КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
Именем Республики Северная Осетия-Алания
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2008 г. № 2-П
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ АЛАГИРСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ ОТ 30 ИЮЛЯ 2007 ГОДА № 250
"О ПРИНЯТИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕР В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
"АНТИДОПИНГ" В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ ГРАЖДАНКИ МАШКОВОЙ Н.П.
Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания в составе председательствующего А.М. Цалиева, судей Т.В. Батаевой, Л.Д. Бокоевой, О.Х. Качмазова, А.В. Севастьянова,
с участием представителя администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания Р.С. Цопановой, заместителя начальника отдела государственного надзора республик ЮФО (РСО-Алания) Южного межрегионального территориального управления федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Р.М. Миндиашвили, главного специалиста Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Республике Северная Осетия-Алания Ш.Д. Хубулова,
руководствуясь частью 3 статьи 1011
Конституции Республики Северная Осетия-Алания, частью 1 статьи 3
, статьями 68
, 69
и 70
Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания",
рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности постановления
администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 2007 года № 250 "О принятии дополнительных мер в рамках реализации программы "Антидопинг".
Поводом к рассмотрению дела согласно статье 21
Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" явился запрос гражданки Н.П. Машковой о признании не соответствующим Конституции
Республики Северная Осетия-Алания постановления
администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 2007 года № 250 "О принятии дополнительных мер в рамках реализации программы "Антидопинг".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции
Республики Северная Осетия-Алания оспариваемое заявителем постановление
администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания.
Заслушав в заседании сообщение судьи-докладчика Т.В. Батаевой, объяснения представителя стороны, выступления приглашенных, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания
установил:
1. Постановлением
администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 2007 года № 250 "О принятии дополнительных мер в рамках реализации программы "Антидопинг" установлен запрет на торговлю растворителем № 646 и его аналогами в торговых точках района независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы.
В своем запросе заявитель Машкова Н.П. просит признать постановление
администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 2007 года № 250 "О принятии дополнительных мер в рамках реализации программы "Антидопинг" не соответствующим Конституции
Республики Северная Осетия-Алания, поскольку данный нормативный правовой акт, по мнению заявителя, ограничивает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления не запрещенной законом экономической деятельности и, следовательно, противоречит Конституции
Республики Северная Осетия-Алания, а именно ее статьям 2
, 14
, 34
и 63
.
2. В Республике Северная Осетия-Алания человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - высший долг и обязанность Республики Северная Осетия-Алания (статья 2
Конституции Республики Северная Осетия-Алания). Статья 11 (часть 2)
Конституции Республики Северная Осетия-Алания в качестве одной из основ конституционного строя провозглашает свободу экономической деятельности и предпринимательства. Данным принципом предопределяются конституционно гарантируемые правомочия, составляющие основное содержание конституционных прав в экономической сфере жизнедеятельности общества. В частности, Конституция
Республики Северная Осетия-Алания в статье 34 (часть 1)
закрепляет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В процессе реализации данного права граждане вправе определять сферу этой деятельности и осуществлять ее в индивидуальном порядке либо совместно с другими лицами посредством создания коммерческой организации в любой предусмотренной законом организационно-правовой форме, самостоятельно планировать развитие собственного бизнеса и т.д.
Из статей 2
, 19 (часть 1)
, 20 (часть 1)
, 45 (часть 1)
и 55 (часть 2)
Конституции Республики Северная Осетия-Алания следует, что конституционные права и свободы признаются и гарантируются в Республике Северная Осетия-Алания в качестве основных и неотчуждаемых, являются непосредственно действующими и реализуются на основе общеправового принципа юридического равенства всех перед законом и судом. Правовая регламентация указанных прав и свобод должна осуществляться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации. При этом Конституция Республики Северная Осетия-Алания (часть 1 статьи 63)
указывает на то, что законы и иные нормативные акты Республики Северная Осетия-Алания не должны противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации.
3. В соответствии со статьей 71 (пункты "в" и "о") Конституции Российской Федерации регулирование и защита конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, гражданское законодательство, составной частью которого являются положения, регламентирующие общественные отношения в области хозяйственного оборота, находятся в ведении Российской Федерации. По указанным вопросам принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу названных конституционных положений только федеральный законодатель в рамках предоставленных ему полномочий по правовому регулированию предпринимательской деятельности вправе определять порядок и условия ее осуществления, устанавливать с учетом специфики тех или иных видов деятельности дополнительные требования к субъектам этой деятельности, а также вводить те или иные ограничения, которые, однако, должны соответствовать критериям, закрепленным Конституцией Российской Федерации, а именно ее статьей 55 (часть 3). Данное положение корреспондирует Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в силу которой право каждого физического и юридического лица беспрепятственно пользоваться своим имуществом (в том числе в целях осуществления предпринимательской деятельности) не ущемляет права государства обеспечивать выполнение таких законов, какие ему представляются необходимыми для осуществления контроля за использованием собственности в соответствии с общими интересами (часть 2 статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод в редакции Протокола от 11 мая 1994 года № 11). Данная норма нашла свое выражение в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 1 апреля 2003 года № 4-П, Постановление от 10 апреля 2001 года № 5-П, Постановление от 18 июля 2003 года № 14-П и др.).
Таким образом, из смысла приведенных положений следует, что ограничения конституционных прав и свобод, в том числе свободы предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, могут вводиться только на основании федерального закона и лишь в конституционно значимых целях: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
4. Администрация местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания, установив запрет на торговлю растворителем № 646 и его аналогами, намеревалась тем самым ограничить доступ к наркотическим средствам и психотропным веществам лиц, употребляющих наркотики, с целью охраны их здоровья и предупреждения дальнейшего распространения наркомании.
Между тем правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья, государственной и общественной безопасности в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 8 января 1998 года № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах". Из нормативных положений данного Закона (статья 1) вытекает, что сам по себе растворитель № 646 и его аналоги не являются ни наркотическими средствами, ни психотропными веществами. Однако в составе этих растворителей присутствуют в том или ином сочетании прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ, часто использующиеся при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, в связи с чем они внесены в Список IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года № 681), в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. При этом контроль в отношении прекурсоров (ацетон, толуол), содержащихся в составе растворителя № 646 и его аналогов, осуществляется уполномоченными органами государственной власти (Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и другие) лишь в области их производства в чистом виде и оборота. Растворители же являются смесями не только прекурсоров, но и иных токсичных веществ, которые должны изготавливаться производителями согласно утвержденным ГОСТам, техническим условиям или техническим регламентам. Следовательно, при наличии сертификата, свидетельствующего о соответствии растворителя № 646 и его аналогов требованиям, установленным ГОСТом (18188-72 и другими), техническими условиями или техническими регламентами, предприниматель вправе свободно осуществлять реализацию названных растворителей, поскольку федеральный законодатель не допускает введения дополнительных требований и ограничений на данный вид предпринимательской деятельности, в том числе установления запрета или получения специальных разрешений на торговлю растворителем № 646 и его аналогами.
5. В Республике Северная Осетия-Алания местное самоуправление признается и гарантируется в качестве одной из основ конституционного строя (статья 8
Конституции Республики Северная Осетия-Алания). Органы местного самоуправления в пределах, определенных законодательством, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти. Данные положения содержатся в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который, в частности, предусматривает самостоятельность местного самоуправления в решении вопросов местного значения (часть 2 статьи 1). Однако при осуществлении своих полномочий, в том числе при обеспечении защиты прав и законных интересов граждан, орган местного самоуправления должен действовать в определенных Конституцией Российской Федерации и Конституцией
Республики Северная Осетия-Алания пределах, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации. Между тем федеральный законодатель не наделяет органы местного самоуправления правомочием осуществлять правовое регулирование деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, а также в области противодействия их незаконному обороту: они лишь обязаны в пределах своей компетенции организовать исполнение законодательства Российской Федерации в указанной сфере.
6. Постановлением
администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 2007 года № 250 "О принятии дополнительных мер в рамках реализации программы "Антидопинг", предусматривающим запрет на торговлю растворителем № 646 и его аналогами в торговых точках независимо от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы, по существу нарушены конституционные права, гарантирующие в Республике Северная Осетия-Алания поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности и предпринимательства.
Введение указанного запрета означает, что ограничение свободы предпринимательской деятельности, перемещение товаров и услуг, их реализация могут осуществляться исходя из критериев, определенных не Российской Федерацией в лице федерального законодателя, как это предписано Конституцией Российской Федерации (часть 3 статьи 55), а непосредственно нормативным правовым актом органа местного самоуправления, что приводит к нарушению принципа юридического равенства хозяйствующих субъектов, неправомерному ограничению конституционного права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и выходит за рамки разграничения компетенции не только между органами государственной власти и органами местного самоуправления, но и за рамки разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами.
Таким образом, оспариваемое постановление
администрации местного самоуправления Алагирского района от 30 июля 2007 года № 250 "О принятии дополнительных мер в рамках реализации программы "Антидопинг" противоречит Конституции Республики Северная Осетия-Алания, а именно ее статьям 2
, 14 (часть 2)
, 34 (часть 1)
, 55 (часть 2)
, 63 (часть 1)
.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 54
, 55
, 56
, 57
, 71
Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания", Конституционный Суд Республики Северная Осетия-Алания
постановил:
1. Признать постановление
администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 2007 года № 250 "О принятии дополнительных мер в рамках реализации программы "Антидопинг" не соответствующим статьям 2
, 14 (часть 2)
, 34 (часть 1)
, 55 (часть 2)
, 63 (часть 1)
Конституции Республики Северная Осетия-Алания по содержанию норм в той мере, в какой оно устанавливает запрет на торговлю растворителем № 646 и его аналогами, а также с точки зрения установленного Конституцией
Республики Северная Осетия-Алания и федеральным законодательством разграничения компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
2. Правоприменительные решения, основанные на положениях постановления
администрации местного самоуправления Алагирского района Республики Северная Осетия-Алания от 30 июля 2007 года № 250 "О принятии дополнительных мер в рамках реализации программы "Антидопинг", признанного не соответствующим Конституции Республики Северная Осетия-Алания, должны быть пересмотрены в установленном законом порядке.
3. Настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно части 1 статьи 60
Конституционного закона Республики Северная Осетия-Алания "О Конституционном Суде Республики Северная Осетия-Алания" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания. Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Республики Северная Осетия-Алания" и в Алагирской районной газете Республики Северная Осетия-Алания "Заря" ("Сауахсид").
Конституционный Суд
Республики Северная Осетия-Алания