Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 августа 2008 г. по делу № А79-3845/2008

Резолютивная часть решения принята 25 августа 2008 года.

Арбитражный суд в составе: судьи,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению
открытого акционерного общества "Компания ЮНИМИЛК", 127015, г. Москва, ул. Вятская, д. 27, корп. 13-14, 428020, г. Чебоксары, Мясокомбинатский проезд, д. 6
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Базарная, д. 40
о признании частично недействительным решения от 30.04.2008 № 13-10/89
при участии:
от заявителя - Н.Е. по доверенности от 03.04.2008 № 21-01/255251
от ответчика - ведущий специалист юридического отдела Г. по доверенности от 09.01.2008 № 05-22/007, государственный налоговый инспектора Т. по доверенности от 08.07.2008 № 05-22/221,
По делу объявлялись перерывы с 18.08. по 20.08. и с 20.08. по 25.08.2008 года.

установил:

Открытое акционерное общество "Компания ЮНИМИЛК" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары (далее налоговый орган, инспекция) от 30.04.2008 № 13-10/89 в части начисления и предложения уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 2 952 434 руб. 28 коп., 614 020 руб. 21 коп. пеней по данному налогу, 32 141 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и 2 155 руб. пеней по данным взносам, предложения обществу внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
В заседании суда представители общества поддержали требование по основаниям, изложенным в заявлении, письменных пояснениях к нему, пояснив суду, что из писем, представленных поставщиками сырья, невозможно достоверно установить объем закупки поставщиками молока у физических лиц, цену закупки молока у физических лиц, факты поставки в общество поставщиками молока, закупленного именно у физических лиц. Изменения, внесенные в оспариваемое решение решением инспекции от 12 августа 2008 года, заявитель не может признать обоснованными, поскольку налоговый орган не просто внес изменения, а по существу принял новое решение, основанное на иных материалах, изменил порядок и основания начисления обществу налога на добавленную стоимость: изменились объемы отгруженного молока, цена отгрузки и приобретения молока контрагентами заявителя, по отдельным счетам- фактурам изменены суммы налога, не принятые к вычету, в сторону увеличения их. Производя расчеты на основании ведомостей по закупке молока у населения контрагентами, информации поставщиков, налоговый орган не учел, что расчеты в ведомостях по количеству молока выполнены в литрах, а счета-фактуры оформлены поставщиками с определением количества молока в килограммах. Таким образом, расчеты налогового органа основаны не на первичных документах, а на среднематематических показателях, понятных только налоговому органу. Подробно позиция заявителя изложена в письменном пояснении от 20 августа 2008 года. Решение в части начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и соответствующих пеней незаконно, в связи с тем, что в силу статей 25, 25.1 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" налоговый орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не вправе принимать решение о начислении страхователю страховых взносов и соответствующих пеней. Просил иск о признании первоначального решения недействительным в оспариваемой части, удовлетворить.
Представители инспекции иск не признали по основаниям, изложенным в отзыве на иск и пояснении к нему, которые кратко сводятся к следующему. В нарушение пункта 4 статьи 154 НК РФ в счетах-фактурах, предъявленных поставщиками молока заявителю, налоговая ставка указана в размере 10%, тогда как молоко закупалось, в том числе и у физических лиц, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, следовательно ставка налога должна быть указана 9,09%. Встречными проверками выявлено, что поставщикам молока выдавались ветеринарные свидетельства, из которых следует, что молоко закупалось, в том числе и у физических лиц. В информации Красноармеского, Октябрьского, Ишлейского, Аликовского, Канашского райпо указывалось количество молока, поставленного заявителю и закупленного у физических лиц. Предприниматель Н.А. представил информацию о поставке молока, закупленного у юридических лиц, но ветеринарными свидетельствами данная информация опровергается. Предприниматель Г. требование инспекции о предоставлении информации о поставке молока в адрес заявителя не выполнила, но ветеринарными свидетельствами подтверждается факт приобретения молока у физических лиц. На основании информации поставщиков, был произведен перерасчет налога на добавленную стоимость, предъявленного заявителем к вычету и установлено, что налог в сумме 2 952 434 руб. 28 коп. предъявлен к вычету необоснованно. В период разрешения спора в суде, от поставщиков молока поступили документы, запрошенные в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля. Анализ этих документов послужил основанием для принятия решения о внесении изменений в оспариваемое решение и уменьшении суммы налога, не принятого к вычету и доначисленной в ходе проверки, так как были установлены расхождения между информацией, представленной контрагентами заявителя в табличной форме, и данными первичных документов бухгалтерского учета. На основании ведомостей по сбору молока у населения, книг покупок и продаж был изменен и расчет налоговой базы и суммы налога на добавленную стоимость. При этом, при расчете налога, во внимание принимались следующие показатели: сумма по счетам-фактурам, принятая сторонами, количество молока, поставленное в адрес заявителя, представленное контрагентами в табличной форме; на основании указанных данных рассчитывалась средняя цена, исходя из которой рассчитывалась налоговая база и сумма налога, которая могла быть принята к вычету. Считают решение о доначислении налога, с учетом внесенных в него изменений, законным и обоснованным, так как заявитель, обладая информацией из ветеринарных свидетельств о закупке молока и у населения, должен был потребовать от контрагентов представления счетов-фактур с надлежащей ставкой налога. Счета-фактуры, в которых ставка налога не соответствует установленной законодательством, не могут служить основанием для принятия налога к вычету. В иске о признании решения недействительным, с учетом внесенных в него изменений, просят отказать. В оспариваемое решение внесены изменения и в части предложения об уплате страховых взносов и пеней, данное предложение исключено. В иске просят отказать.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Инспекция ФНС России по г. Чебоксары произвела выездную налоговую проверку по соблюдению ОАО "Чебоксарский гормолзавод" законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2004 года по 31.12.2006 года по налогу на прибыль, налогу на доходы, единому социальному налогу, с 01.01.2005 года по 31 марта 2007 года по налогу на добавленную стоимость, с 01.01.2005 года по 31.12.2006 года по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и иным налогам и сборам.
Результаты проверки отражены в акте № 13-10/44 от 06 марта 2008 года.
На основании акта проверки и материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, заместителем руководителя инспекции принято решение № 13-10/89 от 30 апреля 2008 года об отказе в привлечении к налоговой ответственности ОАО "Комапния ЮНИМИЛК" которое является правопреемником ОАО "Чебоксарский гормолзавод" с 01 апреля 2008 года, в связи с реорганизацией путем присоединения.
Данным решением обществу начислены к уплате налоги, в том числе налог на прибыль в сумме 565 034 рубля, налог на добавленную стоимость в сумме 2 952 434 руб. 28 коп., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 32 141 рубль.
Обществу предложено уплатить названные выше суммы и пени за просрочку уплаты, в том числе налога на добавленную стоимость - 614 020 руб. 21 коп., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 2 155 рублей.
Общество просит признать недействительным решение в части начисления к уплате налога на добавленную стоимость, пеней по данному налогу, начисления пеней на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и предложения об уплате страховых взносов, пеней по ним, а также о внесении соответствующих изменений в бухгалтерскую и налоговую отчетность.
Дело по иску о признании недействительным решения в части начисления налога на прибыль и пеней за просрочку уплаты данного налога суд прекращает производством, в связи с отказом заявителя от иска в этой части.
В остальной части иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) общество является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Объектом обложения налогом является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Налоговая база определяется в соответствии со статьями 153 - 159 Кодекса.
Доначисление налога на добавленную стоимость произведено налоговым органом в результате исключения из вычетов по налогу части сумм налога, в связи с предъявлением контрагентами Общества ставки 10 процентов вместо расчетной ставки, поскольку в ходе проверки установлено, что поставщики молока закупали его как у юридических лиц, так и у физических лиц, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, со ссылкой на пункт 4 статьи 154 Кодекса.
Пункт 4 статьи 154 Кодекса касается порядка определения налоговой базы поставщиками Общества, при исчислении налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет.
А согласно статьи 171 Кодекса, налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, в том числе на суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).
Основанием для возмещения налога, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг) является счет-фактура, которая должна соответствовать требованиям статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс). Пункт 2 данной нормы предусматривает, что счета-фактуры, не соответствующие требованиям пунктов 5 и 6 данной нормы, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету. Подпункт 10 пункта 5 статьи 169 Кодекса содержит требование на наличие в счете-фактуре налоговой ставки, а подпункт 11 предусматривает, что сумма налога должна определяться из применяемых налоговых ставок.
Налоговые ставки, в свою очередь, определяются в соответствии со статьей 164 Кодекса, часть вторая которой предусматривает, налогообложение по налоговой ставке 10 процентов при реализации, в том числе молока и молочных продуктов.
Как следует из материалов дела, все счета-фактуры, предъявленные обществу поставщиками молочной продукции, содержали ставку налога в размере 10 процентов (л.д. 9 - 74, том 3, 1 - 79, том 4).
Следовательно, счета-фактуры, предъявленные поставщиками, соответствовали требованиям статьи 164 Кодекса, а Общество обоснованно предъявляло к возмещению налог в сумме, отраженной в счетах-фактурах, оплаченной поставщикам молока.
Выводы налогового органа по оспариваемому решению основаны на информациях, представленных контрагентами по сделкам в части количества молока, поставленного ими заявителю и закупленного как у населения, так и у юридических лиц и индивидуальных предпринимателях (л.д. 100 - 150, том 2).
Однако, данные документы не являются документами первичного бухгалтерского учета.
Представленные в дело ветеринарные свидетельства, выданные контрагентам Общества (л.д. 88 - 159 том 3), подтверждают лишь факт приобретения молока как у населения, так и у хозяйств различных районов Чувашской Республики, но какое именно молоко поставлено в адрес Общества налоговым органом не устанавливалось, а из информаций контрагентов следует, что молоко поставлялось не только в адрес заявителя по настоящему делу.
Следовательно, налоговым органом не доказан факт совершенного правонарушения.
Данный вывод суда подтверждается и принятым решением № 13-10/215 от 12 августа 2008 года с приложениями к нему о внесении изменений в ранее принятое решение по выездной налоговой проверке, оспариваемое заявителем (л.д. 101 - 114, том 4).
Данное решение, как следует из пояснений представителей налогового органа, принято уже с учетом представленных контрагентами Общества (Аликовским, Октябрьским, Красноармейским, Ишлейским, Канашским райпо) ведомостей о закупке молока у населения, книг покупок и продаж. При принятии данного решения налоговым органом был изменен расчет налоговой базы и суммы налога на добавленную стоимость, которую Общество вправе было предъявить к вычету.
При этом, налоговым органом были приняты несопоставимые показатели: по ведомости - молоко принималось в литрах, по счетам-фактурам, предъявленным Обществу молоко отпускалось в килограммах.
По предпринимателям Н., Г. цены закупочные определялись на основании документов по иным контрагентам.
Таким образом, расчеты налогового органа не основаны на первичных документах, имеют предположительный характер, что недопустимо в рамках проведения выездной налоговой проверки.
Также суд учитывает, что контрагенты Общества исчисляли налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет, с оборотов по реализации молока, по ставке 10 процентов, а не с применением расчетной ставки (л.д. 108 - 142, том 2).
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, налоговый орган не доказал обоснованность выводов о неправомерном предъявлении Обществом налога на добавленную стоимость к вычету в суммах, отраженных в счетах-фактурах, предъявленных ему контрагентами.
Поскольку Общество настаивает на признании недействительным решения инспекции, без учета внесенных в него изменений, суд оценивает первоначальное решение на предмет обоснованности и законности его на момент принятия.
На основании изложенного выше, суд приходит к выводу, что решение инспекции является недействительным в части начисления к уплате налога на добавленную стоимость в сумме 2 952 434 руб. 28 коп., 614 020 руб. 21 коп. пени по данному налогу, а также предложения о внесении изменений в бухгалтерскую и налоговую отчетность по налогу на добавленную стоимость.
Предложение об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 32141 рубль и пеней за просрочку уплаты их - 2 155 рублей неправомерно в силу того, что в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года (с изменениями и дополнениями к нему) правом на взыскание страховых взносов и начисления пеней обладают соответствующие органы пенсионного фонда, а на налоговый орган возложена лишь обязанность по контролю за правильностью их исчисления.
Следовательно, при выявлении нарушений в части правильности исчисления страховых взносов, у налогового органа возникает обязанность по представлению документов, подтверждающих данные обстоятельства в соответствующий орган пенсионного фонда.
Разрешая вопрос о государственной пошлине, суд относит ее на налоговый орган и взыскивает в пользу Общества, уплаченную им при подаче иска государственную пошлину, в том числе по мерам по обеспечению иска, с учетом того обстоятельства, что отказ от иска о признании недействительным решения в части начисления налога на прибыль и пеней за просрочку уплаты связано с отменой решения инспекции в этой части Управлением ФНС по Чувашской Республике, но после обращения Общества с иском в суд.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а не статьи 151.

Руководствуясь статьями 49, 151 пункт 4 часть 1, 151, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Иск удовлетворить.
Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары № 13-10/89 от 30 апреля 2008 года в части начисления к уплате налога на добавленную стоимость в сумме 2 952 434 руб. 28 коп., 613 020 руб. 21 коп. пеней по налогу на добавленную стоимость, предложения об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 32 141 рубль, начисления и предложения уплатить пеню по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 155 рублей, предложения о внесении необходимых изменений в документы бухгалтерского и налогового учета в части налога на добавленную стоимость.
Дело по иску о признании недействительным решения ИФНС России по г. Чебоксары № 13-10/89 от 30 апреля 2008 года в части начисления к уплате налога на прибыль в сумме 565 034 рубля и 5 339 руб. 58 коп. пени по налогу на прибыль, производством прекратить.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары в пользу Открытого акционерного общества "Компания ЮНИМИЛК" в возмещение расходов по государственной пошлине <...>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.08.2008 по делу № А79-3845/2008
<Об удовлетворении иска о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары в части начисления к уплате налога на добавленную стоимость, пеней по налогу на добавленную стоимость, предложения об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисления и предложения уплатить пеню по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, предложения о внесении необходимых изменений в документы бухгалтерского и налогового учета в части налога на добавленную стоимость>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru