ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 марта 2010 г. по делу № 33-1068
(извлечение)
29 января 2009 года Р. обратилась в ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 370 от 17.04.2009 года отказано Р. в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии - 25 лет.
Не согласившись с указанным решением Р. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже, просила признать решение комиссии ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже неправомерным в части невключения в стаж периода работы с 17.12.1990 г. по 11.06.1991 г. (5 месяцев 25 дней) в должности руководителя технического кружка на станции юных техников № 2 и периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1.5 лет с 12.06.1991 г. по 30.09.1992 г. (1 год 3 месяца 19 дней) и отказа в назначении пенсии; признать за истцом право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости как за лицом, осуществляющим педагогическую деятельность в соответствии с пп. 10 пункта 1. ст. 28 (ныне п. 19 ст. 27) Федерального закона "О пенсиях в Российской Федерации" с 29.01.2009 г.; обязать ГУ-УПФ РФ в г. Воронеже включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, следующие периоды: с 17.12.1990 г. по 11.06.1991 г. (5 месяцев 25 дней) в должности руководителя технического кружка; с 12.06.1991 г. по 30.09.1992 г. (1 год 3 месяца 19 дней) период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Обязать ответчика назначить и выплатить досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с 29 января 2009 года.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 23 сентября 2009 года исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Воронеже просит отменить решение суда в части удовлетворенных требований и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя требования Р., суд исходил из того, что в период работы истицы в должности руководителя технического кружка на Станции юных техников № 2 действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. В соответствии с пп. "д" п. 1, п. 2 Положения в стаж работы засчитывается научно-методическая работа в школах и средне-специальных учебных заведениях, учебных, педагогических, учебно-методических и научно-методических кабинетах, станциях и бюро; работа по специальности во внешкольных детских учреждениях, при условии (п. 4 Положения), если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должности, работа в которых дает право на эту пенсию.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 (ранее пп. 10 п. 1 ст. 28) Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Однако, ни действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, равно как и ранее действовавшими Списками (1959 г., 1991 г., 1999 г.) профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет не предусматривалось право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности "руководитель кружка".
Приказом Министра образования Российской Федерации от 25 января 1993 года № 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования, которая впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067, а позднее - в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 367, наряду с должностью "педагог дополнительного образования" сохранено и прежнее название должности "руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)".
Изложенное свидетельствует о том, что в данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах, а вопрос о тождественности выполняемых Р. функций тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, мог быть решен в судебном порядке только в случае неправильного наименования работодателем занимаемой истцом должности.
При таких обстоятельствах выводы суда нельзя признать соответствующими регулирующим спорные правоотношения нормам закона, правовых оснований для удовлетворения заявленного иска в этой части у суда не имелось.
При таких обстоятельствах выводы суда о включении в специальный стаж Р. периода ее трудовой деятельности в должности "руководитель технического кружка" и назначении с учетом данного периода трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не соответствуют нормам материального права, и решение суда подлежит отмене.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, учитывая, что в спорный период истица работала руководителем технического кружка, то период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 12.06.1991 г. по 30.09.1992 г. (1 год 3 месяца 19 дней), также не подлежит включению в специальный стаж.
Таким образом, анализируя нормы материального права, подлежащие применению, судебная коллегия приходит к выводу, что у истицы отсутствует стаж работы 25 лет, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренный пп. 19 п. 1 ст. 27 и права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Р. с 29.01.2009 г. не имеет.
При таких обстоятельствах постановленное судом решение подлежит отмене.
Учитывая, что установления новых имеющих значение для дела обстоятельств и их доказывания не требуется, судебная коллегия находит возможным, отменив решение суда, принять новое решение об отказе заявителю в удовлетворении требований.