Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 января 2010 г. по делу № А31-10412/2009

Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 28 января 2010 года.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Смирновой Татьяны Николаевны при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Крейер Ю.Г.
при участии в заседании представителей:
от заявителя: Борисенко Д.В. - представитель по доверенности от 11.01.2010,
Рутковский А.А. - представитель по доверенности от 11.01.2010, от административного органа: Хромова Н.А. - консультант по доверенности от 16.10.2009;
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" Ремжилстрой+", г. Кострома к Государственной жилищной инспекции Костромской области, г. Кострома о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 17.11.2009 № 38-02-09,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" Ремжилстрой+" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Костромской области о признании незаконным и отмене постановления от 17.11.2009 № 38-02-09 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель лица, привлеченного к административной ответственности, заявленные требования поддержал, пояснил, что вывод административного органа о наличии вины общества во вменяемом ему административном правонарушении является необоснованным, поскольку в ходе производства по делу об административном правонарушении инспекцией не учтен факт наличия задолженности собственников жилых помещений по оплате расходов заявителя на управление многоквартирным жилым домом, а также то, что у заявителя отсутствовали основания для выполнения капитального ремонта кровли, так как по данному вопросу не было принято соответствующее решение общим собранием собственников жилых помещений.
Представитель административного органа заявленные требования не признал, обратил внимание на то, что факт совершения заявителем административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вина общества в его совершении подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, в связи с чем привлечение его к административной ответственности является законным и обоснованным.
Как следует из материалов дела и пояснений представителей сторон, присутствующих в судебном заседании, 08.10.2009 Государственной жилищной инспекцией Костромской области по жалобе жителей дома № 179 по улице Шагова в городе Костроме проведена проверка технического состояния указанного жилого дома.
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения: отслоение от основания, разрыв и пробоины, растрескивание верхнего слоя рулонного материала; отслоение кровельного материала в местах примыкания к парапетам, выходам на кровлю; отсутствие отдельными местами стальных открытий кровли; водоприемные воронки ливневой канализации не оборудованы защитными решетками; нарушение герметичности кровли; наличие следов протечек на перекрытии лестничной клетки 9-го этажа 2-го подъезда, технического этажа 1-го и 2-го подъездов, в квартире № 69; частичное отсутствие утепления труб инженерных коммуникаций на технических этажах 1-го и 2-го подъездов дома; отсутствие запирающих устройств на дверях выхода на кровлю и технический этаж во 2-м подъезде дома, что является нарушением требований пунктов 2.6.2, 3.3.5, 4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.26, 4.6.2.3, 4.6.3.1, 4.6.3.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, а также требований пункта 10 (а, б, г) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
08.10.2009 по результатам проверки составлен акт № 117-02 и вынесено предписание от 08.10.2009 № 109-02 об устранении выявленных нарушений нормативно-технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения и предоставлению коммунальных услуг.
На основании акта проверки 12.10.2009 административным органом в отношении ООО "Управляющая компания" Ремжилстрой+" составлен протокол об административном правонарушении № 38-02.
Рассмотрев материалы административного дела, начальник Государственной жилищной инспекции Костромской области вынес постановление от 17.11.2009 № 38-02-09 о признании ООО "Управляющая компания" Ремжилстрой+" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ООО "Управляющая компания" Ремжилстрой+" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав представителей сторон, присутствующих в судебном заседании, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) помещений.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов. Согласно договору управления многоквартирным домом от 01.01.2009 на ООО "Управляющая компания" Ремжилстрой+" возложены функции по содержанию и ремонту многоквартирного жилого дома № 179 по улице Шагова в городе Костроме.
Подпунктами а, б, г пункта 10 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с пунктом 2.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит устранить неисправности крыш.
В силу пункта 3.3.5 Правил входные двери или люки (для чердачных помещений с запасными, напорными и расширительными баками) выхода на кровлю должны быть всегда закрыты на замок (один комплект ключей от которого необходимо хранить у дежурного диспетчера ОДС или в комнате техника-мастера организации по обслуживанию жилищного фонда, а второй - в одной из ближайших квартир верхнего этажа).
На основании пункта 4.6.1.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций, от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Пунктом 4.6.1.2 Правил предусмотрено устранение, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях.
Пункт 4.6.1.26 обязывает при обслуживании крыш обеспечивать: исправность системы водостока; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояков; водосточные трубы следует прокладывать вертикально; стояки внутреннего водостока, проходящие в чердачном помещении, следует утеплять; водоприемные воронки должны быть оборудованы защитными решетками, установленными на прижимном кольце, и колпаками с дренирующим отверстием; водоприемные воронки должны регулярно очищаться от мусора и снега, а также промываться; достаточность и исправность тепловой изоляции всех трубопроводов, стояков и запорной арматуры. Усиление тепловой изоляции трубопроводов и стояков систем горячего водоснабжения и центрального отопления следует выполнять эффективным теплоизоляционным материалом.
Кроме того, пунктом 4.6.2.3 Правил предусмотрена необходимость обеспечения исправности всех выступающих над поверхностью кровель элементов дымовых и вентиляционных труб, выходов на крышу, парапетов, антенн, архитектурных деталей и т.д.
Разница температуры наружного воздуха и воздуха чердачного помещения должна составлять 2-4 градуса С. Для этого требуется: достаточный слой утеплителя чердачного перекрытия; наличие по периметру чердачного помещения дополнительного слоя теплоизоляции или скоса из теплоизоляционного материала под углом 45 градусов, шириной 0,75 - 1 м; вентиляция чердачного пространства за счет устройства коньковых и карнизных продухов; утепление всех трубопроводов инженерных коммуникаций на расчетную наружную температуру; утепление и герметичность вентиляционных коробов и шахт; вывод вытяжных каналов канализации или подвальных каналов за пределы чердака; двери с лестничных площадок на чердак должны быть утеплены, с двух сторон обшиты кровельной сталью, иметь предел огнестойкости 0,6 часа и закрыты на замок, ключи от которого должны храниться в квартире верхнего этажа и в организации по содержанию жилищного фонда, о чем должна быть соответствующая надпись на двери (пункт 4.6.3.1 Правил).
Пунктом 4.6.3.3 Правил установлено, что приклейка гидроизоляционных слоев к основанию рулонной кровли и оклейка их между собой должна быть прочной, отслоение рулонных материалов не допускается, поверхность кровли должна быть ровной, без вмятин, прогибов и воздушных мешков и иметь защитный слой с втопленным мелким гравием или крупнозернистым песком или окраску светлого тона. Рулонный ковер в местах примыкания к выступающим элементам должен иметь механическое закрепление с устройством фартука с промазкой его примыкания герметиком, армированной стеклотканью и т.п.
Кровля должна быть водонепроницаемой, с поверхности должен обеспечиваться полный отвод воды по наружным или внутренним водостокам, должны быть выдержаны заданные уклоны кровли.
В акте проверки жилого дома № 179 по улице Шагова в городе Костроме от 08.10.2009 № 117-02 и выданном предписании от 08.10.2009 № 38-02 отражена необходимость выполнения ремонта кровли. Сведениями о необходимости проведения капитального ремонта кровли дома № 179 по улице Шагова управляющая компания располагала с момента составления акта технического состояния жилого дома от 07.04.2009, в котором отражена, в том числе, необходимость ремонта 60% кровли; в акте от 05.10.2009 общего (весеннего, осеннего) осмотра зданий также обозначена необходимость выполнения капитального ремонта кровли указанного жилого дома.
Кроме того, о неисправном состоянии кровли дома заявитель информировался гражданкой Левиной Т.И., проживающей в квартире 69 дома № 179 по улице Шагова в городе Костроме, которая обращалась к управляющей организации с заявлениями от 10.07.2009 и от 18.09.2009, а также гражданином Капраловым Н.Г., проживающим в квартире № 103 указанного дома, который обращался с заявлением 27.08.2009.
Запланированные на сентябрь 2009 года работы по устранению указанных в заявлениях неисправностей управляющей организацией выполнены не были, что послужило основанием для обращения Левиной Т.И. с соответствующими заявлениями в Государственную жилищную инспекцию Костромской области и в Прокуратуру г. Костромы.
В соответствии с пунктом 2.1 договора управления многоквартирным домом от 01.01.2009 управляющая организация по заданию собственника обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему/капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома в объеме денежных средств, уплачиваемых собственниками по статье "содержание и ремонт жилья", осуществление иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
В силу пункта 2.3.4 указанного договора выполнение текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома согласно перечню работ, указанных в Приложении № 2 к договору, осуществляется на основании решения общего собрания собственников многоквартирного дома, в согласованные общим собранием собственников сроки, с учетом средств, перечисляемых собственниками многоквартирного дома за содержание и ремонт помещений. Если цена запланированных и/или текущих ремонтных работ превышает имеющиеся на лицевом счете многоквартирного дома средства, управляющая организация вправе использовать/привлекать на проведение текущего/капитального ремонта многоквартирного дома иные средства. Привлечение управляющей организацией дополнительных средств не влечет увеличения размера ранее установленной общим собранием собственников ежемесячной платы за содержание и ремонт на их проведение.
Статьей 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта.
Письмом от 05.10.2009 № 467, направленным 07.10.2009 в адрес Левиной Т.И., управляющая компания проинформировала собственников квартир жилого дома № 179 по улице Шагова о необходимости решения на общем собрании вопроса о проведении ремонта кровли, при этом в письме не указано, что требуется выполнение работ именно капитального характера. Кроме того, суд принимает во внимание, что, несмотря на наличие информации о необходимости выполнения капитального ремонта кровли по состоянию на 07.04.2009 (акт технического состояния дома), управляющей организацией указанный вопрос впервые был инициирован перед общим собранием собственников квартир только в письме от 05.10.2009 - после обращения жильцов в Государственную жилищную инспекцию Костромской области и в Прокуратуру г. Костромы.
Изложенное свидетельствует о том, что общество не осуществляло в необходимом объеме действий, направленных на поддержание общего имущества указанного многоквартирного жилого дома в технически исправном состоянии и не принимало мер, направленных на своевременное устранение нарушений требований нормативных правовых актов по технической эксплуатации жилого дома и условий договора.
Пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт нарушения обществом правил и норм технической эксплуатации переданного ему в управление жилого дома № 179 по улице Шагова в городе Костроме, а также наличие вины в его действиях подтверждается актом проверки от 08.10.2009 № 117-02, протоколом об административном правонарушении от 12.10.2009 № 38-02, заявлениями Левиной Т.И. от 10.07.2009, 18.09.2009, Капралова Н.Г. от 27.08.2009.
Доказательств, свидетельствующих о том, что управляющая компания приняла все зависящие от нее меры по содержанию данного жилого дома в надлежащем состоянии, в материалы дела не представлено.
Довод заявителя об отсутствии возможности выполнения работ в полном объеме из-за наличия задолженности собственников жилых помещений судом отклоняется как несостоятельный.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Разделом 3 договора определен порядок и размер платы за содержание, ремонт, услуги и работы по управлению многоквартирным домом.
В приложениях № 1, 2, 3 к указанному договору определены перечни услуг и работ по содержанию, а также текущему и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, которые являются неотъемлемой частью договора управления вышеуказанного жилого многоквартирного дома.
В приложении № 4 к договору определен размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с пунктами 4.3.2.3, 4.3.2.4 договора управления многоквартирным домом управляющая компания вправе требовать от собственников своевременного внесения платы за оказываемые услуги и принимать меры к взысканию задолженности по платежам за предоставленные услуги.
Установленное вышеназванными пунктами право требования платы за оказанные услуги заявителем не реализовано в той мере, в какой оно могло бы обеспечить полное поступление платежей (доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено).
Наличие задолженности квартиросъемщиков и собственников квартир не освобождает общество от исполнения обязанностей по надлежащему содержанию вверенного ему жилищного фонда и не исключает наличие вины в его действиях.
Кроме того, в дело не представлено сведений о том, что общество информировало собственников о состоянии лицевого счета и необходимости изменения тарифов, установленных договором, также не представлено доказательств использования заявителем предусмотренной пунктом 2.3.4 договора возможности привлечения дополнительных средств.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания" Ремжилстрой+" о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Костромской области от 17.11.2009 № 38-02-09 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении наказания административный орган учел отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в связи с чем на виновное лицо штраф был наложен в минимальном размере для юридических лиц, предусмотренном санкцией статьи 7.22 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлиять на привлечение заявителя к административной ответственности, судом не установлено. При принятии оспариваемого постановления и при составлении протокола об административном правонарушении обществу со стороны административного органа была обеспечена гарантия защиты его прав и законных интересов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Ремжилстрой+", г. Кострома о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Костромской области, г. Кострома от 17.11.2009 № 38-02-09 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня вынесения решения, в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем подачи апелляционной или кассационной жалоб через Арбитражный суд Костромской области.

Судья
Т.Н.СМИРНОВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Костромской области от 28.01.2010 по делу № А31-10412/2009
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда является основанием для привлечения данных лиц к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru