АРБИТРАЖНЫЙ СУД КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 апреля 2010 г. по делу № А23-1241/10А-14-57
Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2010 года.
Арбитражный суд Калужской области в составе судьи Смирновой Н.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноваловой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СМУ-25", г. Калуга,
к Государственной жилищной инспекции Калужской области
о признании незаконным и отмене постановления от 24.03.2010,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - адвоката Степина Е.А., по доверенности от 04.09.2009, удостоверение,
от ответчика - главного специалиста отдела Евстигнеевой Е.И., по доверенности от 11.01.2010 № ВЛ-1, удостоверение,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СМУ-25" (далее - заявитель, ООО "СМУ-25") обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Калужской области (далее - ответчик, жилищная инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 24.03.2010 о назначении административного наказания.
В судебном заседании, назначенном на 12.04.2010, объявлен перерыв до 13.04.2010.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, мотивируя тем, что общество, являясь ресурсоснабжающей организацией, несет ответственность только в пределах границы сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. За обслуживание внутренних инженерных сетей общество ответственность не несет.
Между ООО "СМУ-25" и собственниками жилых помещений отсутствует соответствующий договор, и как следствие, общество не может нести ответственность за температурный режим, за границей своей ответственности.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), может выступать лишь то юридическое лицо, которое непосредственно оказывает коммунальные услуги гражданам-потребителям, находится с ними в соответствующих договорных отношениях и по вине которого нарушается нормативный уровень или режим обеспечения потребителей этими услугами.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласен, считает, что вина заявителя подтверждается материалами дела. Пояснил, что ответчиком допущены нарушения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами. Общество выполняет обязанности ресурсоснабжающей организации и исполнителя услуг, взимая с потребителей плату за оказанные услуги. В этой связи оно несет ответственность за качество предоставленной услуги. Как было установлено в ходе проверки, со стороны ООО "СМУ-25" допущены нарушения нормативного уровня предоставления коммунальной услуги теплоснабжения жильцам дома 2 по улице Ленина в селе Высокиничи Жуковского района Калужской области.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные доказательства, судом установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "СМУ-25" зарегистрировано в качестве юридического лица, за основным государственным регистрационным номером 1074029001892.
Как следует из материалов дела, на основании обращений Митрохина Ю.И., проживающего по адресу: Калужская область, Жуковский район, с. Высокиничи, ул. Ленина, д. 2, проведена проверка по вопросу предоставления услуг теплоснабжения, по результатам которой составлен протокол № 104 от 15.03.2010 об административном правонарушении.
В результате проверки установлено, что в квартире 1 дома 2 по улице Ленина в селе Высокиничи Жуковского района Калужской области температура воздуха составила +14,6°С (жилая комната № 1), +14,7°С (жилая комната № 2), +14,9°С (кухня), замеры проводились 25.12.2009 (протокол № 224);
в квартире 4 вышеуказанного дома +14,9°С (жилая комната № 1) и +15,3°С (жилая комната № 2), в квартире № 5 - +17,4°С (комната № 1), в квартире № 3 - +15,2°С (комната № 1) и +14,3°С (комната № 2), замеры проводились 12.01.2010 (протокол № 1);
в квартире 1 данного дома +14,0°С (в зале) и +13,5°С (в спальне), замеры проводились 29.01.2010 (протокол № 10).
Замеры проводились сотрудниками филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Калужской области в Боровском районе".
Плату за коммунальную услугу с жителей данного дома взимает ООО "СМУ-25".
Жилищная инспекция в действиях ООО "СМУ-25" усмотрела признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку данное общество является организацией, осуществляющей теплоснабжение жителям с. Высокиничи, а также начисление и взимание платы за оказанные коммунальные услуги, о чем был составлен протокол об административном правонарушении от 15.03.2010 № 104.
Рассмотрев материалы проверки, заместителем начальника Государственной жилищной инспекции Калужской области вынесено постановление от 24.03.2010 о назначении административного наказания в отношении ООО "СМУ-25" в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, считая его незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами установлена административная ответственность в виде административного штрафа.
К числу коммунальных услуг, в соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее - Правила), предоставляемых потребителю, отнесены услуги по отоплению - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 указанных правил, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами (пункт 4 Правил).
В силу пункта 15 приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам и п. 4.16.3 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги", пункта 5.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 качество обеспечения температуры воздуха в жилых помещениях должно отвечать требованиям ГОСТов, при этом температура в жилых помещениях должна быть не ниже +18 град. С (в угловых комнатах - +20 град. С). В других помещениях - в соответствии с ГОСТом Р51617-2000. Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 град. С.
Факт несоответствия температуры воздуха нормативам обеспечения населения услугами теплоснабжения подтвержден материалами дела, в том числе протоколами измерения микроклимата от 25.12.2009 № 224, от 12.01.2010 № 1, от 01.02.2010 № 10.
Довод заявителя о том, что он является только ресурсоснабжающей организацией, но не исполнителем коммунальных услуг, судом отклоняется, исходя из следующего.
В силу пункта 5 Правил обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями, который согласно пункту 75 Правил несет ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.
В пункте 3 Правил дано понятие исполнителя и ресурсоснабжающей организации, откуда следует, что исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы, а ресурсоснабжающей организацией является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Как следует из пункта 2.2 Устава ООО "СМУ-25", основными видами деятельности общества являются среди прочих: оказание коммунальных услуг населению; предоставление услуг по тепло-, водоснабжению, водоотведению.
Судом установлено и не отрицается заявителем, что ООО "СМУ-25" осуществляет отопление сельского поселения села Высокиничи Жуковского района Калужской области. Кроме того, начисляет и взимает плату за теплоснабжение.
ООО "СМУ-25" является ресурсоснабжающей организацией и исполнителем услуг по теплоснабжению дома № 2 по ул. Ленина с. Высокиничи Жуковского района, получая за это от его жильцов денежные средства, что предприятием не оспаривается, а поэтому в силу пункта 7 Правил несет ответственность за режим и качество подачи тепловой энергии на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов.
Кроме того, в квитанциях, предъявленных ООО "СМУ-25" потребителям тепла, прямо указано, что ООО "СМУ-25" является исполнителем услуг.
Факт нарушения обществом нормативов обеспечения населения коммунальными услугами: теплоснабжение жильцов дома 2 по улице Ленина в селе Высокиничи Жуковского района Калужской области, подтверждается материалами дела.
Общество, как исполнитель не доказало, что ухудшение качества предоставляемых им услуг по теплоснабжению произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы, что в силу пункта 76 Правил освободило бы его от ответственности за это.
Довод заявителя о том, что он не является исполнителем оказываемой услуги по теплоснабжению по дому номер 2 по улице Ленина в селе Высокиничи Жуковского района Калужской области, судом во внимание не принимается, как противоречащий материалам дела.
Довод заявителя о том, что субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, может выступать лишь то юридическое лицо, которое непосредственно оказывает коммунальные услуги гражданам-потребителям, находится с ними в соответствующих договорных отношениях и по вине которого нарушается нормативный уровень или режим обеспечения потребителей этими услугами, судом во внимание не принимается, поскольку диспозиция данной статьи предусматривает ответственность, в том числе, фактических исполнителей коммунальных услуг, в частности по теплоснабжению.
Довод заявителя о том, что между обществом и собственниками жилых помещений отсутствует соответствующий договор, и как следствие, ООО "СМУ-25" не может нести ответственность за температурный режим, за границей своей ответственности, судом во внимание не принимается, так как судом установлено, что фактическим исполнителем услуг по теплоснабжению дома номер 2 по улице Ленина в селе Высокиничи Жуковского района Калужской области, является ООО "СМУ-25".
Ссылка заявителя на раздел 8 Правил судом во внимание не принимается, так как акт, составленный в соответствии с указанным разделом является основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором, а в данном случае речь идет об административной ответственности заявителя.
Кроме того, суду не представлено доказательств того, что жильцами дома номер 2 по улице Ленина в селе Высокиничи Жуковского района Калужской области заключен договор управления многоквартирным домом с каким либо иным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с разделением между ними функций "исполнителя" и "ресурсоснабжающей организации".
Таким образом, ООО "СМУ-25" в данном случае является и исполнителем и ресурсоснабжающей организацией по отношению к конечному потребителю, и с учетом сложившихся отношений обязано предоставлять жильцам дома 2 по улице Ленина в селе Высокиничи Жуковского района Калужской области качественные и надежные коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств отсутствия у заявителя возможности для соблюдения нарушенных правил и норм им не представлено.
При изложенных обстоятельствах оснований для признания постановления о назначении административного наказания от 24.03.2010 незаконным у суда не имеется, в виду чего заявленные требования ООО "СМУ-25" удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 150, 167, 169, 170, 181, 182, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "СМУ-25", г. Калуга о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Калужской области от 24.03.2010 о назначении административного наказания, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.
Судья
Н.Н.Смирнова