Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 июля 2010 г. по делу № А67-3594/2010

(извлечение)

30 июня 2010 г. дата оглашения резолютивной части
07 июля 2010 г. дата изготовления в полном объеме

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: предписание Томского УФАС РФ № 05-10/09-10 выдано 30.03.2010, а не 30.03.2009.

Администрация г. Томска (далее по тексту - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Томской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее по тексту - ответчик, УФАС по Томской области) с заявлением о признании недействительными решения от 30.03.2010 о признании Администрации г. Томска допустившей нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции", совершенное путем заключения договора аренды земельного участка от 01.07.2009 № ТО-21-18021, в соответствии с которым унитарному муниципальному предприятию "Комбинат Спецобслуживания" передан в аренду сроком на семь лет земельный участок, занятый под общественное городское кладбище, и предписания от 30.03.2009 о возложении на Администрацию г. Томска обязанности прекратить допущенное нарушение до 15.05.2010 путем принятия мер, направленных на расторжение договора аренды земельного участка от 01.07.2009 № ТО-21-18021.
Определением суда от 20.05.2010 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: унитарное муниципальное предприятие г. Томска "Комбинат Спецобслуживания" по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг (далее по тексту - УМП "КСО"), закрытое акционерное общество "Белый ангел" (далее по тексту - ЗАО "Белый ангел"), Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска, определением суда от 30.06.2010 по делу по указанному заявлению открыто судебное заседание.
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска, ЗАО "Белый ангел" о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в арбитражный суд не явились, 30.06.2010 представили ходатайства о рассмотрении дела без участия своих представителей. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) арбитражный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителей надлежащим образом извещенных Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска, ЗАО "Белый ангел".
В судебном заседании представитель Администрации г. Томска поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительно представленных письменных пояснениях, в том числе: - делая вывод о наличии в действиях Администрации г. Томска состава антимонопольного правонарушения, Комиссия должна была в обоснование своей позиции привести данные (документы, факты и т.д.) свидетельствующие о том, что действиями Администрации г. Томска по заключению договора аренды земельного участка УМП "КСО" ставится в преимущественное положение по сравнению другими хозяйствующими субъектами; - вывод Комиссии о наличии в действиях Администрации г. Томска состава антимонопольного правонарушения не мог быть основан единственно на неподкрепленных фактическими данными доводах заявителя ЗАО "Белый ангел" об ограничении или недопущении со стороны Администрации г. Томска конкуренции на рынке ритуальных услуг; - вопрос о наличии последствий заключенного Администрацией г. Томска договора аренды земельного участка, под призмой ограничения конкуренции, Комиссией не рассматривался, а в решение, в этой части, был заложен текст поданного в Комиссию заявления ЗАО "Белый ангел" без надлежащей оценки приведенных в нем доводов; - в действиях Администрации г. Томска состав вмененного Комиссией антимонопольного правонарушения отсутствует; - совокупность положений статей 4, 16, 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее по тексту - Федеральный закон № 8-ФЗ) ставит в зависимость как таковую возможность возникновения и функционирования кладбища непосредственно от решения вопроса о правовом статусе земельного участка на котором таковое будет располагаться, следовательно, без решения вопроса о предоставлении земельного участка для размещения кладбища невозможно решение вопроса о создании и функционировании такового; - Комиссия сочла, что заключенный Администрацией г. Томска договор аренды земельного участка № ТО-21-18021 от 01.07.2009 является договором о передаче в ведение УМП "КСО" городского кладбища "Бактин". Указанный вывод Комиссии незаконный, так как договор аренды заключен между Администрацией г. Томска и УМП "КСО" в отношении конкретного объекта - земельного участка, место расположения которого: г. Томск, городское кладбище Бактин, предметом договора аренды является предоставление во временное владение и пользование земельного участка. Указанный договор с учетом положений статьи 4 Федерального закона № 8-ФЗ договором о предоставлении в аренду общественного кладбища не является, так как положений о передаче в аренду УМП "КСО" указанного имущества не содержит, обратное толкование положений указанного договора противоречит Федеральному закону от № 8-ФЗ; - в соответствии с разделом 1 Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории муниципального образования "Город Томск", утвержденного решением Думы города Томска от 28.03.2006 № 122 (деле по тексту - Положение) УМП "КСО" осуществляет свою деятельность на территории муниципального образования "Город Томск" и в отношении мест погребения, каковыми в силу приведенных выше положений статьи 4 Федерального закона № 8-ФЗ является совокупность кладбища и земельного участка, на котором последнее расположено. Осуществление деятельности в отношении земельного участка, на котором располагается городское кладбище предусматривает необходимость правового оформления таковой возможности, а соответственно решения органом местного самоуправления вопроса о предоставлении специализированной службе земельного участка (а не кладбища) на определенном праве; - соответственно, в рамках приведенных положений Администрацией г. Томска было принято постановление от 25.09.2007 № 2548-3, послужившее основанием заключения в последующем договора аренды земельного участка. Более того, указанный акт, как и предшествующее ему постановление Мэра г. Томска от 28.04.2005 № 1674-3 "О предоставлении УМП "КСО" в аренду, сроком на семь лет земельных участков" были приняты в рамках положений статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", предусмотревших обязательность переоформления юридическими лицами права постоянного бессрочного пользования земельными участками на право аренды или собственности на последние; -фактически мотивировочной частью оспариваемого решения Комиссия УФАС по Томской области указала на ничтожность, ввиду приведенного положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), заключенного Администрацией г. Томска договора аренды земельного участка, при этом оспариваемым предписанием возложила на Администрацию г. Томска обязанность по расторжению указанного договора. При указании на ничтожность договора аренды земельного участка от 01.07.2008 № ТО-21-18021 Комиссия не могла указать в предписании от 30.03.2010 на возложение на Администрацию г. Томска обязанности по совершению действий направленных на расторжение вышеуказанного договора, поскольку сделка, противоречащая требованиям закона ничтожна, то есть не влечет правовых последствий, соответственно не подлежит и расторжению; - незаконно указание в предписании от 30.03.2010 г. Комиссией срока прекращения Администрацией г. Томска нарушения, а именно даты 15.05.2010; -оспариваемые решение и предписание УФАС по Томской области не соответствуют: части 1 статьи 15, статье 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Федеральный закон № 135-ФЗ), статьям 4, 16, 18, 25, 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", разделам 1, 8 Положения "Об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории муниципального образования "Город Томск", утвержденного Решением Думы г. Томск № 122 от 28.03.2006, статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статье 168 ГК РФ, а также нарушают права Администрации г. Томска на самостоятельное распоряжение земельными участками, расположенными на территории муниципального образования "Город Томск".
Представители УФАС по Томской области в судебном заседании, не признавая требования заявителя, просили в удовлетворении заявления отказать по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнительно представленных письменных пояснениях, в том числе: - правовая норма части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" направлена на запрещение актов и действий, которые не только приводят, но и те, которые могут привести к ограничению конкуренции, т.е. наличие последствий по недопущению, ограничению, устранению конкуренции не требуется для состава антимонопольного нарушения; - в результате указанного анализа рынка похоронных услуг установлено, что помимо специализированной службы по вопросам похоронного дела - УМП "КСО", деятельность на указанном рынке в городе Томске осуществляют ЗАО "Белый Ангел", ООО "СибИННКА" и другие хозяйствующие субъекты. Каждый из указанных субъектов, осуществляющих деятельность на рынке похоронных услуг, вправе претендовать на владение и пользование земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Таким образом, передача Администрацией г. Томска в аренду конкретному хозяйствующему субъекту (УМП "КСО") земельного участка, занятого под общественное городское кладбище "Бактин" и заключения с ним договора аренды, уже является предоставлением органом местного самоуправления преимущества, которое обеспечивает специализированной службе по вопросам похоронного дела (УМП "КСО") по сравнению с другими участниками рынка более выгодные условия деятельности на рынке похоронных услуг, тем самым приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке похоронных услуг; - общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Таким образом, возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-нибудь хозяйствующего субъекта, в том числе и обладающего статусом специализированной службы, Федеральным законом № 8-ФЗ не предусмотрена. Вместе с тем, Администрация г. Томска согласно договору от 01.07.2009 № ТО-21-18021 осуществила передачу в аренду земельного участка, занятого под общественное кладбище "Бактин". Необходимость передачи в ведение специализированной службе общественных кладбищ для осуществления их содержания указанным Положением не предусмотрена; - содержание кладбищ, мест захоронений осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". На основании муниципального контракта от 06.04.2009 № 32 на выполнение работ по содержанию мест захоронений на территории муниципального образования "Город Томск" в 2009 году, заключенного между Департаментом дорожного строительства и благоустройства Администрации города Томска от имени муниципального образования "Город Томск" и УМП "КСО", подрядчик (УМП "КСО") принимает на себя обязательство выполнения за свой риск работ по содержанию мест захоронений на территории муниципального образования "Город Томск" в 2009 году, стоимость поручаемых по контракту работ составляет 11306900,57 руб.; - Комиссия УФАС по Томской области предписала Администрации г. Томска для прекращения нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке оказания похоронных услуг. Принятие мер, направленных на расторжение договора аренды земельного участка от 01.07.2009 № ТО-21-18021, является только одним из возможных вариантов совершения действий для обеспечения конкуренции и исполнения предписания.
Представитель УМП "КСО" в судебном заседании поддержал позицию заявителя, просил требования удовлетворить по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, в том числе: - законодатель установил приоритетное применение норм земельного законодательства к отношениям по распоряжению земельными участками; - нашему предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании государственного акта № ТО-14-049082 принадлежал земельный участок площадью 105,3 га для организации городского кладбища. Земельный участок для организации городского кладбища был предоставлен нашему предприятию именно в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды. Оснований отказать нам в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды у Администрации г. Томска не имелось, не имеется оснований для расторжения договора аренды с нашим предприятием и на сегодняшний день; - в соответствии с пунктом 5.2.12 договора аренды на арендатора возложена обязанность не осуществлять на выделенном участке деятельность, в результате которой создавались бы какие-либо препятствия (помехи или неудобства) третьим лицам. Возникновение арендных отношений в отношении земельного участка у нашего предприятия само по себе не влечет возникновения каких-либо властных полномочий органа местного самоуправления, либо возникновения преимуществ УМП "КСО. Примером тому служит тот факт, что памятники, столики, оградки на территории кладбища устанавливаются более чем двадцатью фирмами; - Думой города Томска в пункте 1.2. Положения закреплено, что специализированной службой по вопросам похоронного дела, осуществляющей свою деятельность на территории муниципального образования "Город Томск" и в отношении мест погребения, находящихся в ведении органов местного самоуправления г. Томска, является наше предприятие. Вышеуказанным Решением Думы города Томска орган местного самоуправления определил порядок организации похоронного дела и содержания кладбищ. Решение Думы является нормативно-правовым актом, который обязателен для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории муниципального образования "Город Томск"; - муниципальное образование "Город Томск", создавая УМП "КСО", и закрепляя на единственно возможном праве за нашим предприятием земельный участок с сооруженным на нем кладбищем, в аренду реализовало свои полномочия, предусмотренные статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"; - при вынесении решения УФАС по Томской области была произведена подмена понятий "Рынок похоронных услуг" и "Исполнение функций по содержанию кладбищ"; - земельный участок нашему предприятию был передан для обеспечения организации кладбища и его содержания. То, что нами осуществляется содержание кладбища "Бактин" в настоящее время за счет предприятия, ни коим образом не нарушает права и охраняемые законом интересы не только ООО "СибИННКа" и ЗАО "Белый Ангел", но и других лиц; - договор аренды нужен не только для того, чтобы содержать кладбище, но и для определения объемов по его содержанию, для обеспечения деятельности по организации кладбища, по обслуживанию расположенных на нем зданий и сооружений.
Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска в представленном отзыве и дополнительных пояснениях на заявление поддержал требования Администрация г. Томска в полном объеме.
ЗАО "Белый ангел" в представленном отзыве просило оставить заявление Администрации г. Томска без удовлетворения, указало следующее: - УМП "КСО" создано для оказания ритуальных услуг в г. Томске и действует на принципах самоокупаемости; -общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Таким образом, передача общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе, обладающего статусом специализированной службы не предусмотрена; -действия Администрации города Томска не соответствуют требованиям Федерального закона № 8-ФЗ и Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Незаконность действий выражается в принятии постановления от 25.09.2007 г. № 2548-3 "О разделении земельного участка, местоположение которого: г. Томск, городское кладбище "Бактин" и о предоставлении УМП "КСО" в аренду сроком на семь лет земельного участка, местоположение которого: г. Томск, городское кладбище "Бактин" для организации городского кладбища", так как указанным постановлением УМП "КСО" предоставляется в аренду земельные участки, занятые под общественные кладбища, что, по нашему мнению, нарушает требования абзаца 1 части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ; - передача УМП "КСО" земельного участка в аренду предоставляет ему преимущественные условия осуществления хозяйственной деятельности (с учетом доминирующего положения УМП "КСО" на рынке ритуальных услуг г. Томска) по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги на рынке ритуальных услуг, что приводит к ограничению конкуренции, поскольку последние, не имея возможности самостоятельно оказывать услуги по захоронению, вынуждены прибегать к услугам УМП "КСО", а УМП "КСО", в свою очередь, имеет возможность диктовать условия на соответствующем рынке ритуальных услуг, что не допустимо в силу части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ; - нормативными актами закреплены гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, заключающиеся в создании специализированных служб, которые обязаны оказывать гарантированный перечень услуг по погребению на безвозмездной основе, а также гарантии получения родственниками умершего социального пособия на погребение в случае осуществления погребения за счет собственных средств родственниками умершего и получения ритуальных услуг у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг. При этом передача УМП "КСО" земельного участка, занятого общественным кладбищем, в аренду, не только не предусмотрена Федеральным законом № 8-ФЗ, но и противоречит данному Закону, а также предоставляет УМП "КСО" преимущественные условия осуществления хозяйственной деятельности по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, оказывающими услуги на рынке ритуальных услуг.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы администрации Томского района от 22.07.1994 № 405-3 было постановлено выдать МП "Комбинат спецобслуживания" государственный акт на право постоянного пользования землей для организации городского кладбища. На основании указанного акта МП "Комбинат спецобслуживания" был выдан государственный акт № ТО-14-049082 на право постоянного бессрочного пользования земельным участком.
28.04.2005 Мэром г. Томска вынесено постановление № 1674-з "О предоставлении УМП г. Томска "Комбинат Спецобслуживания" по организации похорон и предоставлении связанных с ними услуг в аренду сроком на семь лет земельных участков по адресам: г. Томск, район пл. Южной, г. Томск, городское кладбище "Бактин" для организации городских кладбищ", согласно пункту 1.2 которому УМП "КСО" предоставлен в аренду сроком на семь лет земельный участок для организации городского кладбища в границах, согласно прилагаемому кадастровому плану, по адресу: г. Томск, городское кладбище "Бактин" с кадастровым номером 70:21:0100088:0005 площадью 1053000 кв. м. Пунктом 6.2 указанного постановления Управлению земельных отношений предписано оформить УМП "КСО" договор аренды предоставленного земельного участка. В соответствии с пунктами 4, 5 указанного постановления принят отказ УМП "КСО" от права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок по адресу: г. Томск, городское кладбище "Бактин", предоставленного МП "Комбинат спецобслуживания" на основании постановления Главы Администрации Томского района от 22.07.1994 № 405-з, а также признано утратившим силу постановление Главы Администрации Томского района от 22.07.1994 № 405-з "О выдаче МП "Комбинат спецобслуживания" государственного акта на право постоянного пользования землей для организации городского кладбища".
25.09.2007 Мэром г. Томска вынесено постановление № 2548-з "О разделении земельного участка, местоположение которого г. Томск, городское кладбище "Бактин" и о предоставлении УМП г. Томска "Комбинат Спецобслуживания" по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг в аренду сроком на семь лет земельного участка, местоположение которого г. Томск, городское кладбище "Бактин" для организации городского кладбища", пунктом 1 которого постановлено образовать земельные участки путем разделения ранее образованного из земель населенных пунктов земельного участка местоположение которого г. Томск, городское кладбище "Бактин" (кадастровый номер 70:21:0100088:0005) площадью 1053000 кв. м, в том числе: - земельный участок, местоположение которого г. Томск, городское кладбище "Бактин" (поз. 1, учетный номер 70:21:021607:42), площадью 1046404 кв. м для организации городского кладбища; - земельный участок, местоположение которого г. Томск, ул. Д. Бедного, 16б (поз. 2, учетный номер 70:21:021607:41), площадью 6596 кв. м для эксплуатации нежилых зданий похоронного обслуживания. Пунктом 6 постановления от 25.09.2007 № 2548-з установлено после постановки на государственный кадастровый учет предоставить унитарному муниципальному предприятию "Комбинат Спецобслуживания" по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг в аренду сроком на семь лет земельный участок, местоположение которого г. Томск, городское кладбище "Бактин" (поз. 1, учетный номер 70:21:021607:42) площадью 1046404 кв. м для организации городского кладбища. В соответствии с пунктом 7 указанного постановления Управлению земельных отношений Департамента недвижимости Администрации г. Томска предписано оформить УМП "КСО" договор аренды предоставленного земельного участка.
Постановлением Мэра г. Томска от 07.05.2008 № 606-з в постановление Мэра г. Томска от 25.09.2007 № 2548-з "О разделении земельного участка, местоположение которого г. Томск, городское кладбище "Бактин" и о предоставлении УМП г. Томска "Комбинат Спецобслуживания" по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг в аренду сроком на семь лет земельного участка, местоположение которого г. Томск, городское кладбище "Бактин" для организации городского кладбища" внесены изменения, согласно которым пункт 1 указанного постановления изложен в следующей редакции: "Разделить ранее образованный из земель населенного пункта земельный участок, местоположение которого г. Томск, городское кладбище "Бактин" (кадастровый номер 70:21:0100088:0005) площадью 1053000 кв. м на: 1.1 земельный участок, местоположение которого: г. Томск, городское кладбище "Бактин" (поз. 1, учетный номер 70:21:021607:42), площадью 1046404 кв. м для организации городского кладбища; 1.2 земельный участок, местоположение которого: г. Томск, ул. Демьяна Бедного, 16б (поз. 2, учетный номер 70:21:021607:41), площадью 6596 кв. м для эксплуатации нежилых зданий похоронного обслуживания.
01.07.2009 на основании постановления Мэра г. Томска от 25.09.2007 № 2548-з "О разделении земельного участка, местоположение которого г. Томск, городское кладбище "Бактин" и о предоставлении УМП г. Томска "Комбинат Спецобслуживания" по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг в аренду сроком на семь лет земельного участка, местоположение которого г. Томск, городское кладбище "Бактин" для организации городского кладбища" (с учетом изменений, внесенных постановлением от 07.05.2008 № 606-з) между Муниципальным образованием "Город Томск" в лице Департамента строительства и архитектуры Администрации г. Томска (Арендодатель) и УМП "КСО" (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка № ТО-21-18021.
20.11.2009 в УФАС по Томской области поступило заявление ЗАО "Белый ангел", в котором заявитель просил проверить деятельность УМП "КСО" на рынке в области оказания похоронных услуг, поскольку деятельность данного предприятия осуществляется с нарушением Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (т. 1 л.д. 43 - 44).
По результатам проведения контрольных мероприятий по указанному заявлению 28.01.2010 ведущим специалистом-экспертом отдела контроля органов власти УФАС по Томской области Лепихиной С.Н. на имя руководителя УФАС по Томской области подана докладная записка о выявлении нарушения Администрацией г. Томска части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в наделении УМП "КСО" функциями и правами органов местного самоуправления, с предложением возбудить производство по делу в отношении Администрации г. Томска по признакам нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ.
29.01.2010 руководителем УФАС по Томской области издан приказ № 13 о возбуждении в отношении Администрации г. Томска производства по делу № 05-10/09-10 по признакам нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ и создании комиссии для рассмотрения дела.
30.03.2010 УФАС по Томской области по результатам рассмотрения дела № 05-10/0910 вынесено решение:
- признать, что Администрацией г. Томска допущено нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, совершенное путем заключения договора аренды земельного участка от 01.07.2009 № ТО-21-18021, в соответствии с которым УМП "КСО" передан в аренду сроком на семь лет земельный участок, занятый под общественное городское кладбище "Бактин";
- выдать Администрации г. Томска предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ.
На основании указанного решения 30.03.2010 УФАС по Томской области выдано предписание:
- Администрации г. Томска в срок до 15.05.2010 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, совершенное путем заключения договора аренды земельного участка от 01.07.2009 № ТО-21-18021, в соответствии с которым УМП "КСО" передан в аренду сроком на семь лет земельный участок, занятый под общественное городское кладбище "Бактин";
- для прекращения нарушения антимонопольного законодательства Администрации г. Томска необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке оказания похоронных услуг, предприняв меры, направленные на расторжение договора аренды земельного участка от 01.07.2009 № ТО-21-18021.
Полагая, что решение УФАС по Томской области 30.03.2010 по делу 05-10/09-10 и предписание от 30.03.2010 по делу 05-10/09-10 не соответствуют законодательству Российской Федерации и нарушают ее права и законные интересы, Администрация г. Томска обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признание недействительными указанных решения и предписания УФАС по Томской области от 30.03.2010 является предметом требований заявителя по настоящему делу.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации определены Федеральным законом № 135-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, установленный частью 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ запрет на совершение указанных в ней действий не носит безусловного характера и для состава антимонопольного нарушения требуется наличие или возможность наличия последствий по недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Кроме того, состав антимонопольного нарушения не образуется, если имеются предусмотренные федеральным законом случаи для принятия органами и организациями соответствующих актов и (или) осуществления действий (бездействия).
Как пояснили представители ответчика в судебном заседании, нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ выразилось в том, что органом местного самоуправления осуществлены действия, которые могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Из содержания пункта 1 резолютивной части оспариваемого решения от 30.03.2010 по делу 05-10/09-10 следует, что УФАС по Томской области признало Администрацию г. Томска допустившей нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ, совершенное путем заключения договора аренды земельного участка от 01.07.2009 № ТО-2118021, в соответствии с которым УМП "КСО" передан в аренду сроком на семь лет земельный участок, занятый под общественное городское кладбище "Бактин".
В обоснование вывода о нарушении Администрацией г. Томска положений части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ УФАС по Томской области в оспариваемом решении указывает на то, что Федеральным законом № 8-ФЗ не предусмотрена возможность передачи общественных кладбищ в ведение какого-либо хозяйствующего субъекта, в том числе обладающего статусом специализированной службы. Необходимость передачи в ведение специализированной службе общественных кладбищ для осуществления их содержания Положением об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории муниципального образования "Город Томск", утвержденного решением Думы г. Томска от 28.03.2006 № 122, также не предусмотрена. Действия, совершенные путем передачи земельного участка одному из хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на одном товарном рынке, являются предоставлением органом местного самоуправления преимущества, которое обеспечивает специализированной службе по вопросам похоронного дела "УМП "КСО" по сравнению с другими участниками рынка более выгодные условия деятельности на рынке похоронных услуг, тем самым приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке похоронных услуг.
Соответственно, делая вывод о наличии в действиях Администрации г. Томска состава антимонопольного нарушения, ответчик должен доказать, что именно Администрация г. Томска своими действиями по заключению договора аренды земельного участка от 01.07.2009 № ТО-21-18021 ставит УМП "КСО" в преимущественное положение по сравнению другими хозяйствующими субъектами.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Пунктами 1, 4 статьи 18 Федерального закона № 8-ФЗ установлено, что общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
В силу пункта 2 статьи 25 Федерального закона № 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно статье 29 Федерального закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
На основании предоставленных Федеральным законом № 8-ФЗ полномочий решением Думы города Томска от 28.03.2006 № 122 утверждено Положение об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории муниципального образования "Город Томск", регулирующее отношения в сфере оказания ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории муниципального образования "Город Томск".
В соответствии с пунктом 2.1 Положения организация похоронного дела на территории муниципального образования "Город Томск" осуществляется органами местного самоуправления г. Томска в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Томской области, муниципальными правовыми актами.
Разделами 2 и 3 Положения регламентирован порядок организации похоронного дела на территории г. Томска и порядок предоставления гарантий при осуществлении погребения, которые реализуются согласно пунктам 2.7, 2.8, 2.10, 3.1, 3,2. 3.3, 3.4, 3,5, 3.6 Положения с участием специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Услуги и работы, не указанные в пунктах 3.2, 3.3 и 3.5 настоящего Положения, могут оказываться (выполняться) помимо специализированной службы по вопросам похоронного дела иными юридическими и физическими лицами в соответствии с действующим законодательством (пункт 3.6 Положения).
В силу пункта 5.10 Положения специализированная служба по вопросам похоронного дела может заключать договоры с юридическими и физическими лицами на оказание отдельных видов ритуальных услуг и выполнение работ как по погребению, так и по устройству и содержанию мест погребения с учетом требований антимонопольного законодательства. Услуги и работы оказываются (выполняются) специализированной службой по вопросам похоронного дела в соответствии с расценками, утвержденными в установленном порядке.
Пунктом 1.2 Положения определены используемые понятия, установленные в соответствии с действующим законодательством, в том числе подпунктом "о" пункта 1.2 установлено, что специализированная служба по вопросам похоронного дела - это организация, созданная органами местного самоуправления для оказания ритуальных услуг и содержания (эксплуатации) мест погребения.


Ссылки УФАС по Томской области и ЗАО "Белый ангел" на судебную практику иных арбитражных судов не могут быть приняты судом во внимание при рассмотрении настоящего дела, так как перечисленные судебные акты приняты судом по конкретным делам, фактические обстоятельства которых отличны от фактических обстоятельств настоящего дела. Как правило, в приводимой ответчиком и третьим лицом постановлениях речь идет о передаче полномочий органа местного самоуправления иным лицам и о передаче в ведение кладбищ, а не о передаче в аренду земельного участка.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, доводы заявителя о несоответствии оспариваемого решения УФАС России по Томской области от 30.03.2010 по делу № 05-10/09-10 положениям Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и о нарушении в данном случае прав Администрации г. Томска являются обоснованными, правомерность вынесения решения не доказана с учетом того, что основания для вывода о нарушении заявителем требований законодательства не подтверждены, в связи с чем решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 30.03.2010 подлежит признанию недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Федерального закона № 135-ФЗ по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.
Поскольку предписание от 30.03.2010 выдано Управлением Федеральной антимонопольной службы по Томской области на основании решения, законность которого не подтверждена антимонопольным органом в ходе рассмотрения дела, указанное предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства также подлежит признанию недействительным независимо от его содержания.
Кроме того, арбитражный суд отмечает, что приведенная в части 2 предписания формулировка требования антимонопольного органа "для прекращения нарушения антимонопольного законодательства Администрации г. Томска необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции между хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на рынке оказания похоронных услуг, предприняв меры, направленные на расторжение договора аренды земельного участка от 01.07.2009 № ТО-21-18021, не содержит какого-либо варианта выбора действий, необходимых совершить Администрацией г. Томска и направленных на обеспечение конкуренции между хозяйствующими субъектами, так как четко предписывает органу местного самоуправления предпринять меры, направленные на расторжение договора аренды земельного участка от 01.07.2009 № ТО-21-18021, в связи с чем позиция УФАС по Томской области о том, что принятие мер, направленных на расторжение договора аренды земельного участка от 01.07.2009 № ТО-21-18021, является только одним из возможных вариантов совершения действий для обеспечения конкуренции и исполнения предписания, отклоняется судом, как противоречащая его непосредственному содержанию.
Кроме того, антимонопольный орган согласно подпункту "и" пункта 2 статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ выдает обязательные для исполнения предписания о расторжении договоров только в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, которого в данном случае, как следует из протокола заседания комиссии от 30.03.2010 представителем ЗАО "Белый ангел" не заявлялось, что подтвердили представители ответчика в судебном заседании. Также УФАС по Томской области ни в предписании ни в ходе рассмотрения дела, с учетом указания в оспариваемом решении по сути на ничтожность договора аренды, которая в силу статьей 153, 166 - 168 ГК РФ не влечет правовых последствий, не обосновало своего требования о необходимости его расторжения.
В связи с изложенным, требования Администрации г. Томска о признании недействительными решения и предписания УФАС России по Томской области от 30.03.2010 по делу № 05-10/09-10 подлежат удовлетворению, при этом УФАС по Томской области обязывается устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 176, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 30.03.2010, проверенное на соответствие Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральному закону от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федеральному закону от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" признать недействительным.
Предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 30.03.2010, проверенное на соответствие Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", признать недействительным.
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации г. Томска.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня принятия.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Томской области от 07.07.2010 № А67-3594/2010
<Решение и предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области признаны недействительными, поскольку наличие арендных отношений не свидетельствует о нарушении антимонопольного законодательства>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru