Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 октября 2010 г. по делу № А12-15233/2010

Судья Арбитражного суда Волгоградской области Стрельникова Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Стрельниковой Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД по Волгоградской области, Главному управлению внутренних дел по Волгоградской области о признании незаконными действий Управления ГИБДД ГУВД по Волгоградской области с участием в деле в качестве заинтересованных третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - департамента городского хозяйства администрации Волгограда, открытого акционерного общества "Волгоградмебель"
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Г., доверенность от 08.07.2010,
ГУВД по Волгоградской области - Б., доверенность <...>,
от ОАО "Волгоградмебель" - Л., доверенность <...>,
остальные участники дела - не явились, извещены

установил:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просит признать действия Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел по Волгоградской области (далее - Управление ГИБДД ГУВД по Волгоградской области), выраженные в отказе в согласовании закрытия железнодорожного переезда не общего пользования, расположенного на остановочной платформе "им. Ермана" 14 км + ПК 79 (строительная длина), изложенные в письме № 13/3515 от 14.05.2010 в адрес начальника Сарептской дистанции пути Волгоградского отделения Приволжской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги", незаконными и обязать согласовать закрытие железнодорожного переезда.
К участию в деле в качестве заинтересованных третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Волгоградмебель", департамент городского хозяйства администрации Волгограда.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал требования.
Представитель Главного управления внутренних дел по Волгоградской области возражает против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве Управления ГИБДД ГУВД по Волгоградской области. Указывает, что заявлению не было приложено технико-экономическое обоснование. Считает, что в оспариваемом письме ГИБДД только дало свои рекомендации.
Представитель ОАО "Волгоградмебель" просит отказать в удовлетворении заявленных требований, доводы изложены в отзыве.
Изучив представленные документы, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив их доводы, арбитражный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Исходя из пункта 1 статьи 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное решение о признании незаконным действия должно иметь своей целью защиту нарушенных прав (охраняемых законом интересов), а также восстановление нарушенных прав.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, если полагает, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконным действий заинтересованных лиц в силу вышеуказанной нормы права, необходимо наличие таких условий, как несоответствие (противоречие) решения закону или иному правовому акту и нарушение этим решением прав и законных интересов юридического лица.
При этом нарушение прав и законных интересов должно быть не вероятностным (предположительным). В контексте с частью 1 статьи 198 и частью 2 статьи 201 АПК РФ суд должен установить реальное нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, выражающееся в незаконном возложении каких-либо обязанностей, создании иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность оборудования железнодорожных переездов устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности дорожного движения, возлагается на владельцев железнодорожных путей.
В силу части 2 статьи 21 названного Закона владельцы железнодорожных путей обязаны оборудовать железнодорожные переезды устройствами, предназначенными для обеспечения безопасности движения железнодорожного транспорта, транспортных средств и других участников дорожного движения, содержать участки автомобильных дорог, расположенные в границах железнодорожных переездов (до шлагбаума или при отсутствии шлагбаума на расстоянии десяти метров от ближайшего рельса по пути следования) в соответствии с техническими регламентами, устанавливающими обязательные требования к эксплуатации железнодорожных переездов.
Владельцы железнодорожных путей обязаны руководствоваться обязательными требованиями к эксплуатации железнодорожных переездов, установленными техническими регламентами. До вступления в законную силу соответствующего технического регламента подлежит применению Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов МГТС России, введенная в действие указанием МГТС РФ от 03.09.1998 № В-1041у. В названной Инструкции определены требования к устройству, оборудованию, содержанию и ремонту переездов.
Порядок движения через железнодорожные переезды изложен в разделе 15 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090.
Согласно постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 "О правилах дорожного движения" железнодорожный переезд - это пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
Переезды - объекты повышенной опасности, требующие от участников дорожного движения и работников железных дорог строгого выполнения Правил дорожного движения Российской Федерации, Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Правил пользования автомобильными дорогами Российской Федерации, Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России.
Согласно пункту 4 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" порядок определения пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных путей, условия эксплуатации железнодорожных переездов, порядок их открытия и закрытия устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 5.2.36 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 395 предусмотрены полномочия Министерства транспорта Российской Федерации по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере порядка определения пересечения железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожные переезды) и правила пересечения железнодорожных путей, условия эксплуатации железнодорожных переездов, порядок их открытия и закрытия.
Приказом Минтранса РФ от 26.03.2009 № 46 (зарегистрированным в Минюсте РФ 20.04.2009 № 13802) утвержден Порядок открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами (железнодорожных переездов) (далее - Порядок № 46).
Данный Порядок № 46 определяет процедуру открытия и закрытия пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами в Российской Федерации (железнодорожных переездов) (пункт 1).
Согласно пункту 2 Порядка № 46 инициатором открытия (закрытия) железнодорожных переездов на железнодорожных путях общего и (или) необщего пользования могут быть в том числе:
- владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
- владельцы железнодорожных путей необщего пользования.
Если инициаторами открытия или закрытия железнодорожных переездов являются владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцы железнодорожных путей необщего пользования, то материалы, содержащие технико-экономическое обоснование необходимости открытия (закрытия) железнодорожного переезда со схемами организации дорожного движения транспортных средств, включающими ближайшие железнодорожные переезды, готовят владельцы инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцы железнодорожных путей необщего пользования (пункт 2 Порядка № 46).
В соответствии с пунктом 5 Порядка № 46 в случае подтверждения обоснованности и технической возможности открытия (закрытия) железнодорожных переездов в целях формирования решения владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владелец железнодорожных путей необщего пользования в течение 10 дней с момента поступления обращения направляет запросы:
- в Федеральное агентство железнодорожного транспорта либо соответствующие территориальные органы, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов;
- в Федеральное дорожное агентство либо соответствующие федеральные государственные учреждения и их филиалы, на участке автомобильных дорог которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов;
- в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта либо соответствующие территориальные органы, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов;
- в органы управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожных переездов;
- в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органы местного самоуправления, на территории которых предполагается открытие (закрытие) железнодорожного переезда.
Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 № 711 утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (далее - Положение).
В силу пункта 1 указанного Положения Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 2 Положения Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Согласно пункту 1 Положения об Управлении Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД по Волгоградской области, утвержденного приказом Главного управления внутренних дел по Волгоградской области от 18.12.2007 № 1375, Управлении Государственной инспекции безопасности дорожного является самостоятельным структурным подразделением Главного управления внутренних дел по Волгоградской области, выполняющим функции территориального органа Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации на территории Волгоградской области.
ОАО "РЖД" на праве собственности принадлежат железнодорожные пути (главные пути) перегон Волгоград - ст. Котельниково общей протяженностью 204123 м, литер 1, расположенные по адресу: Волгоградская обл., перегон Волгоград - ст. Сарепта 11 км - 26 км, перегон Волгоград - ст. Сарепта - ст. Котельниково 11 км - 193 Кировского, Красноармейского районов г. Волгограда; Светлоярского, Октябрьского, Котельниковского районов Волгоградской области (свидетельство о государственной регистрации права от 24.09.2008 (л.д. 53).
Начальник Сарептенского дистанционного пути Волгоградского отделения Приволжской ж.д. - филиала ОАО "РЖД" обратился в Управление ГИБДД ГУВД по Волгоградской области с письмом от 14.04.2010 № 379 о согласовании закрытия переезда, расположенного на остановочной платформе "им. Ермана" 14 км + ПК 79 (строительная длина) (л.д. 9).
В ответ на обращение начальника Сарептенского дистанционного пути Волгоградского отделения Приволжской ж.д. - филиала ОАО "РЖД" Управление ГИБДД ГУВД по Волгоградской области направило письмо от 14.05.2010 № 13/3515, в котором ходатайствует о недопущении закрытия движения по указанному железнодорожному переезду (л.д. 8).
Полагая, что действия Управления ГИБДД ГУВД по Волгоградской области, выраженные в отказе в согласовании закрытия железнодорожного переезда, изложенные в письме № 13/3515 от 14.05.2010, не соответствуют действующему законодательству и нарушают права заявителя, ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно пункту 6 Порядка № 46 решение о закрытии железнодорожного переезда владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования либо владельцем железнодорожных путей необщего пользования принимается при наличии положительных заключений всех органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, перечисленных в пункте 5 настоящего Порядка.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что ОАО "РЖД" направляло в Управление ГИБДД ГУВД по Волгоградской области материалы, содержащие технико-экономическое обоснование необходимости открытия (закрытия) железнодорожного переезда со схемами организации дорожного движения транспортных средств, включающими ближайшие железнодорожные переезды.
Исходя из вышеизложенного, позиция Управления ГИБДД ГУВД по Волгоградской области, изложенная в письме от 14.05.2010 № 13/3515, не является отказом в согласовании закрытия переезда, а только содержит ходатайство о недопущении закрытия движения по указанному железнодорожному переезду.
Законодатель в статье 199 АПК РФ установил требования к заявлению о признании ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконным. Так, в заявлении в обязательном порядке должно быть указаны законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствует оспариваемый акт, решение, действие.
Данное требование закона заявителем не исполнено.
Заявитель не представил достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемые действия Управления ГИБДД ГУВД по Волгоградской области, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, не предусмотренные действующим законодательством, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ссылка заявителя на Инструкцию по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России, утвержденную Министром путей сообщения Российской Федерации 29.06.1998 № ЦП-566, в рассматриваемом случае не может быть принята во внимание. Так как данная Инструкция устанавливает общие положения, классификацию и порядок определения категорийности переездов; требования к устройству, оборудованию, содержанию и ремонту переездов; порядок организации работы и обязанности дежурного по переезду; основные требования при проезде транспортных средств и прогоне скота через переезд и под искусственными сооружениями железных дорог.
Согласно письму Минюста России от 21.08.98 № 5685-ВЭ "Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России" от 29.06.98 № ЦП-566 не подлежит государственной регистрации, т.к. носит технический характер.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения заявленный требований отсутствуют.
В связи с оставлением требований ОАО "РЖД" без удовлетворения государственная пошлина по правилам статьи 110 АПК РФ подлежит отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Отказать открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в удовлетворении требований о признании незаконными действий Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД по Волгоградской области, выраженных в отказе в согласовании закрытия железнодорожного переезда не общего пользования, расположенного на остановочной платформе "им. Ермана" 14 км + ПК 79 (строительная длина), изложенные в письме № 13/3515 от 14.05.2010 в адрес начальника Сарептской дистанции пути Волгоградского отделения Приволжской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги", незаконными и обязать согласовать закрытие железнодорожного переезда.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья
СТРЕЛЬНИКОВА Н.В.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 12.10.2010 по делу № А12-15233/2010
<В удовлетворении требований о признании незаконными действий органа управления Госавтоинспекции отказано, поскольку позиция, изложенная в письме, не является отказом в согласовании закрытия железнодорожного переезда, а только содержит ходатайство о недопущении закрытия движения>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru