Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Пермский край


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ

РЕШЕНИЕ
от 28 мая 2010 г. по делу № 255-10-а

Резолютивная часть решения оглашена 28.05.2010.
В полном объеме решение изготовлено 11.06.2010.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: <...>
Члены Комиссии: <... >
в присутствии представителя заявителя - ООО "Весна" - <...> (на основании устава);
в присутствии представителя ответчика - Администрации муниципального образования Обвинского сельского поселения Карагайского района Пермского края (далее - Администрация) - <...> (на основании устава),
рассмотрев дело № 255-10-а по признакам нарушения Администрацией муниципального образования Обвинского сельского поселения Карагайского района Пермского края статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),

установила:

21.04.2010 в Пермское УФАС России поступило заявление ООО "Весна" (вх. № 04724-10) о проверке на соответствие действующему антимонопольному законодательству условий конкурсной документации открытого конкурса на право заключения договора аренды имущества жилищно-коммунального комплекса Обвинского сельского поселения Карагайского района Пермского края (далее - открытый конкурс).
В данном заявлении указано, что Администрацией в нарушение действующего законодательства в конкурсной документации установлено требование о необходимости наличия у участника конкурса лицензии на право пользования недрами. Вместе с тем, аренда жилищно-коммунального комплекса по предоставлению коммунальных услуг, а также деятельность по предоставлению жилищно-коммунальных услуг населению и организациям в соответствии Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не подлежит лицензированию.
В соответствии с протоколом № 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 24.04.2010 поступило три заявки от ООО "Весна", ООО "Гешафт", ООО "Водоканал". В составе заявок всех хозяйствующих субъектов отсутствовали лицензии на право пользования недрами. В соответствии с данным протоколом конкурсной комиссией было принято решение рассмотреть поступившие заявки на участие в открытом конкурсе в соответствии с законодательством.
Согласно протоколу № 2 рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 27.04.2010 к участию в конкурсе были допущены ООО "Весна", ООО "Гешафт", ООО "Водоканал".
В соответствии с протоколом № 3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 04.05.2010 ООО "Весна" набрала максимальное количество баллов. Заявке ООО "Весна" был присвоен первый номер.
04.05.2010 Администрацией в адрес ООО "Весна" направлено уведомление (исх. № 160) о признании ООО "Весна" победителем открытого конкурса. По итогам открытого конкурса Администрацией с ООО "Весна" был заключен договор № 1 аренды муниципального имущества от 17.05.2010.
Согласно приложению к договору аренды № 1 муниципального имущества от 17.05.2010 ООО "Весна" осуществляет следующие дополнительные услуги, предложенные по итогам открытого конкурса:
1. Прием денежных средств через Сбербанк РФ за счет ООО "Весна".
2. Установка системы обеззараживания на основе УФО-излучения.
3. Установка индивидуальных узлов учета за счет ООО "Весна".
4. Обустройство, строительство, ремонт индивидуальных вводов водоснабжения и водоотведения.
5. Прием платежей через терминалы оплаты.
6. Ремонт внутридомовых систем.
7. Очистка улиц.
В ходе рассмотрения дела Комиссией Пермского УФАС России представитель ООО "Весна" пояснил, что данный хозяйствующий субъект является действующим арендатором имущества жилищно-коммунального комплекса Обвинского сельского поселения Карагайского района Пермского края. В составе заявки на участие открытом конкурсе ООО "Весна" лицензию на право пользования недрами не представляло.
Представитель Администрации пояснил, что под лицензией на право пользования недрами подразумевалась "лицензия на осуществление хозяйственной деятельности". К участию в открытом конкурсе были допущены все хозяйствующие субъекты, которые подали конкурсные заявки. Отказов к участию в конкурсе по основанию отсутствие в составе конкурсной заявки лицензии на право пользования недрами не было.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, Комиссия Пермского УФАС России пришла к следующим выводам.
Организатором открытого конкурса является Администрация Муниципального образования Обвинского сельского поселения Карагайского района Пермского края.
Конкурсная документация на проведение открытого конкурса на право заключения договора аренды имущества жилищно-коммунального комплекса Обвинского сельского поселения (далее - конкурсная документация) утверждена главой Администрации 19.03.2010.
Согласно п. 1.1 конкурсной документации, разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Пермского края:
- Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции);
- Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов);
- Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";
- Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Вместе с тем, Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и(или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные Приказом ФАС РФ от 10.02.2010 № 67 (далее - Правила проведения конкурсов или аукционов), в п. 1.1 конкурсной документации не указаны.
Согласно п. 1.4 конкурсной документации целью использования объекта открытого конкурса является предоставление жилищно-коммунальных услуг населению и организациям. В соответствии с п. 1.5.1 конкурсной документации срок действия договора аренды муниципального имущества составляет 3 года с момента заключения договора.
Согласно п. 1.2 конкурсной документации предметом открытого конкурса является право на заключение договоров аренды объектов систем водоснабжения по предоставлению коммунальных услуг.
Согласно пп. 2 п. 2.5.1 конкурсной документации для участия в открытом конкурсе заинтересованное лицо должно представить в составе конкурсной заявки лицензию на право пользования недрами.
Согласно пп. 1 п. 2.11.1 конкурсной документации участник размещения заказа не допускается конкурсной комиссией к участию в конкурсе в случае непредоставления документов в соответствии с п. 2.5 конкурсной документации, в том числе лицензии на право пользования недрами.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах.
В соответствии с ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) действие настоящего Федерального закона не распространяется на использование природных ресурсов, в том числе недр, лесов, объектов растительного и животного мира.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Водного кодекса РФ физические и юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами на основании и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Статьей 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 "О недрах" и п. 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 15.07.1992 № 3314-1 (далее - Положение), определено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Владельцами лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод и полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, в соответствии с п. 9.1 Положения могут быть субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации.
В соответствии с разделом 10 Положения лицензии на право пользования недрами предоставляются путем проведения конкурсов или аукционов.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В соответствии с ч. 5 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
В соответствии с п. 52 Правил проведения конкурсов или аукционов заявка на участие в конкурсе должна содержать:
1) сведения и документы о заявителе, подавшем такую заявку;
2) предложение о цене договора;
3) предложения об условиях исполнения договора, которые являются критериями оценки заявок на участие в конкурсе. В случаях, предусмотренных конкурсной документацией, также копии документов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) установленным требованиям, если такие требования установлены законодательством Российской Федерации;
4) документы или копии документов, подтверждающие внесение задатка, в случае если в конкурсной документации содержится указание на требование о внесении задатка (платежное поручение, подтверждающее перечисление задатка).
В соответствии с п. 53 Правил проведения конкурсов или аукционов не допускается требовать от заявителей иное, за исключением документов и сведений, предусмотренных частями "а"-"в", "д"-"ж" подпункта 1, подпунктами 2-4 пункта 52 настоящих Правил.
В соответствии с п. 37 Правил проведения конкурсов или аукционов не допускается включение в конкурсную документацию (в том числе в форме требований к объему, перечню, качеству и срокам работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору, а также требований к качеству, техническим характеристикам, товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества) требований к участнику конкурса (в том числе требований к квалификации участника конкурса, включая наличие у участника конкурса опыта работы), а также требований к его деловой репутации, требований наличия у участника конкурса производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов.
Таким образом, Администрацией муниципального образования Обвинского сельского поселения Карагайского района Пермского края нарушены требования ч.ч. 1, 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в ограничении конкуренции при проведении открытого конкурса путем установления в конкурсной документации преимущественных условий участия в торгах отдельным хозяйствующим субъектам - обладателям лицензий на право пользования недрами, и ограничении доступа к участию в конкурсе хозяйствующим субъектам, не обладающим лицензией на право пользования недрами,
что могло привести к ограничению конкуренции на рынке предоставления коммунальных услуг в границах Обвинского сельского поселения.
В ходе рассмотрения дела комиссией ПЕрмского УФАС России представитель Администраций согласился с необоснованностью требований предоставления в составе конкурсной заявки лицензии на право пользования недрами и полностью признал нарушение ст. 17 Закона о защите конкуренции при проведении открытого конкурса.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции",

решила:

1. Признать факт нарушения Администрацией Обвинского сельского поселения Карагайского района Пермского края ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ "О защите конкуренции", выразившийся в установлении в конкурсной документации на проведение открытого конкурса на право заключения договора аренды имущества жилищно-коммунального комплекса Обвинского сельского поселения Карагайского района Пермского края преимущественных условий участия в торгах отдельным хозяйствующим субъектам - обладателям лицензий на право пользования недрами, и ограничении доступа к участию в конкурсе хозяйствующим субъектам, не обладающим лицензией на право пользования недрами,
что могло привести к ограничению конкуренции на рынке предоставления коммунальных услуг в границах Обвинского сельского поселения.
2. Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства нарушения прав и законных интересов конкретных хозяйствующих субъектов при установлении в конкурсной документации на проведение открытого конкурса на право заключения договора аренды имущества жилищно-коммунального комплекса Обвинского сельского поселения Карагайского района Пермского края условий, ограничивающих доступ к участию в конкурсе, в рамках полномочий антимонопольного органа, предусмотренных ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписание Администрации Обвинского сельского поселения Карагайского района Пермского края не выдавать.
3. Рекомендовать Администрации Обвинского сельского поселения Карагайского района Пермского края строго руководствоваться в своей деятельности требованиями Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" с учетом замечаний, изложенных в настоящем решении.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Управления ФАС РФ по Пермскому краю от 28.05.2010 по делу № 255-10-а
<О нарушении антимонопольного законодательства в части ограничения конкуренции на рынке предоставления коммунальных услуг>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru