УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 6 октября 2010 г. № 1450н
НА ПРИКАЗ КОМИТЕТА ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
С ОРГАНАМИ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14 СЕНТЯБРЯ 2010 Г. № 59
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ
КОМИТЕТОМ ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
С ОРГАНАМИ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ И КАЧЕСТВОМ
ОБУЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ"
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области на основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 "Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации", проведена юридическая экспертиза приказа
Комитета по чрезвычайным ситуациям, обеспечению безопасности жизнедеятельности населения и взаимодействию с органами военного управления Администрации Волгоградской области от 14 сентября 2010 г. № 59 "Об утверждении Административного регламента исполнения Комитетом по чрезвычайным ситуациям, обеспечению безопасности жизнедеятельности населения и взаимодействию с органами военного управления Администрации Волгоградской области государственной функции по осуществлению контроля за ходом и качеством обучения населения в области гражданской обороны" (далее - Приказ) на предмет соответствия действующему федеральному законодательству.
Поводом для проведения юридической экспертизы является поступление в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Волгоградской области анализируемого нормативного правового акта.
Юридической экспертизой установлено следующее:
Настоящим Приказом
утвержден Административный регламент
исполнения Комитетом по чрезвычайным ситуациям, обеспечению безопасности жизнедеятельности населения и взаимодействию с органами военного управления Администрации Волгоградской области государственной функции по осуществлению контроля за ходом и качеством обучения населения в области гражданской обороны (далее - Регламент).
Предметом правового регулирования исследуемого Приказа
являются общественные отношения, возникающие в сфере осуществления контроля за ходом и качеством обучения населения в области гражданской обороны.
Нормативное регулирование в данной сфере отношений осуществляется следующими правовыми актами:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции от 19.05.2010 № 91-ФЗ);
- Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции от 28.09.2010 № 243-ФЗ);
- Федеральным законом от 22.08.1995 № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (в редакции от 25.11.2009 № 267-ФЗ);
- Федеральным законом от 12.02.1998 № 28-ФЗ "О гражданской обороне" (в редакции от 25.11.2009 № 267-ФЗ);
- Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 04.10.2010 № 261-ФЗ);
- Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в редакции от 29.06.2010 № 126-ФЗ);
- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 30.07.2010 № 242-ФЗ);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 "О Порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)" (в редакции от 02.10.2009 № 779);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.1998 № 1149 "О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне" (в редакции от 01.02.2005 № 49);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" (в редакции от 22.10.2008 № 770);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в редакции от 15.06.2009 № 481);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации";
- постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
- приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.04.2009 № 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 24.05.2010 № 199);
- Уставом
(Основным законом) Волгоградской области;
- Законом
Волгоградской области от 28.04.2006 № 1220-ОД "О пожарной безопасности" (в редакции от 31.12.2009 № 1980-ОД);
- Законом
Волгоградской области от 10.11.2008 № 1756-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области" (в редакции от 19.04.2010 № 2025-ОД);
- постановлением
Главы Администрации Волгоградской области от 08.11.2005 № 1119 "О территориальной подсистеме Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (в редакции от 18.11.2009 № 1388);
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Главы Администрации Волгоградской обл. № 885 издано 11.06.2010, а не 11.06.2006.
- постановлением
Главы Администрации Волгоградской области от 11.06.2006 № 885 "Об утверждении Положения о Комитете по чрезвычайным ситуациям, обеспечению безопасности жизнедеятельности населения и взаимодействию с органами военного управления Администрации Волгоградской области";
- постановлением
Главы Администрации Волгоградской области от 21.11.2008 № 1598 "Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Волгоградской области" (в редакции от 17.06.2008 № 921).
В соответствии с пунктами "б" и "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение общественной безопасности; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона "О гражданской обороне" правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацами 2 и 4 пункта 1 статьи 8 указанного выше Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; организуют подготовку и обучение населения в области гражданской обороны.
Абзацами 2 и 4 пункта 1 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне" определено, что организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны.
В соответствии с абзацем 9 подпункта "б" пункта 5 Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 № 841, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за ходом и качеством обучения населения в области гражданской обороны.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 5 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор), отнесены разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) и административных регламентов взаимодействия.
Согласно пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг рекомендовано руководствоваться Порядком, утвержденным настоящим постановлением.
Пунктом 2 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005 № 679, определено, что административный регламент устанавливает сроки и последовательность административных процедур и административных действий федерального органа исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениями и должностными лицами, а также взаимодействия федерального органа исполнительной власти с физическими или юридическими лицами (далее - заявители), иными органами государственной власти и местного самоуправления, а также учреждениями и организациями при исполнении государственной функции (предоставлении государственной услуги).
Следовательно, исследуемый Приказ
издан с соблюдением требований Конституции Российской Федерации и федерального законодательства о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34
Устава (Основного закона) Волгоградской области в систему исполнительной власти Волгоградской области входят глава администрации Волгоградской области, администрация Волгоградской области и иные органы исполнительной власти Волгоградской области, создаваемые по отраслевому, функциональному и территориальному принципу в соответствии с законом Волгоградской области.
Согласно пункту 2 статьи 42
Устава (Основного закона) Волгоградской области руководители структурных подразделений администрации области издают в порядке, установленном законом области, в пределах своей компетенции приказы, положения, инструкции и иные нормативные акты, обязательные для исполнения на всей территории области.
Таким образом, издание исследуемого юридической экспертизой ведомственного нормативного правового акта в форме приказа входит в компетенцию исполнительного органа государственной власти Волгоградской области.
На момент проведения юридической экспертизы принятие данного нормативного правового акта является необходимым и достаточным для урегулирования общественных отношений, являющихся его предметом.
Однако в тексте анализируемого нормативного правового акта выявлено несоответствие действующему федеральному законодательству, заключающееся в следующем.
1. В соответствии с абзацем 2 пункта 29.4
Регламента, если текст обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается, о чем сообщается заявителю, направившему обращение, в письменном виде, если его почтовый адрес поддается прочтению.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 11 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
В случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
Таким образом, выявленное несоответствие федеральному законодательству заключается в установлении субъектом Российской Федерации иного порядка уведомления гражданина, в случае если текст письменного обращения не поддается прочтению, чем предусмотрено федеральным законодательством.
Кроме того, в тексте Приказа
выявлены нарушения правил юридической техники, заключающиеся в следующем.
1. В соответствии с пунктом 4
Регламента проверки проводятся не чаще одного раза в три года.
Однако пунктом 2 статьи 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.
Основания для проведения внеплановой проверки установлены пунктом 2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и указаны в пункте 11
Регламента.
На основании изложенного выше, с целью обеспечения единства понятий, используемых в Регламенте
, с понятиями, указанными в названном выше Федеральном законе, предлагаем в пункте 4
Регламента слово "проверки" заменить на "плановые проверки".
2. Пунктом 12
Регламента предусмотрено, что обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Комитет, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в п. 12
настоящего Административного регламента, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Основания для проведения внеплановой проверки организации и состояния подготовки населения в области гражданской обороны, в том числе защиты от чрезвычайных ситуаций, в связи с поступлением в Комитет заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации установлены пунктом 11
Регламента.
В целях усовершенствования текста Регламента
предлагаем вместо слов "п. 12" указать "пункте 11".
3. В целях усовершенствования текста Регламента
предлагаем в абзаце 7 пункта 1.1
приложения 1 слова "постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2003 г. № 547" изложить в редакции "постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547".
Нарушение правил юридической техники заключается в неверном указании в положениях Регламента
даты федерального нормативного правового акта.
Аналогичные нарушения юридической техники содержатся в абзаце 7 пункта 1.2
и абзаце 7 пункта 1.3
приложения 1 к Регламенту.
4. В целях усовершенствования текста Регламента
предлагаем исключить из пункта 5
приложения 2 к Регламенту слова "соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям;".
Текст исследуемого нормативного правового акта опубликован в региональной газете "Волгоградская правда" от 6 октября 2010 г. № 186.
Вывод: Юридическая экспертиза пришла к выводу, что приказ
Комитета по чрезвычайным ситуациям, обеспечению безопасности жизнедеятельности населения и взаимодействию с органами военного управления Администрации Волгоградской области от 14 сентября 2010 г. № 59 "Об утверждении Административного регламента исполнения Комитетом по чрезвычайным ситуациям, обеспечению безопасности жизнедеятельности населения и взаимодействию с органами военного управления Администрации Волгоградской области государственной функции по осуществлению контроля за ходом и качеством обучения населения в области гражданской обороны" не соответствует действующему федеральному законодательству в части.
Предлагаю привести исследуемый Приказ
в соответствие с действующим федеральным законодательством; устранить выявленные нарушения правил юридической техники; сообщить о результатах рассмотрения настоящего экспертного заключения.
Начальник Управления
Министерства юстиции
Российской Федерации
по Волгоградской области
государственный советник
юстиции Российской Федерации
3-го класса
М.А.КОЛЕСНИКОВ