АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2010 г. № 377-а
О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОСТРОМСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2011 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2012 И 2013 ГОДОВ
В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, рассмотрев прогноз социально-экономического развития Костромской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, администрация Костромской области постановляет:
1. Одобрить прилагаемый прогноз
социально-экономического развития Костромской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.
2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Костромской области обеспечить выполнение показателей прогноза социально-экономического развития Костромской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов по курируемым сферам деятельности.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора Костромской области, координирующего работу по вопросам реализации государственной и выработке региональной политики в области социально-экономического развития Костромской области.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Костромской области
И.СЛЮНЯЕВ
Приложение
Утвержден
постановлением
администрации
Костромской области
от 29 октября 2010 г. № 377-а
Прогноз
социально-экономического развития Костромской области
на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов
Прогноз социально-экономического развития Костромской области разработан в двух вариантах
┌───┬────────────────────┬─────────────┬────────┬────────┬─────────────────────────────────────────────────────┐
│ № │ Показатели │ Единица │ Отчет │ Оценка │ Прогноз │
│п/п│ │ измерения ├────────┼────────┼─────────────────┬─────────────────┬─────────────────┤
│ │ │ │ 2009 │ 2010 │ 2011 │ 2012 │ 2013 │
│ │ │ │ │ ├────────┬────────┼────────┬────────┼────────┬────────┤
│ │ │ │ │ │вариант │вариант │вариант │вариант │вариант │вариант │
│ │ │ │ │ │ 1 │ 2 │ 1 │ 2 │ 1 │ 2 │
├───┼────────────────────┼─────────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┼────────┤
│ 1 │ 2 │ 3 │ 5 │ 6 │ 7 │ 8 │ 9 │ 10 │ 11 │ 12 │
├───┴────────────────────┴─────────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┴────────┤
│ Раздел 1. ВАЛОВОЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ │
├───┬────────────────────┬─────────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬────────┬────────┤
│1. │Валовой │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
В связи с тем, что основой экспорта продукции региона (более 60 процентов) является продукция предприятий лесопромышленного комплекса, а к концу года выйдут на полную мощность предприятия ОАО "Мантуровский фанерный комбинат" и ООО "Кадыйский фанерный комбинат", ожидается увеличение экспорта продукции лесного сектора на 25,4 процента к уровню 2009 года. Экспорт машин и оборудования увеличится на 2 процента, металлов и изделий из них - на 1,6 процента.
В целом, экспорт в 2010 году возрастет на 17,7 процента и, увеличиваясь в прогнозном периоде в среднем на 2,1 процента в год, к 2013 году составит 202,8 млн. долларов США.
Ожидается, что к концу 2010 года операции по импортным поставкам достигнут 236,4 млн. долларов США, что превысит уровень докризисного 2008 года на 12,1 процента. Это, прежде всего, связано с увеличением в 1,8 раза поставок в Костромскую область продукции химической промышленности (в основном лекарственных средств из Франции, Ирландии, Италии и Нидерландов), машин и оборудования, металлов и изделий из них.
С учетом запуска инвестиционных проектов, таких как ООО "Экосвет" и ООО "Арбор Шарья", ожидается, что к 2013 году импортные поставки составят 253,4 млн. долларов США, на 20,2 процента превышая докризисный уровень.
Внешнеторговый оборот Костромской области к 2013 году составит 456,2 млн. долларов США, что превысит уровень 2008 года на 2,9 процента при сохранении отрицательного торгового сальдо в размере 50,6 млн. долларов США.
Раздел 6. ИНВЕСТИЦИИ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ
В 2010 году объем инвестиций в основной капитал оценивается в денежном выражении на уровне 2009 года, индекс физического объема составит 103,5 процента.
Одним из перспективных направлений вложения инвестиционных средств в обрабатывающих производствах по-прежнему остается лесопромышленный комплекс области. На его долю приходится от 25 до 35 процентов инвестиций.
Рост инвестиций в 2011-2013 годах связан с реализацией инвестиционных проектов на территории региона, одобренных на Совете по инвестициям при губернаторе области. В условиях первого варианта прогноза реализация крупного инвестиционного проекта по строительству целлюлозно-бумажного комбината на территории Мантуровского муниципального района не рассматривается.
Планируется проведение реконструкции производственных мощностей филиала ОАО "ОГК-3" "Костромская ГРЭС".
В 2010 году по Программе газификации ОАО "Газпром" планируется завершение проектирования строительства газопровода-отвода Галич-Мантурово-Шарья (1 пусковой до ГРС Парфеньево) и прохождение государственной экспертизы проектной документации.
В дорожном комплексе инвестиционные вложения планируется направить на приобретение основных средств для предприятий дорожно-транспортного комплекса, строительство и реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры.
Раздел 7. ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ
Нестабильная экономическая ситуация в 2009 году негативно отразилась и на уровне жизни населения. Номинальные денежные доходы населения области увеличились по сравнению с 2008 годом на 9,7 процента. Реальные располагаемые денежные доходы населения сократились и составили 98,8 процента к уровню 2008 года.
В 2010 году отмечается рост денежных доходов, что позволяет оценить реальные располагаемые денежные доходы населения с ростом к 2009 году на уровне 108,1 процента. Динамика увеличения сохранится и в прогнозируемом периоде.
К 2013 году среднедушевые денежные доходы населения области увеличатся по сравнению с 2009 годом в 1,5 раза и составят 15 570,6 рублей. Средний размер назначенных пенсий за 2010-2013 годы увеличится в 1,6 раза. Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц составит к 2013 году 7 179 рублей.
Раздел 8. ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ
Прибыль организаций для целей налогообложения в 2010 году составит 10 832 млн. рублей с приростом 20 процентов к уровню 2009 года и, увеличиваясь в прогнозном периоде в среднем на 8 процентов ежегодно, в 2013 году составит 13637 млн. рублей.
Амортизация основных фондов для целей налогообложения в 2010 году составит 9 149 млн. рублей с приростом 9,2 процента к уровню 2009 года, к 2013 году увеличится до 12 567 млн. рублей.
Раздел 9. ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ
В 2009 году ситуация в сфере занятости населения оставалась сложной. В течение года в органы службы занятости населения Костромской области обратилось за содействием в поиске подходящей работы 56,1 тыс. человек. За этот период были признаны безработными 20,2 тыс. человек, а среднемесячная численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, составила 7,5 тыс. человек.
Итоги мониторинга на рынке труда области показывают сохранение напряженности на рынке труда в 2010 году. Численность безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости области, сократится незначительно (в среднем за год составит 7,3 тыс. человек), а уровень официально регистрируемой безработицы на конец 2010 года не превысит 1,9 процента.
В 2011-2013 годы снижение безработицы будет происходить более медленно, чем в предкризисные годы. При сохранении существующей динамики процессов на рынке труда предполагается, что численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, на конец 2013 года составит 6,9 тыс. человек, а уровень безработицы - 1,93 процента.
В сфере оплаты труда сохраняется тенденция роста номинальной заработной платы. В 2009 году среднемесячная заработная плата работников увеличилась на 8,6 процента (12 447,1 руб.), за 5 месяцев текущего года прирост составил 10,5 процента. В 2013 году заработная плата увеличится по сравнению с 2009 годом в 1,4 раза и достигнет 17 698,6 рублей. Рост фонда начисленной заработной платы составит 108,2 процента в год и концу прогнозируемого периода увеличится до 47 884,2 млн. рублей.
Раздел 10. ДЕМОГРАФИЯ
Демографическая ситуация будет развиваться под влиянием сложившейся динамики рождаемости, смертности и миграции населения, которая на сегодня определяет сокращение численности населения области. Предполагаемые темпы снижения численности постоянного населения несколько замедлятся и к концу прогнозируемого периода составят 0,3 процентных пункта.
Принимаемые в области меры по стимулированию рождаемости, профилактике и лечению заболеваний, совершенствованию системы охраны здоровья, материнства и детства, укреплению материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений области и в дальнейшем будут способствовать замедлению темпов убыли населения. К концу прогнозируемого периода предполагается снижение уровня смертности до 15,8 человек на 1000 населения, а уровень рождаемости составит 12,1 промилле.
Раздел 11. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Формирование инновационной экономики неразрывно связано с модернизацией системы образования.
В регионе созданы все условия для получения дошкольного, общего и профессионального образования, соответствующего государственным стандартам для всех граждан, независимо от их социального положения и места проживания.
В целях обеспечения на территории Костромской области доступного и качественного дошкольного образования в регионе реализуется Программа развития дошкольного образования на период с 2008 по 2012 годы. В рамках реализации Программы проводится работа по созданию дополнительных мест для детей дошкольного возраста за счет оптимизации площадей действующих дошкольных учреждений, возврата и реконструкции зданий бывших детских садов, перепрофилирования зданий учреждений социальной сферы. В 2009 году дополнительно открыто 1 961 место.
В 2009/2010 учебном году контингент учащихся дневных общеобразовательных учреждений сократился по сравнению с предыдущим учебным годом на 543 человека, что определяется, прежде всего, сложившейся демографической ситуацией. В области функционирует 408 дневных общеобразовательных учреждений, что на 23 единицы меньше, чем в 2008/2009 учебном году. В 2009/2010 учебном году сохранялась тенденция сокращения количества образовательных учреждений, работающих в 2 смены, и численности обучающихся во вторую смену. С 2010-2011 года прогнозируется некоторый рост количества учреждений, работающих во вторую смену в связи с введением в школах третьего часа физкультуры.
В системе профессионального образования с целью подготовки рабочих кадров более высокой квалификации с 1 января 2010 года 3 учреждения начального профессионального образования из федеральной собственности переданы в собственность Костромской области.
Реструктуризация сети здравоохранения обусловлена переносом акцента лечения с круглосуточных коек на койки дневного стационара и внедрением новых медицинских технологий, позволяющих сократить среднюю продолжительность пребывания пациента на койке. Уменьшение больничных коек прогнозируется за счет снижения количества коек круглосуточного стационара и увеличением коек дневного пребывания. Дневные стационары при амбулаторно-поликлинических учреждениях планируется развивать как менее затратный механизм оказания медицинской помощи. Планируется увеличение количества врачей общей практики. Возможно увеличение числа медицинских работников в предстоящие годы в связи с реализацией национального проекта "Здоровье" и введением новой системы оплаты труда в учреждениях здравоохранения области.
В целях оптимизации сети учреждений культуры, сокращения затрат на их содержание, а также исходя из демографической ситуации (сокращение численности населения), в городах и районах области проводится реорганизация сети учреждений. В ходе реорганизации создаются новые укрупненные типы учреждений (клуб-библиотека) за счет сокращения сети библиотек и клубов.
Раздел 12. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Воздействие предприятий экономики на окружающую среду в 2009 году, по сравнению с предыдущим годом, по выбросам вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения уменьшилось на 10,6 процента, что связано со спадом промышленного производства. В прогнозном периоде ожидается ежегодное увеличение выбросов на 0,1 процента.
Объем водопотребления в 2009 году составил 1 508,5 млн. куб. м, по сравнению с предыдущим годом водопотребление уменьшилось на 9,7 процента. Основным объектом использования воды является филиал ОАО "ОГК-3" "Костромская ГРЭС".
В прогнозном периоде бюджетные средства планируется направить на реконструкцию канализационного дюкера через реку Волгу и канализационных коллекторов в г. Костроме, расчистку и дноуглубление русел рек, капитальный ремонт плотин.