Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 29 сентября 2010 г. по делу № 03-03/17-10

Решение изготовлено в полном объеме 12 октября 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Балабаев С.А., члены Комиссии: начальник отдела антимонопольного контроля Гаев М.В., специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Платин В.В.,
с участием:
от государственного учреждения Ярославской области "Государственный архив Ярославской области" (далее - ГУ "Государственный архив ЯО") Ш.М.В. (представитель по доверенности),
заявитель С.В.А. на рассмотрении дела не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (соответствующие документы имеются в материалах дела),
рассмотрев 29 сентября 2010 года дело № 03-03/17-10 о нарушении ГУ "Государственный архив ЯО" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

установила:

в Ярославское УФАС России поступило заявление С.В.А. (от 05.11.2010, вх. № 6383) (далее - заявитель) на действия ГУ "Государственный архив ЯО".
Представитель ответчика нарушения антимонопольного законодательства не признал по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, представленных в материалы дела.
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлены следующие фактические обстоятельства.
1. Директором ГУ "Государственный архив ЯО" Г.Е.Л. утвержден приказ от 20.03.2009 № 35 об утверждении поправочных коэффициентов к временным ценам на платные услуги по исполнению запросов ГУ "Государственный архив ЯО".
Поправочные коэффициенты устанавливались при исполнении тематических и генеалогических запросов в зависимости от категорий пользователей и от хронологического периода архивных документов. Так, для льготной категории граждан коэффициент был равен 1, для остальной категории граждан коэффициент был равен 2, вместе с тем для такой категории пользователей, как предприятия и организации любых организационно-правовых форм собственности, коэффициент равнялся 5.
Таким образом, на одну и ту же услугу (исполнение тематических и генеалогических запросов) ответчик, применяя поправочные коэффициенты, устанавливал различную стоимость в зависимости от категории пользователей. При этом затраты не менялись.
Поправочный коэффициент был применен к заявителю за оказанные ему услуги по исполнению тематического запроса (акт-расчет платных услуг по исполнению запроса С.В.А.) и оплачен С.В.А. в полном объеме (квитанция к приходному кассовому ордеру № 621 от 01.10.2009).
2. Режим работы читального зала ГУ "Государственный архив ЯО" установлен следующим образом: понедельник, среда, четверг с 09.30 до 16.30; вторник с 12.00 до 16.30; пятница, суббота, воскресенье - выходные дни; санитарный день - первый рабочий день каждого месяца.
Вместе с тем с 11 по 29 августа 2008 года и с 3 по 31 августа 2009 года читальный зал ГУ "Государственный архив ЯО" не осуществлял деятельность в связи с нахождением сотрудников в отпусках (письмо от 30.08.2010 № 01-22/355). Согласно выписке из графика отпусков сотрудников читального зала на 2008 год (письмо от 19.04.2010 № 01-23/117) запланированные даты отпусков: старшего научного сотрудника читального зала с 18.08.2008 в количестве 28 календарных дней, архивиста 1 категории с 11.08.2008 в количестве 28 календарных; согласно графику отпусков на 2009 год (письмо от 19.04.2010 № 01-23/115) запланированные даты отпусков: старшего научного сотрудника с 03.08.2009 в количестве 28 календарных дней, старшего научного сотрудника с 24.08.2009 в количестве 28 календарных дней, архивиста 1 категории с 20.07.2009 в количестве 28 календарных дней.
Принимая решение о нарушении антимонопольного законодательства ГУ "Государственный архив ЯО", Комиссия исходит из следующего.
В соответствии с Уставом ГУ "Государственный архив ЯО" ответчик имеет право осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям (п. 2.4).
Исходя из изложенного ответчик соответствует признакам хозяйствующего субъекта, указанных в пункте 5 части 1 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В порядке, установленном Приказом ФАС России от 25.04.2006 № 108 "Об утверждении Порядка проведения и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке" (зарегистрирован в Минюсте РФ от 27.07.2006 № 8121) было рассмотрено положение ГУ "Государственный архив ЯО" на рынке услуг по поиску, обработке и представлению информации, хранящейся в государственных и муниципальных архивах Ярославской области на возмездной основе. По результатам изучения указанного рынка установлено следующее.
В соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 услуги архивов (ОКП ВЭД 92.51.12) в исследуемом рынке включают в себя: услуги по использованию архивных документов, в том числе услуги, оказываемые через читальные залы (ОКП ВЭД 92.51.12.130); услуги по предоставлению архивной информации по тематическим, генеалогическим, имущественным и социально-правовым запросам (ОКП ВЭД 92.51.12.131); услуги по предоставлению архивных документов, их копий, оцифрованных образцов и справочно-поисковых средств к ним (ОКП ВЭД 92.51.12.132), услуги по консультированию о составе и содержании документов архива (ОКП ВЭД 92.51.12.160), услуги архивов прочие, не включенные в другие группировки (ОКП ВЭД 92.51.12.190).
Согласно статье 3 Федерального закона "Об архивном деле в РФ" № 125-ФЗ от 22.10.2004:
- архивное дело в Российской Федерации - деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждан в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов;
- государственный архив - федеральное государственное учреждение, создаваемое Правительством РФ, или государственное учреждение субъекта РФ, создаваемое органом государственной власти субъекта РФ, которые осуществляют хранение, комплектование, учет и использование документов Архивного фонда РФ, а также других документов;
- архивный документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства.
В соответствии со статьей 14 вышеуказанного закона архивные документы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не подлежат приватизации, не могут быть объектом продажи, мены, дарения, а также иных сделок, могущих привести к их отчуждению, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральными законами.
Архивные документы в силу своей особенности, а именно: особой ценности (непреходящая культурно-историческая и научная ценность, особая важность для общества и государства и в отношении которого установлен особый режим учета, хранения и использования), уникальности (особо ценный документ, не имеющий себе подобных по содержащейся в нем информации и (или) его внешним признакам, невосполнимый при утрате с точки зрения его значения и (или) автографичности; отражающие трудовые отношения работника с работодателем), могут находиться только в одном учреждении. Доступ к документам возможен только при обращении в то архивное учреждение, в котором хранятся именно необходимые архивные документы. Получить информацию по документу, хранящемуся в архиве А, в архиве Б невозможно.
На территории Ярославской области действует 1 государственный и 3 муниципальных архива.
Объем документов, находящихся на хранении:
- ГУ "Государственный архив ЯО" - 464000000 шт.;
- МУ "Рыбинский муниципальный архив" - 13027 шт.;
- МУ "Архив Большесельского района" - 27068 шт.;
- МУ "Муниципальный архив города Ярославля" - 48319 шт.
В силу особенности исследуемого рынка этот рынок не является конкурентным. Каждый из хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по поиску, обработке и предоставлению информации, хранящейся в государственных и муниципальных архивах Ярославской области на возмездной основе, обладает уникальной информацией и занимает доминирующее положение в границах Ярославской области с учетом специфики документов, находящихся на хранении в государственном или муниципальном архиве.
Учитывая изложенное, ГУ "Государственный архив ЯО" занимает доминирующее положение на рынке услуг по поиску, обработке и представлению информации, хранящейся в государственных и муниципальных архивах Ярославской области на возмездной основе в географических границах Ярославской области.
1) В соответствии со статьей 24 Федерального закона "Об архивном деле в РФ" № 125-ФЗ пользователь архивными документами имеет право свободно искать и получать для изучения архивные документы. Доступ к архивным документам обеспечивается путем предоставления пользователю архивными документами справочно-поисковых средств и информации об этих средствах, а также подлинников и (или) копий необходимых ему документов.
В соответствии с пунктом 1.4 Приказа Росархива № 51 от 06.07.1998 "Об утверждении правил работы пользователей в читальных залах архивов РФ" все пользователи обладают равными правами на доступ к документам архивов.
В соответствии с пунктом 2.1 указанного выше приказа Росархива пользователи допускаются в читальные залы на основании личных заявлений. Пользователи, ведущие научную работу в соответствии с планом научных учреждений или выполняющие служебные задания, могут представлять письма направивших их организаций.
Из указанных выше правовых норм вытекает, что ГУ "Государственный архив ЯО" должно обеспечить доступ пользователям в читальный зал.
Статьей 123 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков устанавливается графиком. График отпусков должен составляться работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации на каждый календарный год и утверждаться им не позднее чем за 2 недели до наступления календарного года.
Следовательно, отпуска могут предоставляться в любое время в течение года, но без нарушения нормальной работы организации.
Вместе с тем ответчик, имея возможность распределить время отпусков сотрудников читального зала равномерно путем составления соответствующего графика, как того требует 123 статья Трудового кодекса РФ, тем не менее в 2008 и в 2009 годах составляет графики отпусков таким образом, что все сотрудники уходят в отпуска одновременно в августе месяце и в результате чего ограничивается доступ к читальному залу.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Необоснованно ограничив доступ пользователей к читальному залу (с 11 по 29 августа 2008 года и с 3 по 31 августа 2009 года), в том числе С.В.А., ответчик тем самым ущемил их интересы, в результате чего нарушил запрет, установленный частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" № 135-ФЗ.
2) Цена товара (работы, услуги) включает в себя:
- материальные затраты;
- затраты на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизационные отчисления;
- прочие затраты.
В элементе "материальные затраты" за вычетом стоимости возвратных отходов отражается стоимость сырья и материалов, которые обеспечивают выполнение услуги, работы, образуя ее основу, или являются необходимым компонентом при изготовлении продукции (проведении работ, оказании услуг), а также материалов, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) для обеспечения нормального технологического процесса и для упаковки, а также стоимость работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями, предприятиями или производствами, т.е. отдельных операций по изготовлению продукции, ремонту основных производственных фондов, транспортные услуги.
Стоимость материальных ресурсов формируется из цен их приобретения (без учета налога на добавленную стоимость), наценок, комиссионных вознаграждений, таможенных пошлин и на основе установленных норм расхода материалов.
Учитывая изложенное, стоимость услуги ГУ "Государственный архив ЯО" по исполнению тематических запросов должна формироваться исходя из соответствующих затрат с учетом рентабельности.
Однако ответчик установил различные цены (поправочные коэффициенты) на услугу по исполнению тематических запросов в зависимости от категории пользователей при одних и тех же затратах (приказ от 20.03.2009 № 35), тем самым ущемил интересы пользователей архивных услуг, в том числе С.В.А., в результате чего нарушил запрет, установленный частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать ГУ "Государственный архив ЯО" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".

2. Выдать ГУ "Государственный архив ЯО" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии
С.А.БАЛАБАЕВ

Члены Комиссии
М.В.ГАЕВ
В.В.ПЛАТИН




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Ярославского УФАС РФ от 29.09.2010 по делу № 03-03/17-10
<О нарушении антимонопольного законодательства в части запрета на поддержание монопольно высокой цены государственным учреждением, занимающим доминирующее положение на рынке по поиску, обработке и представлению на возмездной основе информации, хранящейся в государственных и муниципальных архивах области>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru