Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Татарстан


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПИСЬМО
от 9 сентября 2010 г. № 7582/10

О ВВЕДЕНИИ СИСТЕМЫ УЧЕТА УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

Во исполнение устного поручения Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова по изучению опыта об эффективной работе учреждений дополнительного образования детей г. Набережные Челны Министерство образования и науки Республики Татарстан направляет информационно-аналитический материал о введении системы учета учащихся в учреждениях дополнительного образования г. Набережные Челны.
Данная система разработана Управлением образования Исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны с целью определения фактической занятости детей дополнительным образованием, стабилизации численности занимающихся в учреждении в течение года.
Министерство образования и науки РТ считает данную систему учета рациональной, т.к. это позволяет привлечь в отрасль педагогов с высокой профессиональной квалификацией, повысить качество и расширить спектр предоставляемых услуг, оказываемых учреждениями дополнительного образования.
Одновременно с этим Министерство образования и науки Республики Татарстан информирует о необходимости соблюдения принципов всестороннего удовлетворения запросов личности в получении образовательных услуг в системе дополнительного образования детей и требований к организации дополнительного образования детей в учреждениях различных ведомств в соответствии с Типовым положением об учреждении дополнительного образования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 233 от 7 марта 1995 г. (с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ от 7 декабря 2006 г. № 752).
О принятом решении по внедрению сертификатов просим проинформировать отдел воспитания и дополнительного образования детей до 16 сентября т.г.

Заместитель министра
А.К.ЗИННУРОВ





Приложение
к Письму МОиН РТ
от 9 сентября 2010 г. № 7582/10

Информационно-аналитический материал
о реализации программы введения сертификатов в систему
учета учащихся в учреждениях дополнительного образования
г. Набережные Челны

В системе дополнительного образования муниципального образования г. Набережные Челны функционирует 40 учреждений дополнительного образования, в том числе 10 учреждений дополнительного образования, подведомственных Управлению культуры исполнительного комитета, 17 - подведомственных Управлению образования, 13 - Управлению физкультуры и спорта. На базе 17 учреждений дополнительного образования детей системы образования созданы автономные учреждения дополнительного образования.
С целью сохранения сети учреждений дополнительного образования и контингента детей в них группы с 2007/08 учебного года комплектуются по желанию учащихся и родителей, т.е. с правом посещения нескольких кружков.
Основными причинами, которые подтолкнули к введению новых экономических механизмов в дополнительное образование:
- необоснованно высокие показатели охвата учащихся дополнительным образованием (свыше 200%) при фактической занятости около 50% - 70% детей;
- привлечение в отрасль педагогов-совместителей с низкой профессиональной квалификацией, что не обеспечивало высокое качество предоставляемых дополнительных образовательных услуг;
- миграция учащихся из учреждения в учреждение в течение года, это не позволяло завершить курс обучения в полном объеме, т.е. продолжительность работы некоторых кружков и секций составляла от одного до нескольких месяцев;
- отсутствовала заинтересованность учреждений дополнительного образования в расширении спектра предоставляемых услуг для детей среднего и старшего возраста;
- неэффективно использовался потенциал системы дополнительного образования в организации профориентационной и предпрофильной подготовки учащихся (чрезмерно высокий процент кружков художественно-эстетического цикла, очень низкий - техническо-прикладного, спортивного и экологического направления).
Для определения фактической занятости дополнительным образованием учащихся был введен сертификат, дающий право посещения учреждения дополнительного образования. Данная форма учета занятости обучающихся используется в городе в течение 3 лет.
Анализ данных показал, что в УДО города поступило 83,9% от общего числа выданных учреждениям образования (выдано 49283 штуки). 16,1% учеников не воспользовались своим правом использовать сертификат, т.е. не посещают кружки и секции. В тоже время 30,9% детей посещают два и более кружков.
В УДО (Управления образования) - 73%.
В учреждениях образования установлена программа регистрации сертификатов.
В то же время необходимо отметить проблемы:
1. Система сертификации показала, насколько педагоги дополнительного образования готовы к "рыночным" условиям.
2. Невозможность проверки данных культуры, УФиС из-за отсутствия программ по регистрации сертификатов.
3. С введением сертификатов в учреждениях образования было сокращено 279 групп, группы сокращены из-за недоукомплектованности, в то же время введение сертификатов подтолкнуло учреждения дополнительного образования к открытию новых кружков и секций, востребованных детьми, таких как "Паркур", "Брейк-данс" и др.
В 2009/10 учебном году не обеспеченными сертификатами остались обучающиеся первых классов. В связи с финансовыми затруднениями нет возможности изготовления новых сертификатов или разработки электронного учета занятости, Управлением образования было принято решение о том, что данная категория обучающихся будет обеспечена специальными справками учреждения образования (заменяющими сертификат).
Основной задачей на 2010/11 учебного года является привлечение 100% сертификатов в учреждения дополнительного образования.

Примерный алгоритм введения системы
учета охвата учащихся в системе дополнительного образования

1. Проведение разъяснительной работы с руководителями образовательных учреждений, родителями воспитанников.
2. Определение муниципального заказа по каждому учреждению дополнительного образования на социально значимые объединения (программы) (15 - 20% от общего количества сертификатов по данному учреждению).
3. Формирование единой базы данных по учащимся в общеобразовательных учреждениях.
4. Разработка положения о сертификате.
5. Издание приказа (распоряжения, постановления) о введении сертификата на обучающегося в учреждении дополнительного образования.
6. Разработка и установка единой компьютерной программы по регистрации сертификатов в учреждениях.
7. Закрепление специалистов Управления (отдела) образования Исполкома муниципального образования с целью контроля за движением сертификатов.
8. Закрепление представителя администрации учреждения дополнительного образования за регистрацией и учетом движения сертификатов воспитанников.
9. Выдача сертификатов.
10. Определение потребности во втором сертификате.
11. Мониторинг за распределением сертификатов по учреждениям и объединениям дополнительного образования (ежеквартально).
12. Подготовка информационно-аналитических материалов по итогам мониторинга (ежеквартально).
13. Рейтинговая оценка учреждения дополнительного образования и образовательных программ.
14. Корректировка и оптимизация деятельности.
Одновременно с этим Министерство образования и науки Республики Татарстан считает, что формы учета охвата учащихся в системе дополнительного образования могут быть разнообразными. Так, в сельской местности учет воспитанников может быть основан на районной базе данных учащихся (программа Exsel) и введении индивидуальной личной карточки воспитанника.
В городах учет воспитанников может вестись посредством введения социальной карты школьника по типу магнитной карточки, среди функций которой может быть предусмотрен ежедневный учет посещаемости общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и т.д.
С целью повышения эффективности системы учета необходимо введение единых требований к организации дополнительного образования детей в учреждениях различных ведомств, основанных на Типовом положении об учреждении дополнительного образования, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации № 233 от 7 марта 1995 г. (с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ от 7 декабря 2006 г. № 752). Образовательные программы учреждения дополнительного образования должны соответствовать виду и типу конкретного учреждения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


<Письмо> Минобрнауки РТ от 09.09.2010 № 7582/10
"О введении системы учета учащихся в системе дополнительного образования детей г. Набережные Челны"

Письмо
Приложение
Информационно-аналитический материал о реализации программы введения сертификатов в систему учета учащихся в учреждениях дополнительного образования г. Набережные Челны
Примерный алгоритм введения системы учета охвата учащихся в системе дополнительного образования

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru