Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Свердловская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 июня 2010 г. по делу № А60-12039/2010-С5

Резолютивная часть решения объявлена 11 июня 2010 года
Полный текст решения изготовлен 18 июня 2010 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего М.Л. Сергеевой, судей: И.В. Хачева, П.Н. Киреева при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Ю. Майоровой рассмотрел в судебном заседании 09-11.06.2010 г. дело
по заявлению Индивидуального предпринимателя Литвинова Александра Михайловича
к Екатеринбургской городской Думе
третье лицо без самостоятельных требований относительно предмета спора - Глава Екатеринбурга Чернецкий А.М.
о признании частично недействующим нормативного правового акта,
при участии в судебном заседании
от заявителя: Степанова А.Е., представитель по доверенности от 23.01.2010 № 66Б 603280,
от заинтересованного лица: Соколовская А.Л., представитель по доверенности от 12.01.2010 № 01-44-5,
от третьего лица: Нестеров Е.Н., представитель по доверенности от 29.12.2009 № 239.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Третье лицо заявило ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва. Ходатайство судом удовлетворено. Отзыв приобщен к материалам дела. В заседании суда 09.06.2010 г. объявлен перерыв до 14 час. 20 мин. 11.06.2010 г. После перерыва судебное заседание продолжено. Заявитель представил возражения на отзыв, который приобщен к материалам дела. Иных заявлений и ходатайств не поступило.

Заявитель просит признать не соответствующими статье 20 Областного закона от 21.06.2004 № 12-ОЗ "О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Свердловской области", статье 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", подпункту 2 п. 1 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации и недействующими следующие положения Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденные решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 № 68/48:
- пункт 2 части 2 статьи 53 и абзац второй части 8 статьи 53 в части слов "зоне охраны пойменной части реки Исеть в пределах первой береговой террасы";
- часть 7 статьи 53;
- статью 49 в части отображения картографической информации о зоне охраны пойменной части реки Исеть в пределах первой береговой террасы.
Заинтересованное лицо возражает против заявленных требований, поскольку считает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в рамках полномочий Екатеринбургской городской Думы и соответствует законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Третье лицо поддержало позицию заинтересованного лица, при этом указывает, что спорная зона не относится к зонам охраны объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а является зоной с особыми условиями использования территории, установление которых отнесено, в силу Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", к ведению органов местного самоуправления.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

В целях социально-экономического и градостроительного развития муниципального образования "город Екатеринбург", в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, иными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Свердловской области, Уставом муниципального образования "город Екатеринбург", Генеральным планом развития городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" на период до 2025 года, утвержденным Решением Екатеринбургской городской Думы от 6 июля 2004 года № 60/1 Екатеринбургская городская Дума решением от 13.11.2007 г. № 68/48 утвердила Правила землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург". Проект указанных правил был разработан комиссией, сформированной Главой г. Екатеринбурга.
Предприниматель Литвинов А.М. просит арбитражный суд признать недействующим отдельные положения названного нормативного правового акта, полагая, что они не соответствуют законам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, поскольку создают препятствия для застройки здания на принадлежащем ему земельном участке, расположенного в зоне охраны пойменной части реки Исеть в пределах береговой террасы. При этом заявитель полагает, что зона охраны пойменной части реки Исеть Правилами землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" прямо отнесена к зонам охраны объектов культурного наследия, которые в установленном законом порядке не определены, их границы Правительством Свердловской области не утверждены.
Как следует из материалов дела, Индивидуальному предпринимателю Литвинову Александру Михайловичу на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости, по адресу ул. Куйбышева, 38, что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права.
После обращения заявителя в Администрацию г. Екатеринбурга с заявлением о предоставлении градостроительного плана принадлежащего ему земельного участка, Главным управлением архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений г. Екатеринбурга 4 марта 2009 года утвержден градостроительный план от 04.03.2009 г. № RU66302000-0000000000000158 земельного участка, который, по мнению заявителя, ограничивает его права.
Как пояснил в своем выступлении представитель заявителя, индивидуальный предприниматель не имеет возможности даже спроектировать объект за пределами нарисованных в плане минимальных отступов, поскольку в силу ст. 48 Градостроительного кодекса РФ при подготовке проектной документации застройщик (заказчик) обязан предоставить проектировщику градостроительный план земельного участка и параметры градостроительного плана являются обязательными для проектировщика. Указанным градостроительным планом земельного участка установлены ограничения по площади и высотности возводимых на земельном участке зданий - площадь не более 1000 кв. м и высота не более 3-х этажей и установлен запрет на любое ограждение земельного участка заявителей.
Заявитель указал, что перечисленные ограничения мотивированы нахождением земельного участка заявителя в зоне охраны пойменной части р. Исеть в пределах первой береговой террасы, установленной в статье 53 Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург".
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно части 1 статьи 53 Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" ограничения, налагаемые на объекты капитального строительства, которые не являются объектами культурного наследия (памятниками архитектуры, истории, археологии, монументального искусства, стоящими на государственной охране), распространяются на указанные объекты, которые расположены в границах зон, определенных на карте, приведенной в статье 49 настоящих Правил. Указанные ограничения в соответствии с абзацем 5 пункта 2 части 2 излагаются применительно, в том числе и к зоне охраны пойменной части реки Исеть в пределах первой береговой террасы.
Полагая, что зона охраны пойменной части реки Исеть в пределах первой береговой террасы, отнесенная статьей 53 Правил землепользования и застройки к разряду зон охраны объектов культурного наследия, не утверждена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях настоящего Кодекса используются такие основные понятия, как зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки включают в себя карту градостроительного зонирования. При этом на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территории. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах и не совпадать с границами территориальных зон.
Перечень зон с особыми условиями использования территории в Градостроительном Кодексе РФ является открытым.
Исходя из Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения органов местного самоуправления отнесено утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки.
В рамках своих полномочий, названным решением Екатеринбургской городской Думы определены зоны особого регулирования градостроительной деятельности, в которые вошла и территория поймы реки Исеть.
В соответствии со ст. 52-1 Правил в зону Ц-1 входят объекты, которые не являются объектами культурного наследия, но в отношении которых ограничения установлены разделом "Проект зон охраны памятников истории и культуры города Екатеринбурга" генерального плана, утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 6 июля 2004 г. № 60/1.
Решением Екатеринбургской городской Думы от 6 июля 2004 г. № 60/1 "Об утверждении генерального плана развития городского округа - муниципального образования "Город Екатеринбург" на период до 2025 года" (опубликовано в Вестнике Екатеринбургской городской Думы 07.07.2004 г. № 76 в разделе 4 Историко-градостроительная регламентация установлено, что особому регулированию подлежит градостроительная деятельность на территории исторического центра с высокой концентрацией памятников истории и культуры. Здесь предложено установить две основные комплексные зоны особого регулирования градостроительной деятельности:
- первая зона - "Завод-крепость" - в пределах памятного места рождения Екатеринбурга;
- вторая зона - "Екатеринбург-исторический" - в пределах территории с наибольшей концентрацией памятников - пойма реки Исеть, улицы Ленина, Свердлова, 8 Марта, Розы Люксембург, Декабристов. Во второй зоне предлагается организация групповых зон охраны тематической направленности: "Проспект Ленина", "Пойма реки Исети и прилегающие исторические кварталы" и т.д.
В заседании суда заинтересованное лицо пояснило, что спорная зона не является зоной охраны объектов культурного наследия, в отношении названной зоны установлен градостроительный регламент - зона с особыми условиями использования территории. Данная зона определена в Правилах в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ.
Согласно п. 7. ст. 53 Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" зона охраны пойменной части реки Исеть в пределах первой береговой террасы формируется с целью сохранения открытых озелененных пространств и природных доминант, составляющих вместе с рекой Исеть единый природный комплекс центра Екатеринбурга.
В соответствии со ст. 34 Закона РФ "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации" под зоной охраняемого природного ландшафта понимается территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 25.06.2002 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" имеет номер 73-ФЗ, а не 74-ФЗ.

Таким образом, спорная зона не является зоной охраняемого природного ландшафта, а правовой режим зоны охраны пойменной части реки Исеть в пределах первой береговой террасы, не должен регулироваться Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
По мнению суда, то обстоятельство, что ограничения параметров строительства и реконструкции, налагаемые на объекты капитального строительства в указанной зоне с особыми условиями использования территории, а именно: в зоне охраны пойменной части реки Исеть в пределах первой береговой террасы описаны в статье 53 Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург" в которой также описаны ограничения в отношении объектов капитального строительства в зонах охраны объектов культурного наследия не означает автоматически, что указанная спорная зона охраны пойменной части реки Исеть относится к зоне охраны объектов культурного наследия, утверждение которой в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 74-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и ст. 20 Областного закона от 21 июня 2004 года № 12-ОЗ "О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Свердловской области" отнесено к компетенции Правительства Свердловской области.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что право собственности на земельный участок предприниматель Литвинов А.М. получил по наследству в 2008 г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, тогда как Правила землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", положения которых оспариваются заявителем, были приняты и утверждены в 2007 году. Это свидетельствует об отсутствии нарушения прав предпринимателя в момент принятия оспариваемого акта, поскольку последний при принятии наследства должен был знать о существующих ограничениях на данный земельный участок.
При таких обстоятельствах, суд считает, что оспариваемые положения Правил соответствуют законам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают прав и законных интересов заявителя, в связи с чем, требования заявитель удовлетворению не подлежат.
Довод заявителя о том, что, установив в отношении спорной зоны градостроительный регламент, орган местного самоуправления вышел за рамки своих полномочий, судом отклоняется, поскольку как было выше установлено, зона охраны пойменной части реки Исеть в пределах первой береговой линии террасы не является зоной охраны объектов культурного наследия, а относится Правилами к зоне с особыми условиями использования территории, установление которой, отнесено законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и о местном самоуправлении в том числе и к ведению органов местного самоуправления муниципальных образований.
Ссылка заявитель на нарушение норм Земельного законодательства не находит своего подтверждения по основаниям, изложенным выше.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении требования Индивидуального предпринимателя Литвинова Александра Михайловича о признании частично не соответствующими и недействующими положения Правил землепользования и застройки городского округа - муниципальное образование "город Екатеринбург", утвержденные решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.12007г № 68/48 отказать.
2. Признать пункт 2 части 2 статьи 53 и абзац второй части 8 статьи 53 в части слов "зоне охраны пойменной части реки Исеть в пределах первой береговой террасы"; часть 7 статьи 53; статью 49 в части отображения картографической информации о зоне охраны пойменной части реки Исеть в пределах первой береговой террасы Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденных решением Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 № 68/48 соответствующими статье 20 Областного закона от 21.06.2004 № 12-ОЗ "О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Свердловской области", статье 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", подпункту 2 п. 1 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
3. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
4. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий
М.Л.СЕРГЕЕВА

Судьи
И.В.ХАЧЕВ
П.Н.КИРЕЕВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18.06.2010 по делу № А60-12039/2010-С5
Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Решения Екатеринбургской городской Думы от 13.11.2007 № 68/48 "Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - муниципального образования "город Екатеринбург".

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru