Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ханты-Мансийский АО


СУД ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 апреля 2010 года

Суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Солопаевой Л.М.
при секретаре Гончаровой Я.Б.
с участием прокурора Ромащева А.А., представителя ЗАО "Компания МТА" Левковской М.В., представителей Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Остапенко А.В., Заболотского С.В., представителей Управления Роснедвижимости (Росреестра) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре Дубинского С.А., Даурцевой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ЗАО "Компания МТА" о признании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" от 29.12.2008 г. № 279-п противоречащим статье 1, частям 1 - 3 статьи 2, статьям 3, 4 и 6 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" от 25.02.2003 г. № 14-оз,

установил:

ЗАО "Компания МТА" обратилось в суд с заявлением, в котором просит признать постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" от 29.12.2008 г. № 279-п противоречащим статье 1, частям 1 - 3 статьи 2, статьям 3, 4 и 6 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" от 25.02.2003 г. № 14-оз, ссылаясь на следующие обстоятельства.
В соответствии с договорами аренды, заключенными в 2009 г. с администрацией г. Сургута в лице Департамента имущественных и земельных отношений, ЗАО "Компания МТА" владеет земельным участком площадью 316645 кв. м с кадастровым номером 84:10:0101249:12, расположенным по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, район поймы протоки Черная (Северный участок), в территориальной зоне Р.2-24, а также является арендатором земельного участка площадью 127798 кв. м с кадастровым номером 86:10:0101000:474, расположенного в районе протоки Кривуля в территориальной зоне Р.4 по тому же адресу.
В апреле 2009 г. возросла арендная плата за 2008 г. и 2009 г. в связи с увеличением кадастровой стоимости земельных участков, результаты которой утверждены оспариваемым постановлением.
Согласно расчету размер арендной платы за 2009 г. земельного участка площадью 316645 кв. м составляет более 16000000 руб., исходя из его кадастровой стоимости 1 260 345 259 руб., а земельного участка площадью 127798 кв. м - свыше 6000000 руб. с учетом кадастровой стоимости равной 508 650 097 руб.

Федеральный закон № 135-ФЗ принят 29.07.1998, а не 29.06.1998.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов автономного округа, нарушены права ЗАО "Компания МТА" и в случае наличия спора, возникшего из проведенной государственной кадастровой оценки земель, данный акт может быть оспорен в судебном порядке, что предусмотрено статьей 13 ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.06.1998 г. № 135-ФЗ и пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8.04.2000 г. № 316.
Заявитель считает, что оспариваемое постановление противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, т.е. статье 1, частям 1 - 3 статьи 2, статьям 3, 4 и 6 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" от 25.02.2003 г. № 14-оз.
Согласно части 1 статьи 2 данного закона нормативный правовой акт - официальный письменный документ, принятый в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции либо путем референдума и устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы.
Противоречие оспариваемого постановления указанному закону, по мнению заявителя, заключается в том, что оно не содержит правовых норм и поэтому не может приниматься в форме нормативного правового акта Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Сведения о кадастровой стоимости земель, представленные для утверждения результатов государственной оценки земель населенных пунктов автономного округа оспариваемым постановлением, получены не в результате правотворческой деятельности, а путем оценочной деятельности, для которой в соответствии с пунктом 1 вышеназванных Правил привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке.
Организация проведения государственной кадастровой оценки земельных участков, исполнение государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель утверждением результатов государственной кадастровой оценки земель оспариваемым постановлением является административной процедурой.
Правотворческие органы, указанные в статьях 3 и 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" от 25.02.2003 г. № 14-оз, не принимали участия в представлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков в автономном округе для утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель исполнительным органом субъекта Российской Федерации, что также говорит о ненормативном характере принятого постановления.
Статья 6 данного закона предусматривает издание Правительством автономного округа актов ненормативного характера, но в нарушение ее требований оспариваемый акт издан в форме постановления, т.е. в той форме, в которой издаются нормативные правовые акты.
Такие акты издаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в форме ненормативного правового акта - указа (постановления) или распоряжения.
Оспариваемое постановление не является обязательным для неопределенного круга лиц, используется единожды для внесения сведений о земельных участках в государственный кадастр недвижимости, что подтверждает ненормативный характер изданного акта и противоречие его действующему законодательству.
В судебном заседании представитель заявителя Левковская М.В. поддержала заявленное требование по основаниям, указанным в заявлении.
Представители Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Остапенко А.В. и Заболотский С.В. не согласились с заявлением ЗАО "Компания МТА", суду пояснили, что оспариваемый акт является нормативным правовым актом, который принят управомоченным органом с соблюдением процедуры его принятия. Нарушение прав заявителя сводится к увеличению арендной платы земельных участков ЗАО "Компания МТА" после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов автономного округа оспариваемым постановлением, однако, это само по себе не может служить основанием для признания его противоречащим указанным статьям Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" от 25.02.2003 г. № 14-оз.
Представители 3 лица по делу - Управления Роснедвижимости (Росреестра) по автономному округу Дубинский С.А. и Даурцева Л.А. также не согласились с заявлением ЗАО "Компания МТА", пояснив порядок и правила расчета кадастровой стоимости земельных участков, переданных заявителю по договорам аренды.
Представитель участвующего в деле в качестве 3 лица - ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" Екатеринбургский филиал в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, выразив в отзыве на заявление ЗАО "Компания МТА" несогласие с ним.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что заявление не подлежит удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя.
Статьей 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" от 25.02.2003 г. № 14-оз установлены предмет регулирования и его цели, к которым относятся единые требования к законам и иным нормативным правовым актам органов государственной власти автономного округа, общий порядок их подготовки, рассмотрения, принятия, опубликования, вступления в силу, толкования и отмены, а также определение способов разрешения юридических коллизий.
В частях 1 - 3 статьи 2 содержатся основные понятия, применяемые в названном законе, нормативного правового акта, нормы права и правотворчества.
В статьях 3 и 4 данного закона указаны правотворческие органы автономного округа и субъекты правотворческой инициативы, а в статье 6 - акты ненормативного характера, издаваемые Губернатором и Правительством по организационным и оперативным вопросам.
Заявитель указывает, что оспариваемое постановление противоречит названным статьям Закона по изложенным им в заявлении основаниям.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48 "О судебной практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суды автономных округов рассматривают дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации (законодательных, представительных), высших исполнительных и иных органов государственной власти, образуемых в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, если такая должность установлена конституцией или уставом субъекта Российской Федерации.
Суд пришел к выводу о том, что постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" от 29.12.2008 г. № 279-п является нормативным правовым актом, принимая во внимание следующие обстоятельства.
В пункте 9 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации даны разъяснения, согласно которым существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно пункту 17 этого же постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации порядок принятия нормативного правового акта включает в себя, в частности, выяснение полномочий органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов; формы (вида), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты, правил введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правил их опубликования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 вышеназванного закона автономного округа с последующими его изменениями Правительство автономного округа в пределах своей компетенции на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Устава и законов автономного округа, постановлений Губернатора принимает постановления.
На основании пункта 2 этой же статьи закона нормативные правовые акты Правительства автономного округа издаются исключительно в форме постановлений.
В оспариваемом постановлении содержатся правовые нормы, поскольку в составной части постановления приложении к нему отражены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов автономного округа, обязательной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на неоднократное применение.
Это подтверждается тем, что несмотря на то, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков, арендуемых ЗАО "Компания МТА", в приложение к постановлению не были внесены, т.к. по данным Управления Роснедвижимости (Росреестра) по автономному округу их постановка на государственный кадастровый учет была произведена 16.03.2009 г., т.е. после принятия постановления, для расчета кадастровой стоимости этих земельных участков был применен удельный показатель квартала, в котором они расположены и результаты государственной кадастровой оценки которого предварительно утверждены постановлением.
Оспариваемый акт принят управомоченным органом в пределах его компетенции, вопросы, урегулированные в нем, отнесены к ведению субъекта Российской Федерации и регламентированы Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8.04.2000 г. № 316 (далее Правилами); Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.02.2007 г. № 39 (далее Методическими указаниями); Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 г. № 215 (далее Административным регламентом); Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Федерального агентства кадастра недвижимости от 29.06.2007 г. № П/О 152 (далее Техническими рекомендациями).
В этой связи согласно пункту 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11.04.2006 г. № 206), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В статье 3 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" от 25.02.2003 г. № 14-оз (с последующими изменениями и дополнениями) указано, что Правительство автономного округа является правотворческим органом, а на основании статьи 4 - субъектом правотворческой инициативы в автономном округе.
При проверке процедуры принятия оспариваемого акта судом установлено ее соблюдение.
Данное постановление было принято путем опроса членов Президиума Правительства автономного округа с согласованием его проекта с не менее двух третей членов Президиума, что подтверждается представленной копией листа согласования.
В соответствии со ст. 17 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О правительстве Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" от 12.10.2005 г. № 73-оз решения Президиума Правительства принимаются в форме постановлений и распоряжений Правительства. Президиум Правительства может рассматривать отдельные вопросы на закрытых заседаниях и в порядке заочного опроса, установленном Регламентом Правительства.
На основании пунктов 44 и 45 Регламента Правительства автономного округа, утвержденного постановлением Правительства автономного округа от 27.12.2000 г. № 132-п, решения принимаются Правительством путем выражения общего согласия по рассматриваемому вопросу, в случае необходимости проводится голосование, в том числе, путем опроса.
Принятое постановление, оспариваемое заявителем, было опубликовано 30.12.2008 г. в официальном печатном издании "Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и вступило в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования, что указано в самом постановлении.
Таким образом, оспариваемый акт издан в надлежащей форме в установленном порядке управомоченным органом, доводы заявителя, опровергающие эти обстоятельства, не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Однако, наряду с этим исходя из части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд не связан основаниями и доводами заявленных требований и поэтому оспариваемый акт или его часть подлежит проверке на предмет соответствия не только нормативным правовым актам, указанным в заявлении, но и другим нормативным правовым актам, регулирующим данные правоотношения и имеющим большую юридическую силу, т.е. требованиям вышеперечисленных подзаконных актов федерального уровня, которыми урегулированы правоотношения в области государственной кадастровой оценки земель.
Оспаривание заявителем вышеуказанного постановления Правительства автономного округа основано на несогласии с размером арендной платы, возросшей из-за расчета кадастровой стоимости земельных участков с применением удельных показателей кадастрового квартала, в котором они расположены.
Судом установлено, что определению кадастровой стоимости земельных участков, арендуемых ЗАО "Компания МТА", в соответствии с видом разрешенного использования предшествовали административные процедуры, предусмотренные Административным регламентом.
Суду представлен отчет Управления Роснедвижимости (Росреестра) по автономному округу по теме: "Выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", выполненный по государственному контракту ФГУП "Федеральный кадастровый центр "Земля" Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, со средними значениями удельных показателей кадастровой земельной стоимости (УПКЗС), в который включен кадастровой квартал с находившимися в нем земельными участками, арендуемыми ЗАО "Компания МТА".
Расчет кадастровой стоимости земельных участков производился на основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации "Об утверждении методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" от 12.08.2006 г. № 222.
Для расчета кадастровой стоимости земельных участков был применен удельный показатель квартала, в котором они расположены.
Удельный показатель, составляющий 3989,12 руб. за 1 кв. м, был утвержден оспариваемым постановлением Правительства автономного округа.
Выполнение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков основано на Методических указаниях и Технических рекомендациях.
Кроме того, суду были представлены акт проверки Роснедвижимости данного отчета на соответствие Методическим указаниям, а также сведения о кадастровой стоимости земель населенных пунктов Управления Роснедвижимости (Росреестра) по автономному округу в виде проекта органа исполнительной власти на утверждение этих сведений.
Существенным является то, что акт Роснедвижимости о проверке кадастровой стоимости земель, представленный на утверждение органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Правительству Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, является положительным.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения требования заявителя.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

ЗАО "Компания МТА" в удовлетворении заявления о признании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" противоречащим статье 1, частям 1 - 3 статьи 2, статьям 3, 4 и 6 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О нормативных правовых актах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" от 25.02.2003 г. № 14-оз отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня оглашения путем подачи жалобы через суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Председательствующий
СОЛОПАЕВА Л.М.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Суда ХМАО - Югры от 15.04.2010
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления Правительства ХМАО - Югры от 29.12.2008 № 279-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры">

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru