УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 28 октября 2010 г. по делу № 04-54/2010
Резолютивная часть решения объявлена 19 октября 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 28 октября 2010 года.
Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: /....../ (далее - Комиссия Калужского УФАС России),
в присутствии /....../,
рассмотрев дело № 04-54/2010 по признакам нарушения МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" (г. Таруса, ул. Р.Люксембург, д. 18) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"),
установила:
1. В адрес Калужского УФАС России поступило заявление /....../ о навязывании МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" заключения договора на невыгодных условиях.
МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии и имеет на балансе тепловые сети, к которым технологически присоединено здание № 2/1 по ул. Октябрьская г. Тарусы. Часть нежилых помещений, расположенных в указанном здании принадлежит на праве собственности /....../
В связи с отсутствием иной схемы теплоснабжения данного здания /....../ обратился в МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" с заявкой (от 18.11.2009) на заключение договора теплоснабжения нежилых помещений по адресу ул. Октябрьская д. 2/1 г. Тарусы, в которых размещены офисы, магазины и аптека. Заявителю был направлен проект договора, в котором расчет потребленной тепловой энергии в случае отсутствия приборов учета, должен был исчисляться с учетом показателя наружного объема здания.
Так же, в приложении к проекту договора - в акте разграничения балансовой принадлежности устанавливалась обязанность /....../ взять на баланс участок теплотрассы, пролегающей за границами нежилых помещений, находящихся в его собственности. Указанный участок теплотрассы расположен под тротуаром и проезжей частью дороги, что затрудняет доступ к нему в случае возникновения аварийной ситуации и влечет определенные материальные затраты на привлечение специализированных ремонтных служб.
В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора невыгодных ему (пункт 3).
Проанализировав вышеизложенные факты, Калужское УФАС России признало их достаточными для возбуждения дела № 04-54/2010 по признакам нарушения МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в навязывании /....../ заключения договора на невыгодных для него условиях.
2. В соответствии с частью 5 статьи 5 ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" является организацией, предоставляющей коммунальные услуги гражданам и иным лицам, в том числе услуги по передаче тепловой энергии, а согласно статье 4 Федерального закона "О естественных монополиях" от 17.08.1995 № 147-ФЗ к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги по передаче тепловой энергии.
Таким образом, положение МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии является доминирующим.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России делает вывод, что действия МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик", выразившиеся в навязывании /....../ заключения договора на невыгодных для него условиях, могут быть предметом оценки антимонопольного органа на соответствие требованиям части 1 статьи 10 ФЗ "О защите конкуренции".
3. При определении расчетов тепловой энергии МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" применяло формулу, предусмотренную пунктом 1.2 приложения 1 Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения, утвержденной Приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105 (далее - Методика), согласно которой при расчете использовался показатель "объем здания по наружному обмеру". Однако, теплоснабжающей организацией не был учтен тот фактор, что /....../ владел только частью здания и соответственно показатель наружного обмера здания к нему не мог быть применим.
Напротив, в соответствии с пунктом 1.6 приложения 1 Методики при определении расчетной тепловой нагрузки нетиповых зданий (гаражей, подземных отапливаемых переходов, бассейнов, магазинов, киосков, аптек и т.д.) применяется формула, указанная в пункте 1.4 приложения 1 Методики, исходя из которой, при расчете тепловой нагрузки использовался показатель площади поверхности теплообмена нагревательного прибора.
Обосновывая доводы о неприменении формулы указанной в пункте 1.4 приложения 1 Методики, МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" ссылалось на отсутствие у него показателей для применения расчетов по данной формуле. Однако каких-либо мер для получения данных сведений МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" не предпринималось.
4. Согласно статье 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Кроме того, исходя из пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Исходя из сказанного, следует, что требование МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" о принятии /....../ под свою ответственность участка теплотрассы расположенного за периметром здания (дом 2/1 по ул. Октябрьская г. Тарусы) необоснованно, поскольку право собственности на указанный земельный участок за /....../ не закреплено.
Таким образом, действия МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик", выразившиеся в навязывании /....../ заключения договора на невыгодных для него условиях, результатом которых явилось ущемление интересов /....../, признаются злоупотреблением доминирующим положением на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии, что запрещается частью 1 статьи 10, в том числе пунктом 3 части 1 указанной статьи ФЗ "О защите конкуренции".
Оснований для прекращения рассмотрения дела Комиссией Калужского УФАС России не выявлено.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия Калужского УФАС России
решила:
1. Признать действия МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик", выразившиеся в навязывании /....../ заключения договора на невыгодных для него условиях, повлекшие ущемление интересов /....../, нарушающими пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать МУП "Тарусажилдорстрой-Заказчик" предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем заключения с /....../ договора теплоснабжения с использованием в расчетах объемов потребленной тепловой энергии требований пункта 1.6 приложения 1 Методики, а также составления акта разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон в соответствии с границами принадлежности земельных участков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.