ОКРУЖНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯКУТСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2010 г. № 176п
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ НАЛОГОВОЙ, БЮДЖЕТНОЙ
И ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЯКУТСК"
НА 2011 - 2013 ГОДЫ
В целях разработки проекта бюджета городского округа "Город Якутск" на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годы, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации:
1. Утвердить основные направления
налоговой, бюджетной и долговой политики городского округа "Город Якутск" на 2011 - 2013 годы согласно приложению.
2. Главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств (структурным подразделениям Окружной администрации) при разработке проекта бюджета городского округа "Город Якутск" на 2011 год и плановый период на 2012 - 2013 годы руководствоваться настоящим постановлением.
3. Постановление подлежит опубликованию и вступает в силу с момента его подписания.
4. Контроль исполнения данного постановления оставляю за собой.
Исполняющий обязанности главы
В.И.АВКСЕНТЬЕВ
Приложение
к постановлению
Окружной администрации г. Якутска
от 1 ноября 2010 г. № 176п
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
НАЛОГОВОЙ, БЮДЖЕТНОЙ И ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД ЯКУТСК" НА 2011 - 2013 ГОДЫ
Настоящий документ подготовлен в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решением
окружного Совета г. Якутска "О бюджетном процессе в городском округе "Город Якутск". Бюджетная политика на 2011 - 2013 годы основана на Бюджетном послании Президента Российской Федерации, Законах Республики Саха (Якутия) и направлена на содействие социальному и экономическому развитию городского округа "Город Якутск" при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.
Основные направления налоговой, бюджетной и долговой политики являются базой для формирования местного бюджета городского округа "Город Якутск" на 2011 год и плановый период до 2013 года.
Основные итоги налоговой и бюджетной политики
в 2009 году и первом полугодии 2010 года
Бюджетная политика 2009 - 2010 годов была направлена на укрепление и наращивание доходной части местного бюджета, выполнение бюджетных обязательств, сокращение кредиторской задолженности и усиление контроля за эффективным использованием муниципальных финансов.
В рамках реализации бюджетной и налоговой политики городского округа "Город Якутск" за истекший период достигнуты следующие результаты:
По доходам:
Размер собственных доходов местного бюджета городского округа "Город Якутск" по итогам 2009 года увеличился по сравнению с 2008 годом на 7,6%, по итогам I полугодия 2010 года на 18,4% по сравнению с аналогичным периодом.
В рамках антикризисных мероприятий изменены в сторону снижения ставки по местным налогам, а также по арендной плате за землю.
Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 30.06.2010 № 101п утвержден Порядок осуществления полномочий главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета городского округа "Город Якутск", находящихся в ведении городского округа "Город Якутск".
В целях определения реальных сумм по неналоговым доходам, подлежащим зачислению в местный бюджет, проведена инвентаризация по базе начисления арендной платы за землю в части юридических лиц.
По муниципальному долгу:
Муниципальный долг по состоянию на 1 января 2010 года составил 410,8 млн. руб., что на 50,4 млн. руб. ниже долга, сложившегося на 1 января 2009 года.
Постановлением Окружной администрации г. Якутска от 21.07.2010 № 112п утверждена Методология
расчета долговой нагрузки на бюджет городского округа "Город Якутск" и Методика
расчета объема допустимого роста муниципального долга и возможного привлечения новых долговых обязательств.
По расходам:
В 2009 году бюджет исполнялся в условиях экономического кризиса, был проведен ряд мероприятий с целью оптимизации расходов.
В 2010 году активно проводится работа по реформированию муниципальных финансов. Утвержден реестр муниципальных услуг. Начата работа по формированию муниципальных заданий на оказание услуг бюджетными учреждениями.
Основные цели и задачи налоговой и бюджетной
политики на 2011 - 2013 годы
Главной целью бюджетной политики является повышение уровня и качества жизни населения.
Основные усилия администрации городского округа "Город Якутск" в 2011 - 2013 годах должны быть направлены на увеличение поступлений от неналоговых доходов, обеспечение граждан доступными и качественными муниципальными услугами путем повышения эффективности и результативности бюджетных расходов. Бюджетная и налоговая политика округа выстраивается с учетом мер, направленных на снижение негативных явлений финансово-экономического кризиса.
В дальнейшей перспективе планируется переход к трехлетнему бюджету, что позволит учитывать при распределении бюджетных ресурсов среднесрочные приоритеты социально-экономического развития города, даст возможность заключать муниципальные контракты на три года, что обеспечит значительную экономию бюджетных средств.
С 2011 года планируется постепенное сокращение дефицита бюджета в соответствии с задачами, поставленными еще в 2009 году.
Использование инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, применение программно-целевого метода планирования, докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, позволяющих соизмерить затраты и результаты, оценить степень достижения запланированных результатов и их качество.
Налоговая политика
В среднесрочном периоде приоритетами городского округа "Город Якутск" в области налоговой политики остаются - повышение уровня собственных доходов бюджета округа, стимулирование развития налогового потенциала, снижение задолженности по обязательным платежам в бюджет, обеспечение рационального и эффективного использования муниципального имущества и земель, повышение качества администрирования.
В рамках достижения поставленных целей определены следующие направления налоговой политики:
1. Своевременная реализация изменений федерального и регионального налогового законодательства в части налогов, поступающих в бюджет городского округа "Город Якутск". Принятие необходимых муниципальных нормативных актов должно осуществляться до принятия решения о бюджете городского округа "Город Якутск" на очередной финансовый год.
2. Дальнейшая реализация мероприятий, направленных на увеличение собственной доходной базы.
3. Повышение эффективности администрирования доходов, отнесенных к ведению органов местного самоуправления городского округа "Город Якутск".
4. Дальнейшее взаимодействие с налоговыми и иными территориальными подразделениями органов государственной власти, осуществляющими администрирование доходов, подлежащих зачислению в бюджет городского округа "Город Якутск", в целях увеличения собираемости доходов.
5. Создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, инвесторов на территории городского округа "Город Якутск".
6. В целях увеличения неналоговых доходов бюджета будет реализовываться комплекс мер состоящий из:
- совершенствования муниципальных правовых актов в области имущественных отношений;
- повышения качества и эффективности управления муниципальной собственностью городского округа "Город Якутск", обеспечения его полного учета;
- усиления контроля за поступлением арендных платежей за землю и муниципального имущества, в том числе путем постоянного ведения и обновления реестра арендаторов;
- инвентаризации имущества, переданного в оперативное управление и хозяйственное ведение с целью выявления неиспользуемых основных фондов и принятия соответствующих мер по его дальнейшему использованию;
- разработки и принятия Стратегии управления муниципальной собственностью городского округа "Город Якутск" на среднесрочную перспективу;
- разработки и принятия Прогнозного плана приватизации муниципального имущества на среднесрочную перспективу;
- реализации непрофильных активов;
- объективной оценки земельных участков и недвижимого имущества;
- сокращения недоимки по администрируемым платежам.
7. Необходимо активизировать работу по дальнейшему выявлению и использованию дополнительных финансовых ресурсов в рамках действующего федерального законодательства, оптимизации налоговых льгот, исходя из их бюджетной и социальной эффективности.
8. Создание условий роста финансового потенциала городского округа "Город Якутск":
- улучшение социально-экономических показателей развития городского округа;
- улучшение инвестиционного климата городского округа путем привлечения инвестиций для развития инфраструктуры города.
Бюджетная политика
Как и в предыдущие годы бюджетная политика в первую очередь будет ориентирована на реализацию основной цели - это повышение качества жизни населения городского округа, в том числе за счет обеспечения граждан доступными и качественными бюджетными услугами.
Формирование бюджета на 2011 год будет осуществлено с учетом положений Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ, действующих на переходный период. Начиная с бюджетного цикла на 2012 год для муниципальных учреждений предполагается вступление в силу вышеуказанного Федерального закона в полном объеме.
Исходя из текущей экономической ситуации бюджетная политика на 2011 - 2013 годы будет направлена на решение следующих задач:
1. Реализация мер, направленных на сохранение и развитие налогового потенциала на территории городского округа "Город Якутск".
2. Безусловное и полное исполнение действующих расходных обязательств, в первую очередь перед гражданами.
3. Повышение эффективности бюджетных расходов, доступности и качества бюджетных услуг.
4. Создание условий для исполнения органами местного самоуправления закрепленных за ними полномочий.
5. Усиление роли финансового контроля, в том числе в вопросах оценки эффективности использования бюджетных средств, качества финансового менеджмента, анализа достигнутых результатов, утверждаемых в муниципальных заданиях.
6. Формирование бюджета на долгосрочный период на основе нового бюджетного законодательства.
7. Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета. Поэтапное снижение дефицита бюджета.
8. Обеспечение самостоятельности и ответственности главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджета.
9. Переход от "управления затратами" к "управлению результатами" - проведение ряда мероприятий по переходу к бюджетированию, ориентированному на результат. Планирование бюджетных ассигнований на основе муниципальных заданий.
10. Продолжение перехода на новые отраслевые системы оплаты труда работников бюджетной сферы.
В области расходов бюджетная политика будет направлена на повышение качества бюджетных услуг и эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет:
1. Проведения инвентаризации и оптимизации публичных обязательств;
2. Ограничения принятия новых расходных обязательств, приостановления роста расходов, не связанных с обеспечением социальных выплат и деятельностью объектов социальной инфраструктуры;
3. Принятия новых расходных обязательств только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений;
4. Повышения качества принимаемых целевых программ, усиления их роли в целях подготовки к переходу на программно-целевой принцип планирования бюджета;
5. Дальнейшей разработки нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы создания, реорганизации и деятельности казенных, бюджетных и автономных учреждений;
6. Проведения инвентаризации имущества, закрепленного за муниципальными учреждениями г. Якутска.
В настоящее время одними из основных направлений бюджетной политики являются совершенствование правового статуса бюджетных учреждений, повышение эффективности предоставления муниципальных услуг. Механизмы достижения определены Федеральным законом № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Предстоит огромная работа по совершенствованию правового статуса муниципальных учреждений и внедрению новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг в рамках утвержденного плана по реализации принятого Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". В настоящее время на уровне Окружной администрации г. Якутска принят ряд распорядительных документов, связанных с реформированием бюджетной системы и проектированием бюджета.
В целях реализации Федерального закона № 83-ФЗ от 08.05.2010 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 07.07.2010 № 1111р утвержден план мероприятий по совершенствованию правового положения муниципальных учреждений городского округа "Город Якутск". В соответствии с данным планом на уровне городского округа "Город Якутск" будет разработано более 39 нормативно-правовых актов по совершенствованию правового регулирования, в том числе более 14 Финансово-казначейским управлением МФ РС(Я) по г. Якутску, из них в 2010 году будут приняты:
- Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений;
- Порядок открытия и ведения казенным учреждением лицевых счетов;
- Порядок доведения лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) до казенных учреждений;
- общие требования к плану финансово-хозяйственной деятельности для бюджетных и автономных учреждений;
- принятие правового акта, устанавливающего форму финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений в переходный период путем предоставления субсидий, в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ или на основании бюджетной сметы с учетом особенностей, установленных БК;
Порядок учета и хранения исполнительных документов, предусматривающих обращения взыскания на средства муниципального учреждения и иных документов, связанных с их исполнением.
С принятием Закона № 83-ФЗ от 08.05.2010 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" механизмы бюджетного финансирования должны стать более гибкими, а объем прав и степень самостоятельности конкретных учреждений должен зависеть напрямую от сферы их деятельности. Ожидается расширение объема прав части бюджетных учреждений (по аналогии с автономными учреждениями):
а) переход на субсидии по выполнению муниципального задания;
б) устранение субсидиарной ответственности;
в) полученные доходы поступают в распоряжение бюджетного учреждения;
г) перевод остальных бюджетных учреждений в казенные учреждения с минимальными правами по распоряжению доходами и имуществом.
В рамках программы реформирования муниципальных финансов ГО "Город Якутск" планируется осуществление таких мероприятий, как:
по переходу к программной структуре бюджета;
повышению эффективности предоставления муниципальных услуг и развитию их новых форм.
В рамках проведенной работы по разработке и обновлению нормативных правовых актов с целью формирования прогноза бюджета будет обновляться сводный реестр расходных обязательств городского округа "Город Якутск", при этом расходы муниципального образования планируется включать в расходную часть проекта решения о бюджете только при соблюдении двух следующих условий:
- наличии правовых актов, устанавливающих расходные обязательства, определяющих финансовое обеспечение расходных обязательств и (или) заключение договоров (соглашений) по реализации мероприятий, обеспечивающих решение вопроса местного значения или исполнение переданного государственного полномочия;
- внесении указанных актов, договоров, соглашений в реестр расходных обязательств муниципального образования.
Проектирование бюджета городского округа "Город Якутск" на 2011 и среднесрочную перспективу до 2013 года будет осуществляться в программном комплексе "Бюджет-КС".
Распоряжением Окружной администрации г. Якутска № 557р от 30.04.2010 утвержден план
мероприятий по внедрению подсистемы "Проектирование бюджета ГО "Город Якутск" в программном комплексе "Бюджет-КС" на основе нормативов финансового обеспечения по каждой статье расходов (КОСГУ). В соответствии с данным планом для главных распорядителей бюджетных средств совместно с заинтересованными структурными подразделениями администрации проводится подготовительная работа по проектированию бюджета в программе в соответствии с установленными сроками (семинары-совещания, учеба с бюджетополучателями с участием разработчиков программы "Кейсистемс", инвентаризация нормативных правовых актов местного значения, разработка недостающих нормативных правовых актов и приведение в соответствие действующих нормативных правовых актов по полномочиям городского округа "Город Якутск").
Основные направления долговой политики
Долговая политика городского округа "Город Якутск" в 2011 - 2013 годы будет продолжать строиться на обеспечении оптимальной структуры муниципального долга, безусловном исполнении принятых долговых обязательств в полном объеме и в срок.
Для достижения поставленных задач политика в области муниципального долга в 2011 - 2013 годах будет основываться на следующих принципах и направлениях:
- своевременном исполнении муниципальных долговых обязательств;
- использовании наиболее благоприятных на соответствующий период источников, форм и инструментов заимствований, минимизации расходов на обслуживание муниципального долга;
- планомерном снижении долговой нагрузки на бюджет городского округа "Город Якутск" в среднесрочной перспективе;
- направлении на погашение (снижение) муниципального долга дополнительных доходов, полученных в ходе исполнения бюджета городского округа "Город Якутск";
- обеспечении публичности сведений о состоянии муниципального долга.
Финансовый контроль
В свете новых форм финансового обеспечения выполнения муниципальных услуг требуется пересмотр форм и методов финансового контроля.
Акцент контроля за исполнением бюджета со стороны финансового органа должен быть перенесен с оценки правомерности расходования бюджетных средств и соответствия фактических затрат плановым на оценку степени достижения запланированных показателей, результативность и качество выполнения услуг.
В условиях реформирования бюджетного процесса, когда на главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств возложено больше прав и полномочий, актуально усиление внутреннего контроля, ориентированного на предупреждение возможных нарушений действующего законодательства. В соответствии со статьями 158, 266 Бюджетного кодекса РФ главные распорядители (распорядители) бюджетных средств обязаны осуществлять контроль за использованием бюджетных средств подведомственными организациями.
Руководитель аппарата
С.В.ГОГОЛЕВА