Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 октября 2009 г. по делу № А31-7300/2009

Резолютивная часть решения объявлена 30 октября 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 30 октября 2009 года.
Судья Арбитражного суда Костромской области Беляева Татьяна Юрьевна
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Березовая роща"
к Государственной жилищной инспекции Костромской области
об оспаривании постановления № 29-04-09 от 20.08.2009 г. о привлечении к административной ответственности
протокол вел: секретарь судебного заседания Толмачева Татьяна Николаевна
при участии:
от заявителя - представитель Рубан В.Л. по доверенности № 8 от 28.01.2009; от ответчика - консультант Хромова Н.А. по доверенности от 16.10.2009; установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Березовая роща" (далее - Общество, заявитель) обратилось арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Костромской области (далее - Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления № 29-04-09 от 20.08.2009 г. о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях.
Инспекция против доводов заявителя возражает, считает принятое постановление о привлечении Общества к административной ответственности законным и обоснованным, изложив свои доводы в отзыве на заявление (в деле).
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
04.08.2009 Государственной жилищной инспекцией в связи с жалобой жителей проведено техническое обследование жилого дома по адресу: г. Кострома, пр-т Текстильщиков, д. 1. В ходе проверки выявлено:
- захламленность подвального помещения 5-го подъезда;
- наличие увлажнения, течи на канализационном лежаке;
- отсутствие входной двери в подвал 5-го подъезда;
- неисправность окон и дверей лестничных клеток подъездов № 1-5, а именно: отсутствие уплотнений в притворах на дверях тамбурных отсеков, отсутствие остекления, наличие неплотностей по периметру оконных коробок;
- отсутствие приборов отопления на лестничных клетках подъездов № 1-5 (демонтированы, имеющиеся стояки системы отопления неисправны);
- массовое разрушение отделочного и окрасочного слоев стен лестничных клеток подъездов № 1-5;
- наличие местами трещин на стенах лестничных клеток подъездов № 3, 5;
- разрушение, отсутствие гидроизоляции железобетонных козырьков над входами в подъезды № 1-5.
Тем самым управляющей организацией ООО "Управляющая компания "Березовая роща" допущены нарушения требований пунктов 2.6.2, 2.6.13, 3.2.2, 3.2.3, 3.2.9, 3.4.1, 4.1.14, 4.1.15, 4.2.1.1, 4.2.4.2, 4.8.14, 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, требований пунктов 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 04.08.2009 г. № 87-04.
Организации выданы предписания об устранении выявленных нарушений нормативно-технических требований по использованию, содержанию и ремонту жилищного фонда, придомовых территорий, объектов коммунального назначения и предоставлению коммунальных услуг от 04.08.2009 г. № № 89-04, 90-04.
Усмотрев в действиях Общества признаки правонарушения, предусмотренные статьей 7.22 КоАП РФ, уполномоченное лицо жилищной инспекции 05.08.2009 г. составило протокол об административном правонарушении № 29-04.
Рассмотрев административное дело, начальник Государственной жилищной инспекции Костромской области вынес постановление от 20.08.2009 г. № 29-04-09 о привлечении ООО "Управляющая компания "Березовая роща" к административной ответственности и назначении наказания в виде штрафа в размере 45000 рублей.
Посчитав данное постановление незаконным, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
ООО "Управляющая компания "Березовая роща", ссылаясь на Письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.10.2008 № 26084-СК/14, пояснило, что услуги и работы, установленные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, не являются обязательными для управляющей организации, а носят рекомендательный характер, поскольку не включены в договор управления многоквартирным домом.
Также заявитель пояснил, что его вины в невыполнении ремонтных работ по остеклению, ремонту оконных коробок, восстановлению приборов отопления на лестничных клетках, косметическому ремонту подъездов, восстановлению гидроизоляции железобетонных козырьков над входами в подъезды нет ввиду отсутствия денежных средств на лицевом счете дома, которые складываются из платежей собственников помещений на проведение ремонтных работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Работы по уборке мусора из подвального помещения, по ремонту лежака канализации, входной двери в подвал выполнены в полном объеме в период с 10.08.2009 по 08.09.2009.
Кроме того, заявитель считает, что Инспекцией допущено нарушение процедуры привлечения ООО "Управляющая компания "Березовая роща" к административной ответственности, выразившееся в вынесении постановления о назначении административного наказания в отсутствие привлекаемого к ответственности юридического лица, не извещенного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела.
Инспекция заявленные требования не признает.
Полагает, что правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда подлежат обязательному исполнению, поскольку в них установлены требования по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту с целью защиты жизни и здоровья граждан.
Довод Общества об отсутствии денежных средств и задолженности собственников жилых помещений считает несостоятельным, так как данные обстоятельства не освобождают управляющую организацию от исполнения обязанностей по надлежащему содержанию вверенного ей жилого фонда. Предусмотренное договором управления право управляющей организации требовать от собственников и членов их семей своевременного и полного внесения платы за предоставленные работы и оказанные услуги не реализовано Обществом в той мере, в какой оно могло бы обеспечить полное поступление платежей.
Также, по мнению Инспекции, не может быть принят довод заявителя о выполнении им в августе-сентябре 2009 ремонтных работ, поскольку они выполнены после проверки и учтены должностным лицом административного органа при проверке исполнения предписаний.
По вопросу извещения ООО "Управляющая компания "Березовая роща" о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Инспекция пояснила, что Обществу 18.08.2009 было вручено определение № 29-04-09 от 13.08.2009 об отложении рассмотрения дела, которое зарегистрировано в журнале входящей корреспонденции под № 734.
Изучив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации способов управления многоквартирным домом.
В соответствии с положениями статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющей организацией ООО "Управляющая компания "Березовая роща" с собственниками помещений многоквартирных домов заключен договор управления многоквартирным домом от 01.02.2008.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В рассматриваемом случае Общество, которое занимается обслуживанием жилого дома 1 по проспекту Текстильщиков города Костромы на основании договора от 01.02.2008 и получает от жителей плату за содержание и ремонт жилья, обязано соблюдать положения законодательства, определяющего требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда закреплены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
- соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
- безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
- соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
- поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В силу пункта 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках.
Окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок (пункт 3.2.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (пункт 3.2.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Согласно пункту 4.8.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда на лестничных клетках должно быть исправным остекление.
В соответствии с пунктом 3.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций.
Входные двери в техподполье, подвал должны быть закрыты на замок (пункт 4.1.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
В силу пункта 4.1.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда не допускается подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламление и загрязнение подвальных помещений.
Пунктом 4.2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда установлена обязанность организации по обслуживанию жилищного фонда обеспечить исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранить повреждения стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
При обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций (пункт 4.2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
В соответствии с пунктом 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организации по обслуживанию жилищного фонда должны, в том числе, обеспечивать:
- устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки;
- контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами настоящих правил пользования системами водопровода и канализации;
- инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации.
Согласно пункту 2.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит устранить неисправности: стен, оконных и дверных заполнений, внутренних систем теплоснабжения.
Факты нарушения юридическим лицом Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме судом установлены, материалами дела подтверждены.
Суд отклоняет довод заявителя об отсутствии денежных средств ввиду неуплаты их собственниками жилых помещений на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома. С момента принятия многоквартирного дома в управление обязанности по содержанию и ремонту общего имущества возникли у управляющей организации, которая с этого момента несет всю ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязательств. Отсутствие либо недостаточность денежных средств в необходимом размере не является обстоятельством, исключающим вину ООО "Управляющая компания "Березовая роща" во вменяемом ему административном правонарушении, так как нормы вышеназванного законодательства не ставят в зависимость исполнение заявителем своих обязанностей по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме от наличия денежных средств на эти цели.
Ссылку ООО "Управляющая компания "Березовая роща" на частичное устранение выявленных инспекцией нарушений (произведены работы по уборке мусора из подвального помещения, по ремонту лежака канализации, входной двери в подвал) суд считает несостоятельной. Выполнение указанных работ производилось в августе-сентябре 2009 года после проведения проверки, то есть управляющей компанией устранялись выявленные Инспекцией нарушения. Добровольное устранение нарушений не является основанием для освобождения от административной ответственности.
Довод Общества о том, что Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, не являются императивными правилами, а обязательны только в случае, если они указаны в договоре, заключенном на содержание и обслуживание многоквартирного дома, суд отклоняет виду следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу данного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.
Нормативно-правовым документом в области эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда являются Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170.
Поскольку обслуживание, содержание, эксплуатация, ремонт и обеспечение коммунальными услугами жилищного фонда должно соответствовать целям защиты жизни или здоровья граждан, то требования, установленные Правилами, утвержденными постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей указанным целям.
Также отклоняется довод заявителя о допущении Инспекцией процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административных правонарушениях.
Общество было надлежащим образом уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении путем вручения определения о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении от 06.08.2009 (л.д. 105), а затем определением об отложении дела об административном правонарушении от 13.08.2009 (л.д. 105 оборотная сторона), о чем свидетельствуют входящие штампы ООО "Управляющая компания "Березовая роща" на указанных определениях за № 699 от 07.08.2009 и № 734 от 18.08.2009 соответственно.
Таким образом, суд не усматривает нарушений административным органом порядка привлечения Общества к административной ответственности.
Учитывая обстоятельства данного дела, суд пришел к выводу, что в удовлетворении заявленных требований ООО "Управляющая компания "Березовая роща" о признании незаконным постановления Инспекции по делу об административном правонарушении следует отказать.
Судебные расходы не распределялись, поскольку заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Березовая роща" о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Костромской области № 29-04-09 от 20.08.2009 г. о привлечении к административной ответственности по статье 7.22 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня вынесения решения, в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу путем подачи апелляционной или кассационной жалоб через Арбитражный суд Костромской области.

Судья
Т.Ю.БЕЛЯЕВА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Костромской области от 30.10.2009 по делу № А31-7300/2009
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда является основанием для привлечения данных лиц к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru