккуев А.З., что составило более 10 процентов от числа подписей, представленных для регистрации. Данное обстоятельство подтверждается протоколом об итогах проверки подписных листов в поддержку кандидата Джашаккуева А.З., подписными листами, а также подтверждается самим Джашаккуевым А.З., который в судебном заседании показал, что сборщики подписей ошибочно собрали 32 подписи не в его избирательном округе. Учитывая, что данные подписи собраны с нарушением п.6 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", п.4 ст. 28 Закона КЧР "О выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) КЧР", то суд приходит к выводу, что данные подписи избирателей являются недействительными.
В судебном заседании также установлено, что 29 подписей избирателей совершены без указания каких-либо сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи; в 2 подписях избирателей в подписном листе указаны сведения, не соответствующие действительности; в 5 подписях избирателей имеются исправления в соответствующих этим подписям сведениям об избирателях. Данное обстоятельство подтверждается протоколом об итогах проверки подписных листов по выдвижению кандидата в депутаты Народного Собрания (Парламента) КЧР Джашаккуева А.З., с которым ознакомлен Джашаккуев А.З., подписными листами, а также признается заинтересованным лицом Джашаккуевым А.З.
В соответствии п.11 ст. 29 Закона КЧР "О выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) КЧР" недействительными признаются подписи избирателей без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи (п.п.3), подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не отмечены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы (п.п.6).
В связи с чем суд приходит к выводу, что данные подписи избирателей также являются недействительными.
Таким образом, из представленных для регистрации кандидата Джашаккуева А.З. 173 подписей 68 подписей являются недействительными. Достоверными являются 105 подписей избирателей. Количество достоверных подписей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Народного Собрания (Парламента) КЧР Джашаккуева А.З. составило менее 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных в данном избирательном округе, что является недостаточным для его регистрации.
В соответствии подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также подпункта "д" пункта 16 статьи 30 Закона КЧР "О выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) КЧР" основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение о регистрации кандидата в депутаты Народного Собрания (Парламента) КЧР Джашаккуева А.З.принято окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа № 5 с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законодательством.
В соответствии с п.6 ст. 76 ФЗ № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (списка кандидатов) избирательной комиссией, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами.
Учитывая, что решение о регистрации кандидата Джашаккуева А.З. принято с нарушением требований п.п. "д" п.24 ст. 38 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", то такое решение подлежит отмене.
В связи с чем постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 от 10 января 2009 года № 15 о регистрации кандидата в депутаты Народного Собрания (Парламента) КЧР Джашаккуева А.З. подлежит отмене.
Довод возражений Джашаккуева А.З. в той части, что для его регистрации кандидатом в депутаты Народного Собрания (Парламента) КЧР достаточно было представить 10 достоверных подписей избирателей, суд находит незаконным, так как он основан на неправильном толковании норм права.
Действительно, п.1 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который установлен законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.
Аналогичное положение закреплено в п.1 ст. 28 Закона КЧР "О выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) КЧР".
Установленные законодателем нормы о количестве подписей, необходимых для регистрации кандидатов, предусмотрели верхний и нижний их пределы. Отсчет этих пределов зависит от численности избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа. При этом нижний предел количества подписей избирателей предусмотрен законодателем для небольших по количеству избирателей избирательных округов. Учитывая, что по избирательному округу № 5 зарегистрировано 8459 избирателей, то в соответствии с указанными положениями Законов для регистрации Джашаккуева А.З. требовалось 169 подписей избирателей.

Руководствуясь ст. 193 - 199, 261 ГПК РФ, Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики

решил:

Заявление избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 по проведению выборов депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики четвертого созыва удовлетворить.
Отменить постановление окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 по выборам депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики четвертого созыва № 15 от 10 января 2009 года о регистрации кандидата в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики четвертого созыва Джашаккуева Айвара Захаровича.
Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его провозглашения с подачей жалобы или представления через Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики.

Судья Верховного суда
Карачаево-Черкесской Республики
С.М. Чимова




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики от 26.01.2009
"Об отмене регистрации кандидата в депутаты Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики четвертого созыва Джашаккуева Айвара Захаровича"

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru