АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 октября 2010 г. по делу № А43-17997/2010-42-442
Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2010 года.
Решение изготовлено в полном объеме 07 октября 2010 года.
Арбитражный суд Нижегородской области в составе:
Судьи Кабанова Владимира Петровича,
при ведении протокола судебного заседания судьей В.П. Кабановым,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Прокуратуры Нижегородской области о признании незаконными действия государственного учреждения - Нижегородского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в части отказа в выплате пособия по беременности и родам индивидуальному предпринимателю Шелеповой И.Н., а также о взыскании с государственного учреждения - Нижегородского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу индивидуального предпринимателя Шелеповой И.Н. пособия по беременности и родам в размере 48890,40 рублей,
при участии в заседании представителей сторон:
От заявителя - Галдина О.А. (удостоверение ТО 068102);
От ответчика - Бобина И.В. (доверенность от 12.05.2010);
От предпринимателя - не явился (извещен надлежащим образом);
установил:
В Арбитражный суд Нижегородской области обратилась Прокуратура Нижегородской области (далее - заявитель, Прокуратура) с заявлением о признании незаконными действия государственного учреждения - Нижегородского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования Российской Федерации, ответчик, Фонд) в части отказа в выплате пособия по беременности и родам индивидуальному предпринимателю Шелеповой И.Н., а также о взыскании с государственного учреждения - Нижегородского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу индивидуального предпринимателя Шелеповой И.Н. пособия по беременности и родам в размере 48890,40 рублей.
Прокурор в судебном заседании просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика просит отказать в иске.
Третье лицо, извещенное надлежащим образом, в судебное заседание не явилось, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанного участника процесса по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав присутствующих представителей сторон, изучив имеющиеся в деле документы, суд установил следующие обстоятельства, имеющие правовое значение для разрешения, рассматриваемого спора.
Как следует из материалов дела, предприниматель 05.02.2009 зарегистрирован в Фонде социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя, добровольно вступившего в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В связи с отпуском по беременности и родам Шелеповой И.Н. 18.05.2009 выдан листок нетрудоспособности серии ВХ № 2051743.
Предприниматель обратился в Фонд за выделением денежных средств на выплату пособия по беременности и родам по добровольному страхованию, представив заявление на выделение средств в сумме 114 107 рублей 92 копейки и пакет документов.
Письмом от 15.12.2009 № 01-22/04-24273 Фонд отказал в выплате пособия по беременности и родам, указав, что право на получение указанного пособия возникает при условии уплаты страховых взносов в течение шести месяцев до наступления нетрудоспособности (отпуска по беременности и родам), в то время как листок нетрудоспособности выдан Шелеповой И.Н. до указанного шестимесячного срока.
Письмо от 14.04.2010 № 01-14/923л Фонд повторно отказал Шелеповой И.Н. в выплате пособия по аналогичным основаниям.
16.01.2010 Шелепова И.Н. обратилась с заявлением в Прокуратуру с просьбой принять соответствующие меры в восстановлении ее нарушенных прав.
Не согласившись с данными действиями Фонда, считая их не соответствующими нормам действующего законодательства, Прокуратура обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.
Оценивая правомерность предъявленного требования, суд руководствуется следующими нормами действующего законодательства.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регламентирован главой 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативно правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий:
- оспариваемый ненормативный акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону и иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 31.12.2002 № 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (далее - Закон № 190-ФЗ), действовавшего на момент оспариваемых действий, адвокаты, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, члены родовых, семейных общин малочисленных народов Севера вправе добровольно вступать в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляя за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации по тарифу в размере 3,5 процента налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации для соответствующих категорий плательщиков и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 2 Закона № 190-ФЗ лица, перечисленные в части третьей статьи 3 настоящего Федерального закона, приобретают право на получение пособия по обязательному социальному страхованию при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в течение шести месяцев.
В пункте 14 Правил добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями работников страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2003 № 144 (далее - Правила), установлено, что выплата пособий по обязательному социальному страхованию адвокатам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, не признаваемым индивидуальными предпринимателями, членам родовых, семейных общин малочисленных народов Севера начинает осуществляться при условии уплаты ими в течение 6 месяцев страховых взносов в Фонд.
В соответствии с пунктом 3 Разъяснений от 18.04.2003 № 2 "О некоторых вопросах обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, указанных в Федеральном законе "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации от 18.04.2003 № 20/43, индивидуальным предпринимателям, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособия, в том числе по беременности и родам, выплачиваются при наступлении документально подтвержденных страховых случаев в период уплаты страховых взносов в Фонд, но не ранее истечения шести месяцев их уплаты.
Таким образом, право на получение пособия по беременности и родам возникает у индивидуального предпринимателя, добровольно вступившего в отношения по обязательному социальному страхованию, при условии истечения шестимесячного срока уплаты страховых взносов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, предприниматель зарегистрирован в Фонде в качестве страхователя 05.02.2009, шестимесячный срок уплаты страховых взносов истек 01.08.2009.
Листок нетрудоспособности выдан Шелеповой И.Н. 18.05.2009, однако расчет пособия в сумме 48890,40 руб. произведен предпринимателем с 01.08 по 04.10.2009, т.е. до момента истечения шестимесячного срока уплаты страховых взносов.
На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу о законности действий Фонда по отказу Шелеповой И.Н. в выплате пособия по беременности и родам. В связи с чем, основания для удовлетворения требований Прокуратуры отсутствуют.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований Прокуратуры Нижегородской области о признании незаконными действия государственного учреждения - Нижегородского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в части отказа в выплате пособия по беременности и родам индивидуальному предпринимателю Шелеповой И.Н., а также о взыскании с государственного учреждения - Нижегородского Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу индивидуального предпринимателя Шелеповой И.Н. пособие по беременности и родам в размере 48890,40 рублей, - отказать.
Настоящее решение вступит в законную силу по истечении месяца со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в месячный срок со дня принятия.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.
Судья
В.П.КАБАНОВ