Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Чувашская республика


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 августа 2008 г. по делу № А79-5415/2008

Арбитражный суд в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Чебоксарский речной порт", г. Чебоксары,
к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики,
об оспаривании постановления административной комиссии администрации г. Чебоксары от 28.07.2008 № 12,
при участии:
от заявителя - И. по доверенности от 11.01.2008 № 17,
от администрации г. Чебоксары - С. по доверенности от 25.04.2008 № 29/01-1327,

установил:

открытое акционерное общество "Чебоксарский речной порт" (далее ОАО "Чебоксарский речной порт", Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным постановления административной комиссии администрации г. Чебоксары (далее Администрация) от 28.07.2008 № 12 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
Заявление мотивировано тем, что протокол об административном правонарушении составлен без участия представителя заявителя в отсутствие надлежащего уведомления Общества. Кроме того, при составлении протокола не было установлено: принадлежит ли заявителю земельный участок, на территории которого обнаружены перечисленные в протоколе нарушения законодательства; совершено ли правонарушение именно заявителем; являются ли правонарушения, изложенные в протоколе, именно теми правонарушениями, за которые законодательством предусмотрена ответственность; отсутствуют объяснения законного представителя Общества и его подпись в протоколе; в протоколе отсутствует запись о разъяснении прав и обязанностей предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании представитель Общества заявленное требование поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Администрации заявленные требования не признал. Пояснил, что постановление от 28.07.2008 № 12 соответствует требованиям закона, нарушения имели место, что подтверждается фотоматериалами. Административная комиссия руководствовалась Правилами от 16.05.2005 и законодательством Чувашской Республики.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что заявление ОАО "Чебоксарский речной порт" подлежит удовлетворению.
Как свидетельствуют материалы дела, 24.07.2008 ведущим специалистом управления ЖКХ и энергетики администрации г. Чебоксары в отношении ОАО "Чебоксарский речной порт" составлен протокол об административном правонарушении.
28.07.2008 административная комиссия администрации г. Чебоксары, по результатам проверки выполнения установленных в г. Чебоксары правил благоустройства при проведении земляных работ в районе пл. Речников, дом 5 выявила следующие нарушения Правил внешнего благоустройства соблюдения чистоты и порядка в г. Чебоксары, утвержденных решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 16.05.2001 № 163 (далее Правила внешнего благоустройства):
- не восстановлено асфальтовое покрытие после производства земляных работ;
- имеется мусор.
Постановлением от 28.07.2008 № 12 ОАО "Чебоксарский речной порт" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" (далее Закон об административных правонарушениях в Чувашской Республике), в виде штрафа в размере 20000 рублей за нарушения пунктов 4.3.20 Правил внешнего благоустройства.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона об административных правонарушениях в Чувашской Республике нарушение установленных правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - наложение административного штрафа от пятисот до одной тысячи пятисот рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 35 Закона об административных правонарушениях в Чувашской Республике производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Законными представителями юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым.
В статье 28.2 КоАП РФ содержатся требования к составлению протокола о совершении административного правонарушения, которые продиктованы обязанностью, обеспечить соблюдение гарантий защиты лиц, привлекаемых к ответственности. В частности, в протоколе отражается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3); указанному лицу должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, и оно вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к этому протоколу (часть 4); это лицо должно подписать протокол, а в случае отказа от подписания в протоколе делается соответствующая запись (часть 5); копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица (часть 6).
Нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В пункте 24 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (в ред. Постановлений Пленума ВАС РФ от 20.06.2007 № 42, от 26.07.2007 № 46) разъяснено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении от 24.07.2008 был составлен в отсутствие представителя Общества.
В протоколе отсутствуют объяснения и подпись представителя лица привлекаемого к административной ответственности, а также отсутствует отметка о вручении копии протокола представителю лица, привлекаемого к административной ответственности.
Следовательно, протокол об административном правонарушении от 24.07.2008 составлен сотрудником Администрации без участия законного представителя ОАО "Чебоксарский речной порт" и без уведомления Общества о времени и месте составления протокола. Данное обстоятельство администрация не оспаривает.
Составление протокола в отсутствие и без извещения лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, является существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, так как лишает данное лицо процессуальных гарантий защиты и не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Кроме того, суд отмечает следующее.
Согласно частям 1 и 2 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревшего дело.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Суду не представлено доказательств того, что земельный участок, на территории которого обнаружены перечисленные в протоколе нарушения, на каком-либо праве принадлежит ОАО "Чебоксарский речной порт".
Из представленных копий фотографий, не следует, что именно ОАО "Чебоксарский речной порт" 24.07.2008 нарушило установленные Правила внешнего благоустройства.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Поскольку порядок привлечения ОАО "Чебоксарский речной порт" не соответствует закону и не доказана вина Общества в совершении нарушения, требование заявителя подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать незаконным и отменить постановление административной комиссии администрации г. Чебоксары от 28.07.2008 № 12 о привлечении открытого акционерного общества "Чебоксарский речной порт" к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10 Закона Чувашской Республики от 23.07.2003 № 22 "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
Решение может быть обжаловано в апелляционном и кассационном порядке.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 25.08.2008 по делу № А79-5415/2008
<О признании незаконным и отмене постановления административной комиссии администрации города Чебоксары о привлечении к ответственности за нарушение установленных правил благоустройства территорий городов и других населенных пунктов>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru