Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Новосибирская область


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 19 октября 2009 года

Резолютивная часть решения оглашена 8 октября 2009 г.
Решение в полном объеме изготовлено 19 октября 2009 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Гаврилов С.Г. - руководитель управления, председатель Комиссии;
Даниленко Г.Н. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;
Донских В.А. - главный специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии,
с участием представителей: ОГУП "Техноцентр" (ответчика) - Р. (доверенность № 1638 от 06.10.2009); ЗАО АФ "Финансы-Н" (заявителя) - Г. (доверенность б/номера от 08.10.2009), Л. (доверенность б/номера от 08.10.2009); ЗАО АС "Нобл Компании" (заинтересованного лица) - П.М. (доверенность № 626 от 07.10.2009), П.А. (доверенность № 627 от 07.10.2009), рассмотрев дело № 78 от 14.09.2009 по признакам нарушения ОГУП "Технический центр объектов градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области" (далее - ОГУП "Техноцентр") (ул. Сибирская, 15, г. Новосибирск, 630004) части 1 статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции",

установила:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение ЗАО АФ "Финансы-Н" от 27.07.2009 № 331/02-18 (вх. № 5052 от 28 июля 2009 г.) на действия ОГУП "Технический центр объектов градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области" (ОГУП "Техноцентр НСО") по поводу несогласия с результатами открытого конкурса на право заключения договора на оказание аудиторских проверок финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2009 г.
ЗАО АФ "Финансы-Н" в своем заявлении сообщает, что ОГУП "Техноцентр НСО" проводило открытый конкурс на право заключения договора на оказание аудиторских проверок финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2009 г., в ходе которого допускались нарушения условий конкурса, которые позволили победить в конкурсе ЗАО аудиторская служба "Нобл Компании", предложившему провести аудиторскую проверку по цене 1 700 000 руб., в то время как ЗАО АФ "Финансы-Н" предложило такие же услуги по цене 1 200 000 руб.
Заявитель просит разобраться и отменить вышеуказанный конкурс.
На запрос Новосибирского УФАС России ОГУП "Техноцентр НСО" представило следующие документы:
- копию приказа директора ОГУП "Техноцентр НСО" от 19 июля 2009 г. № 84;
- копию конкурсной документации, утвержденной приказом директора ОГУП "Техноцентр НСО" от 19 июля 2009 г. № 84;
- копию извещения о проведении открытого конкурса на право заключения договора на оказание аудиторских проверок финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2009 г.;
- копию протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе № 2 от 23 июля 2009 г.,
- копию протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе № 3 от 24 июля 2009 г.;
- копию договора на оказание аудиторских услуг № 445п от 7 августа 2009 г.;
- оригиналы заявок на участие в конкурсе следующих организаций:
1) ЗАО "Новосибирское аудиторское товарищество";
2) ООО "Аудит М";
3) ЗАО АФ "Финансы-Н";
4) ЗАО "ЭНПИ Консалт";
5) ЗАО "Руспромаудит";
6) ЗАО АС "Нобл Компании";
7) ЗАО "Гарант-Аудит";
8) ООО "Аудит-Юкон";
9) ЗАО "Сибирская юридическая компания - Аудит";
10) ЗАО КГ "Баланс";
11) ООО "АДК-аудит".
Из представленных документов следует, что ОГУП "Техноцентр НСО" является государственным унитарным предприятием, учредителем которого является администрация Новосибирской области.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Закона Новосибирской области "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области" и пунктом 4.7 Устава ОГУП "Техноцентр НСО" обязано ежегодно проводить аудиторские проверки. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственными унитарными предприятиями заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (пункт 4 статьи 5 ФЗ "Об аудиторской деятельности").
Приказом директора ОГУП "Техноцентр НСО" № 84 от 19.06.2009 был определен срок проведения конкурса по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного ежегодного аудита ОГУП "Техноцентр" за 2009 г. (не позднее 22.07.2009) и утверждено положение о конкурсной комиссии, создана конкурсная комиссия, утвержден ее персональный состав, а также конкурсная документация, приложение к ней, текст извещения, техническое задание, проект договора на оказание аудиторских услуг.
Извещение о проведении конкурса и конкурсная документация содержат следующую информацию о конкурсе.
Предметом конкурса указано право на заключение договора на оказание услуг по проведению аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности ОГУП "Техноцентр" (проведение аудита, анализ производственно-хозяйственной, финансовой деятельности). Определен срок оказания услуг (исполнения) по двум этапам (по итогам 9 месяцев и по итогам 2009 года) не позднее 40 календарных дней с момента передачи исполнителю бухгалтерской документации заказчика за проверяемый период. Начальная цена контракта определена в сумме 1 900 000 рублей и минимальная цена 1 200 000 рублей. Установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе и весовые коэффициенты (ВК) к ним:
- стоимость услуг (ВК - 0,3);
- качество услуг и квалификация участника конкурса (сведения о соответствии методики аудиторской проверки и методов оказания услуг; программа аудиторской проверки и механизма контроля качества проверки; опыт проведения аудиторских проверок; имеющиеся ресурсы и специалисты) (ВК - 0,2);
- объем предоставления гарантий качества услуг (сведения о наличии полиса страхования гражданской ответственности при осуществлении аудиторской деятельности, об опыте проведения аудиторских проверок по профилю деятельности предприятия, о прохождении внешнего контроля качества деятельности аудиторской организации, другая информация) (ВК - 0,3);
- сроки оказания услуг (ВК - 0,2).
В целях оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе помимо весовых коэффициентов определены баллы, которые определяются:
- балл по критерию "цена контракта" (С) определяется по формуле (1200,0 тыс. руб. / С) x 100;


- балл по критерию "срок оказания услуг" устанавливается относительно заявки с наименьшем сроком оказания услуг (t min) (100 баллов), а по остальным заявкам баллы рассчитываются по формуле: (t min / t) x 100;
- балл по критерию "качество услуг и квалификация участника конкурса" (Fk) определяется исходя из соответствия условиям, указанным в конкурсной документации (100 баллов - соответствует; если лучшее качество, чем в конкурсной документации, то присваивается дополнительно 50 баллов);
- балл по критерию "объем предоставления гарантий качества услуг" (g) определяется исходя из соответствия условиям, указанным в конкурсной документации (100 баллов - соответствует; если предложен больший объем гарантий качества услуг, чем в конкурсной документации, то присваивается дополнительно 50 баллов).
Итоговые баллы (Ib) рассчитываются путем суммирования баллов, полученных по каждому критерию, с учетом весовых коэффициентов.
В протоколе оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе на оказание аудиторских услуг от 24.07.2009 при оценке критерия "качество услуг и квалификация участника конкурса" участнику конкурса ЗАО Аудиторская служба "Нобл Компании" определен весовой коэффициент 24 (при максимально возможном - 20), при оценке критерия "объем предоставления гарантий качества услуг" участникам конкурса ЗАО Аудиторская служба "Нобл Компании" и ЗАО АФ "Финансы-Н" определен весовой коэффициент 33 (при максимально возможном - 30). Таким образом, при определении в конкурсной документации совокупного весового критерия в значении 100 (1,0) (30 + 20 + 20 + 30), фактически при выявлении лучших условий исполнения контракта, был применен совокупный весовой критерий в значении 107 (1,07).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) совокупная значимость критериев должна составлять сто процентов. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть:
- качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса;
- сроки (периоды) оказания услуг;
- объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг,
при этом их значимость не может составлять более двадцати процентов.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией (часть 2 статьи 28 Закона о размещении заказов). Выявление лучших условий исполнения контракта является составной частью порядка определения победителя торгов.
Часть 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещает при проведении торгов действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушению порядка определения победителя торгов.
ОГУП "Техноцентр НСО" при проведении торгов нарушило порядок определения победителя торгов путем нарушения порядка выявления лучших условий исполнения контракта, установленного в конкурсной документации (определение для отдельных участников торгов весового коэффициента выше установленного в конкурсной документации как максимального) и установленного Законом о размещении заказов при разработке конкурсной документации (критерии оценки заявок на участие в конкурсе, установленные помимо цены контракта, составили более 20 процентов), что является нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона "О защите конкуренции".
По существу дела ОГУП "Техноцентр" представило следующее пояснение.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду пункты 14, 15 части 4 статьи 22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, а не пункты 14, 15, 4 статьи 22.

В соответствии с п. 7 ст. 28 Закона о размещении заказа порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством РФ. В связи с тем, что на момент проведенного открытого конкурса на право заключения договора на оказание услуг по проведению аудиторских проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности ОГУП "Техноцентр" за 9 месяцев и по итогам 2009 г. такой порядок не был установлен, критерии и порядок оценки были определены ОГУП "Техноцентр" самостоятельно и в соответствии с п. п. 14, 15, 4 ст. 22 Закона о размещении заказов. В соответствии с предметом договора исполнитель обязан помимо аудиторского заключения представить письменную информацию (отчет) аудитора руководству экономического субъекта, которую ОГУП "Техноцентр" расценивает как аналитический материал с соответствующей правовой оценкой, и в связи с чем данный вид услуг относит к юридическим, по которым максимальная значимость критерия качества работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса может устанавливаться до сорока пяти процентов.
На заседании Комиссии представитель ОГУП "Техноцентр" Р. поддержала ранее изложенную позицию, а также пояснила, что ОГУП "Техноцентр" является коммерческой организацией и не относится к муниципальным заказчикам.
На заседании комиссии представители ЗАО АФ "Финансы-Н" Г. и Л. пояснили, что конкурсная комиссия выбрала аудиторскую организацию (ЗАО АС "Нобл Компании"), указавшую в своем предложении цену контракта на 500 000 (пятьсот тысяч) рублей больше, чем ЗАО АФ "Финансы-Н", что создало для ЗАО АС "Нобл Компании" лучшие условия деятельности и ничем не обоснованные преимущества относительно ЗАО АФ "Финансы-Н".
Проанализировав материалы дела, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам:
1. ОГУП "Техноцентр" как областное государственное унитарное предприятие в соответствии с пунктом 5 статьи 13 Закона Новосибирской области "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области" и пунктом 4.7 Устава ОГУП "Техноцентр НСО" обязано ежегодно проводить аудиторские проверки.
2. В соответствии с пунктом 4 статьи 5 ФЗ "Об аудиторской деятельности" договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственными унитарными предприятиями заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Законом о размещении заказа.
3. В соответствии с п. 2 ст. 28 Закона о размещении заказа оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями, совокупная значимость которых должна составлять сто процентов.
ОГУП "Техноцентр" при выявлении лучших условий исполнения контракта был применен совокупный весовой критерий в значении 107 процентов.
4. Значимость установленных критериев оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта (качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса; сроки (периоды) оказания услуг; объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг) не может составлять более двадцати процентов.
ОГУП "Техноцентр" установило в конкурсной документации значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе, установленных помимо цены контракта, более 20 процентов.
Доводы ОГУП "Техноцентр" о том, что аудиторские услуги являются юридическими услугами, необоснованны.
Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности (ч. 3 ст. 1 ФЗ "Об аудиторской деятельности"). Аудиторские организации наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления (п. 5 ч. 7 ст. 1 "Об аудиторской деятельности").
Конкурсная документация (содержание предмета конкурса, технического задания, проекта договора на оказание аудиторских услуг) ОГУП "Техноцентр" не содержит сведений о том, что предметом конкурса являются юридические услуги.
5. Пункт 7 ст. 28 Закона о размещении заказа делегирует Правительству РФ право устанавливать порядок оценки заявок на участие в конкурсе. Однако иным субъектам (в том числе ОГУП "Техноцентр") Законом о размещении заказа такое право не предоставлено. Кроме того, при установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в части 4 статьи 28 Закона о размещении заказа, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
6. ОГУП "Техноцентр" при проведении торгов совершило действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а именно нарушило порядок определения победителя торгов путем:
- установления в конкурсной документации критериев оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, противоречащих Закону о размещении заказов (значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе, предусмотренных помимо цены контракта, составляет более двадцати процентов);
- определения лучших условий исполнения контракта в нарушение установленных в конкурсной документации максимальных значений весовых коэффициентов (установление отдельным участникам торгов весового коэффициента выше установленного в конкурсной документации как максимального).
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать ОГУП "Технический центр объектов градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области" нарушившим при проведении торгов часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" путем нарушения порядка определения победителя торгов:
- установления в конкурсной документации критериев оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, противоречащих положениям Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе, предусмотренных помимо цены контракта, составляет более двадцати процентов);
- определения лучших условий исполнения контракта в нарушение установленных в конкурсной документации максимальных значений весовых коэффициентов (установление отдельным участникам торгов весового коэффициента выше установленного в конкурсной документации как максимального), что приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
2. Обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными торгов, договора на оказание аудиторских услуг № 445п от 7 августа 2009 г.
3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.
Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Председатель Комиссии
С.Г.ГАВРИЛОВ

Члены Комиссии
Г.Н.ДАНИЛЕНКО
В.А.ДОНСКИХ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Новосибирского УФАС РФ от 19.10.2009
<О нарушении организацией порядка определения победителя торгов на право заключения договора оказания аудиторских проверок финансовой (бухгалтерской) отчетности, что привело или могло привести к ограничению конкуренции>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru