Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 февраля 2010 г. по делу № А79-15207/2009

Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Северная", г. Чебоксары,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии, г. Чебоксары,
о признании недействительным решения от 02.12.2009 по делу № 48-АМЗ-2009,
при участии:
от заявителя - А. по доверенности от 10.02.2010, М. по доверенности от 10.02.2010,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии - Ю. по доверенности от 22.01.2010,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Северная" (далее - ООО "ТК "Северная", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - УФАС по ЧР, Управление) от 01.12.2009 № 48-АМЗ-2009. Этим решением Общество и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Чувашской Республике (далее - Управление Росимущества по ЧР) признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон № 135-ФЗ). Заявитель считает данное решение незаконным, поскольку в решении отсутствуют доказательства того, что действия Общества и Управления Росимущества по ЧР привели к ограничению доступа на товарный рынок и устранению с него других хозяйствующих субъектов. По мнению заявителя, наличие одного соглашения между сторонами не влечет за собой нарушения Федерального закона "О защите конкуренции". Кроме того, по мнению заявителя, в решении не приведены законы, регулирующие порядок проведения процедуры конкурсного отбора юридического лица и которые были нарушены Обществом и Управлением Росимущества по ЧР при заключении соглашений.
В судебном заседании представители Общества заявление поддержали по изложенным в нем и в дополнениях к нему основаниям. Пояснили, что в силу положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 94-ФЗ) в случае заключения договоров на срок менее трех месяцев и на сумму не более 100000 рублей проведение конкурса не обязательно. Само по себе заключение договоров не может привести к нарушению законодательства о защите конкуренции.
Представитель Управления заявление не признал по основаниям, изложенным в отзыве и в дополнениях к отзыву. Пояснил, что обязанность проведения конкурса для определения лица, которое будет проводить торги по продаже арестованного имущества, установлена пунктом 6.6 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом". Положения Закона № 94-ФЗ в рассматриваемом случае неприменимы.
Территориальное управление Росимущества по ЧР в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте судебного разбирательства извещено. На основании части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело без участия представителя третьего лица. В отзыве Территориальное управление Росимущества указало на необходимость применения в рассматриваемом случае положений пункта 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ, в соответствии с которыми в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на сумму, не превышающую 100 000 рублей, и срок действия договора не превышает одного квартала, конкурс проводить необязательно.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии рассмотрена жалоба Х. на неправомерные действия комиссии ООО "ТК "Северная" при проведении торгов по продаже ремонтно-механического цеха и закрытой стоянки, а также права аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Чебоксары, Базовый проезд, 6 "Б".
По результатам рассмотрения жалобы Управлением принято решение от 02.12.2009 по делу № 48-АМЗ-2009.
Антимонопольный орган пришел к выводу, что Территориальным управлением Росимущества по ЧР и ООО "ТК "Северная" нарушен пункт 4 статьи 16 Закона № 135-ФЗ.
Нарушение выразилось в том, что при заключении между Территориальным управлением Росимущества по ЧР и ООО "ТК "Северная" договоров от 01.04.2009 № 09/09, от 31.07.2009 № 16/09 Территориальное управление Росимущества по ЧР не проводило в соответствии с законодательством отбор лица, которое будет проводить торги по реализации арестованного имущества.
В решении также указано, что ООО "ТК "Северная", зная о принятии Московским районным судом г. Чебоксары обеспечительной меры в виде запрета Обществу проводить публичные торги, назначенные на 07.09.2009, провело эти торги.
В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона № 135-ФЗ запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (далее - Положение).
Согласно пункту 1 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения).
В соответствии с пунктом 5.5 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет, в том числе, следующие полномочия в установленной сфере деятельности: организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, предметов, являющихся вещественными доказательствами, хранение которых до окончания уголовного дела или при уголовном деле затруднительно, изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, а также реализацию конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, переработку такого имущества, а в случае невозможности его реализации в силу утраты потребительских свойств - его утилизацию (уничтожение).
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право привлекать на конкурсной основе юридических лиц для продажи приватизируемого федерального имущества, а также физических и юридических лиц - для реализации в установленном порядке иного имущества, предусмотренного настоящим Положением (пункт 6.6 Положения).
Таким образом, организация реализации арестованного имущества является одним из полномочий Росимущества в сфере его деятельности.
Согласно пункту 5.1 Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в установленном законодательством Российской Федерации порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд, а также для обеспечения нужд Агентства.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Законом № 94-ФЗ.
Согласно частям 1 и 2 статьи 1 Закона № 94-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Настоящий Федеральный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 94-ФЗ под государственными нуждами понимаются, в том числе, обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ).
Государственные органы (в том числе органы государственной власти) могут выступать государственными заказчиками (часть 1 статьи 4 Закона № 94-ФЗ).
Как установлено статьей 5 Закона № 94-ФЗ, под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - государственный или муниципальный контракт либо контракт), а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 настоящего Федерального закона, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
Из анализа перечисленных норм следует, что реализация арестованного имущества является государственной функцией и полномочием Федерального агентства по управлению государственным имуществом; для реализации этой функции Федеральное агентство вправе привлекать на конкурсной основе физических и юридических лиц для реализации имущества; порядок отбора таких лиц установлен Законом № 194-ФЗ, поскольку потребность Федерального агентства в услугах по реализации арестованного имущества следует отнести к государственным нуждам в силу определения, данного в части 1 статьи 3 Закона № 194-ФЗ.
Наличия каких-либо иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения отбора (конкурса) среди лиц, претендующих на заключение государственного контракта (договора) на оказание услуг по проведению торгов, не установлено.
В оспариваемом решении и отзыве Управления имеется ссылка на Порядок организации и проведения торгов по продаже арестованного, бесхозного и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденного распоряжением Российского фонда федерального имущества от 29.11.2001 № 418, в соответствии с которым представителями Фонда федерального имущества (с 2008 года - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом) являются юридические лица, уполномоченные на осуществление от имени Фонда действий по реализации имущества, отобранные в установленном порядке.
Однако данный документ не содержит правил отбора юридических лиц.
Следует также отметить, что распоряжение Российского фонда федерального имущества от 29.11.2001 № 418 не зарегистрировано в установленном порядке и не опубликовано.
Между тем, согласно пункту 10 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 № 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.
Таким образом, нормативным правовым актом, регулирующим порядок отбора физических и юридических лиц, привлекаемых для реализации имущества, является Закон № 194-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона № 94-ФЗ во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Исключения из общего правила о размещении заказа путем проведения торгов предусмотрены статьей 55 Закона № 94-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 55 Закона № 94-ФЗ под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 настоящей статьи, государственный или муниципальный контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 Указания Центрального банка Российской Федерации от 20.06.2007 № 1843-У установлено, что расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальный предприниматель), между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей.
Таким образом, в случае оказания услуг для государственных нужд на сумму, не превышающую 100 000 рублей, и размещения заказа на оказание услуг в течение одного квартала, проведение конкурса не требуется. В этом случае государственным заказчиком может быть заключен гражданско-правовой договор.
Из материалов дела следует, что между Территориальным управлением Росимущества по ЧР (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Северная" (поверенный) заключены договоры на оказание услуг по реализации арестованного имущества: от 02.02.2009 № 03/09, от 01.04.2009 № 09/09, от 31.07.2009 № 16/09 (л.д. 17-44).
В соответствии с пунктами 1.1 договоров заказчик поручает, а поверенный принимает на себя обязанности оказания услуг по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных актов и актов других органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество в Чувашской Республике.
Перечень услуг, их объем, требования к качеству и другие исходные данные установлены в Техническом задании (Приложение № 1) (пункт 1.2 договоров).
Согласно пунктам 1.4 договоров сроки оказания услуг по договору от 02.02.2009 № 03/09 - с момента подписания договора по 31.03.2009, по договору от 01.04.2009 № 09/09 - с момента подписания договора по 30.06.2009, по договору от 31.07.2009 № 16/09 - с момента подписания договора по 30.09.2009.
Стоимость услуг ООО "ТК "Северная" по договору от 02.02.2009 № 03/09 составляет 12 000 рублей, по договору от 01.04.2009 № 09/09 - 24 000 рублей, по договору от 31.07.2009 № 16/09 - 42 000 рублей (пункты 2.1 договоров).
В силу положений пунктов 2.3 - 2.5 договоров цена договора является твердой и может быть изменена в случае изменения объема оказываемых услуг, но не более чем на 10 процентов от цены договора.
В соответствии с пунктами 3.1 договоры финансируются за счет средств федерального бюджета.
Из текста перечисленных договоров следует, что они заключены в целях реализации государственной функции Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Поскольку стоимость оказываемых услуг по каждому договору не превышает 100 000 рублей, и каждый договор заключен в течение одного квартала, проведение конкурса в целях отбора лица, организующего торги по продаже арестованного имущества, не требовалось.
Как указано в части 1 статьи 1 Закона № 94-ФЗ, он устанавливает единый порядок размещения заказов, в том числе в целях развития добросовестной конкуренции.
Действия ООО "ТК "Северная" и Территориального управления Росимущества по ЧР, выразившиеся в заключении перечисленных договоров, отвечают требованиям Закона № 94-ФЗ, и поэтому не могут расцениваться как ограничивающие конкуренцию.
Указание в оспариваемом решении Управления на то, что ООО "ТК "Северная", зная о принятии Московским районным судом г. Чебоксары обеспечительной меры в виде запрета Обществу проводить публичные торги, назначенные на 07.09.2009, провело эти торги, не связано с законодательством о защите конкуренции.
В связи с изложенным суд пришел к выводу, что заявление Общества подлежит удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины относятся на Управление.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным расходам относится государственная пошлина.
В данном случае на Управление возлагается обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных средств, равных понесенным им судебным расходам, поэтому положения подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины, неприменимы.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Северная" удовлетворить.
Признать недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 02.12.2009 по делу № 48-АМЗ-2009.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии в пользу общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "Северная" <...> рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
На решение суда в течение месяца с момента его принятия может быть подана апелляционная жалоба в Первый арбитражный апелляционный суд, г. Владимир, и в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа, г. Нижний Новгород. Жалобы подаются через Арбитражный суд Чувашской Республики.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 15.09.2010 по делу № А79-15207/2009 данное решение и Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2010 оставлены без изменения.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2010 по делу № А79-15207/2009 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 26.02.2010 по делу № А79-15207/2009
<Об удовлетворении заявления о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии о нарушении Федерального закона "О защите конкуренции">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru