Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Рязанская область


РЯЗАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 октября 2010 г. № 33-1738

(извлечение)

Судебная коллегия по гражданским делам Рязанского областного суда рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Г.В.Н. на решение Пронского районного суда Рязанской области от 23 августа 2010 года, которым постановлено:
Отказать в иске Г.В.Н. о признании за ней право на ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ с 01.01.2005, и в обязывании ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Пронскому району Рязанской области произвести перерасчет ЕДВ ей с 01.01.2005 по 04.04.2007.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Вергазовой Л.В., объяснения представителя Г.В.Н. - Ю.З.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по Пронскому району Сметаниной О.П., возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Истец Г.В.Н. обратилась в суд с иском к ответчику о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), в размере, установленном для участников ВОВ с 01.01.2005, указывая на то, что она является матерью военнослужащего Ф.И.О.7 Дата обезличена года рождения, который проходил военную службу по призыву в в/ч 74268 и 06.01.1995 погиб при исполнении обязанностей военной службы.
Как мать военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, Законом СССР 1 августа 1989 г. № 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" она имела право на льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
С 12.11.1996 она является федеральным льготником, и пользовалась льготами наравне с участниками ВОВ на основании удостоверения.
Федеральный Закон № 122 от 22.08.2004 внес некоторые изменения в ФЗ "О ветеранах", после чего некоторые льготы в натуральной форме были заменены на денежную компенсацию - ежемесячную денежную выплату (ЕДВ). С 01.01.2005 ей назначена ежемесячная денежная выплата по категории "член семьи погибшего военнослужащего" в размере 150 руб., что значительно ниже, чем участникам ВОВ, которым ЕДВ был установлена в размере 1050 руб.
Таким образом, при назначении ЕДВ Пенсионный фонд не учел ее статуса, приравненного к участникам ВОВ, в результате чего, ее социальное положение значительно ухудшилось, что является недопустимым в соответствии с п. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации.
Только после вступления в силу Определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 по жалобе гр-ки У.В. ЕДВ ей была пересмотрена и с 04.04.2007 установлена в том же размере, что и участникам ВОВ.
Однако, истец считает, что ЕДВ подлежит перерасчету с 1 января 2005 г., а не с 04.04.2007, так как именно с 01.01.2005 ее социальное положение было ухудшено, а в соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права.
Так, Определением Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 по жалобе гр-ки У.В. было установлено, что "недопустимо устанавливать ежемесячную денежную выплату женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005".
Таким образом, Конституционный Суд РФ указал на то, что с 01.01.2005 ЕДВ должна была устанавливаться ветеранам в соответствии с их правовым статусом, и обратил внимание на неправильную позицию Пенсионного фонда.
Данное положение также относится и к родителям военнослужащих, поскольку Законом СССР от 1 августа 1989 г. № 313-1 "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" льготы, установленные для участников ВОВ, распространялись и на родителей военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.
В связи с изложенным истица просила:
1. признать ее право на ЕДВ в размере, установленном для участников ВОВ с 01.01.2005;
2. обязать ответчика произвести перерасчет ЕДВ ей с 01.01.2005 по 04.04.2007.
Районный суд отказал в удовлетворении исковых требований, постановив об этом указанное решение.
В кассационной жалобе Г.В.Н. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принять новое решение по делу. В обоснование жалобы указано, что судом неправильно сделан вывод о пропуске кассатором срока исковой давности для обращения с указанными требованиями в суд. Суд полагал, что срок течет с 01.01.2005, кассатор считает, что в данном случае срок исковой давности не предусмотрен, поскольку по вине пенсионного органа было допущено нарушение ее права на выплату ЕДВ.
Проверив законность и обоснованность принятого решения по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения не имеется.
Из материалов дела усматривается, что Г.В.Н. является матерью военнослужащего Ф.И.О.7, Дата обезличена года рождения, который проходил военную службу по призыву и Дата обезличена года он погиб при исполнении обязанностей военной службы. В связи с этим 12 ноября 1996 года военным комиссариатом Рязанской области ей выдано удостоверение о праве на льготы для родителей и жен погибших военнослужащих серии Номер обезличен, и с этого времени истице предоставлялись льготы, установленные в соответствии со ст. 21 Федерального закона № 5-ФЗ "О ветеранах".
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" система мер социальной защиты была преобразована в систему социальной поддержки, осуществлена замена части льгот, ранее предоставлявшимся ветеранам в натуральной форме, ежемесячной денежной выплатой, направленной на восполнение потерь указанным лицам, ранее являвшимся получателями натуральных льгот.
С 1 января 2005 года Ф.И.О.7 была назначена денежная компенсация - ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) и производилась выплата как члену семьи погибшего военнослужащего в размере 150 руб., а не как участнику Великой Отечественной войны, которым ЕДВ была установлена в размере 1050 руб.
После вступления в силу Определения Конституционного Суда РФ от 04.04.2007 по жалобе У.В. ежемесячная денежная выплата Ф.И.О.7 была пересмотрена и с 04.04.2007 ей установлена указанная выплата в том же размере, что и участникам Великой Отечественной войны.
Данные обстоятельства подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела, и сторонами в суде первой инстанции не оспаривались.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что истицей без уважительных причин пропущен срок исковой давности для обращения в суд с данным исковым заявлением, о применении которого ответчиком заявлено до вынесения решения. При этом суд пришел к выводу о том, что о нарушении своего права Г.В.Н. узнала 1 января 2005 года, следовательно, она вправе была обратиться в суд с иском до 1 января 2008 года.
Доводы Г.В.Н., содержащиеся и в кассационной жалобе, о том, что в соответствии со ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования в случаях, установленных законом, а в данном случае приказом от 30.11.2004 № 294 Министерства здравоохранения и социального развития РФ, которым был утвержден "Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ", суд правильно не принял во внимание в связи с неправильным толкованием закона.
В силу ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на другие требования в случаях, установленных законом, однако приказ от 30.11.2004 № 294 Министерства здравоохранения и социального развития РФ не является законом и поэтому он не может быть применим к данным правоотношениям по поводу срока исковой давности.
Кроме того, в своем Определении от 04.04.2007 № 331-О "По жалобе гражданки У.В.Н. на нарушение ее конституционных прав статьей 23.1 Федерального закона "О ветеранах", пунктом 19 статьи 44 и пунктом 5 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Конституционный Суд РФ указал, что взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не могут рассматриваться как позволяющие установить ежемесячную денежную выплату женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, без учета ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года в соответствии с предписаниями Федерального закона "О ветеранах" (пункт 3 статьи 11, пункт 1 статьи 15) и Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" (статья 7), т.е. данная социальная выплата для этой категории граждан подлежит назначению в размере, не ниже установленного для участников Великой Отечественной войны.
Вместе с тем порядок вступления в силу данного определения в нем Конституционным Судом РФ специально не оговаривается, поэтому действует общий порядок, предусмотренный ст. 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в силу которого определение Конституционного Суда РФ вступает в силу с момента его провозглашения, в данном случае с 4 апреля 2007 года.
Следовательно, с этого момента должны применяться и реализовываться в соответствии с вышеприведенным конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации, положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ.
Таким образом, требование Г.В.Н. об обязании ответчика выплачивать ей как участнику Великой Отечественной войны ежемесячную денежную выплату в размере, предусмотренном вышеназванным Федеральным законом для участников Великой Отечественной войны, начиная с 1 января 2005 года, нельзя признать обоснованным.
При таких обстоятельствах решение суда об отказе Г.В.Н. в удовлетворении ее исковых требований является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
В связи с изложенным доводы кассационной жалобы, как основанные на неправильном толковании материального права и установленных обстоятельств по делу, не могут служить основанием для отмены решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Пронского районного суда Рязанской области от 23 августа 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Г.В.Н. - без удовлетворения.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Определение Рязанского областного суда от 13.10.2010 № 33-1738
<Отказывая в удовлетворении требований о признании права на получение ежемесячной денежной выплаты, суд обоснованно исходил из того, что истицей без уважительных причин пропущен срок исковой давности для обращения в суд с исковым заявлением>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru