Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Коми республика


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 ноября 2010 г. № 486-р

В целях дальнейшего формирования системы подготовки кадров в Республике Коми:
1. Одобрить Концепцию модернизации профессионального образования в Республике Коми на период до 2015 года (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Предложить министерствам и иным органам исполнительной власти Республики Коми при планировании и осуществлении мероприятий руководствоваться положениями Концепции.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Главы Республики Коми Ромаданова К.Ю.

Глава Республики Коми
В.ГАЙЗЕР





Одобрена
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 8 ноября 2010 г. № 486-р
(приложение)

КОНЦЕПЦИЯ
МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

1. Общие положения

Инновационный путь социально-экономического развития, обозначенный в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предполагает опережающую модернизацию образования. Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. № 45, сформировала четкое представление о будущем республики и определила возможности для роста экономики.
Концепция модернизации профессионального образования в Республике Коми на период до 2015 года (далее - Концепция) направлена на совершенствование сбалансированной республиканской системы профессионального образования и подготовки кадров всех уровней и специальностей, адекватной потребностям рынка труда Республики Коми, что является базовым условием успешного и устойчивого развития экономики и социальной сферы республики.
Концепция предусматривает основные направления оптимизации сети образовательных учреждений, актуализации содержания образования и технологий обучения в соответствии с запросами рынка труда, создания на республиканском уровне новых организационно-экономических механизмов управления и финансирования подготовки кадров на основе государственного заказа республики.
Концепция позволит объединить усилия органов исполнительной власти Республики Коми, предприятий и организаций, учреждений профессионального образования для решения задач по созданию условий, необходимых как для удовлетворения потребностей населения Республики Коми в востребованных и доступных видах и уровнях профессионального образования, так и для обеспечения экономики и социальной сферы Республики Коми квалифицированными специалистами.

2. Состояние профессионального образования
в Республике Коми

В настоящее время к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится решение вопросов предоставления начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. В связи с этим в 2004 - 2009 годах в государственную собственность Республики Коми были приняты 32 федеральных государственных образовательных учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования.
Управление образовательными учреждениями высшего профессионального образования находится в компетенции федеральных органов государственной власти.
На 1 июня 2010 г. структура профессионального образования в республике представлена следующими уровнями:
1) начальное профессиональное образование - 13 учреждений (все в государственной собственности Республики Коми);
2) среднее профессиональное образование - 22 учреждения (15 - в государственной собственности Республики Коми, 5 - в федеральной собственности, 2 - негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования);
3) высшее профессиональное образование - 24 вуза и филиала вузов (1 - в государственной собственности Республики Коми).
В системе среднего профессионального образования - по 3 учреждения подведомственны Министерству здравоохранения Республики Коми и Министерству культуры Республики Коми.
Анализ кадровой структуры экономики и социальной сферы Республики Коми позволяет оценить уровни заполнения имеющихся штатных единиц фактическими работниками в целом по республике в разрезе групп специальностей и профессий, а также в разрезе отраслей и муниципальных образований.
Общее заполнение штатов физическими лицами составляет в целом по республике 83 процента, в том числе в секторе высшего профессионального образования - 93,5 процента, в секторе среднего профессионального образования - 79,1 процента, в секторе начального профессионального образования - 75 процентов. При этом по некоторым группам специальностей наблюдается явный переизбыток кадров, а по другим группам - резкий дефицит.
По структуре выпуска обучающихся из образовательных учреждений профессионального образования Республики Коми ситуация выглядит следующим образом: с высшим профессиональным образованием - 42,3 процента, со средним профессиональным образованием - 31,1 процента, с начальным профессиональным - 26,6 процента.
С 2008 года в соответствии с распоряжением Правительства Республики Коми от 25 декабря 2007 г. № 492-р проводилась оптимизация сети образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, находящихся в государственной собственности Республики Коми. Определен механизм согласования объемов и направлений подготовки рабочих кадров в Республике Коми, формирования государственного заказа на подготовку кадров в Республике Коми за счет средств республиканского бюджета.
При этом основными механизмами реструктуризации сети образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, организационно-методическое руководство за которыми закреплено за Министерством образования Республики Коми, являлись:


│   │профессионального│                                     │науки        │
│   │образования "Коми│                                     │Российской   │
│   │государственный  │                                     │Федерации    │
│   │педагогический   ├─────────────────────────────────────┼─────────────┤
│   │институт"        │государственное            автономное│положительное│
│   │                 │образовательное            учреждение│решение      │
│   │                 │дополнительного     профессионального│Правительства│
│   │                 │образования  (переподготовки  кадров)│Республики   │
│   │                 │специалистов  Республики  Коми  "Коми│Коми         │
│   │                 │республиканский   институт   развития│             │
│   │                 │образования"                         │             │
│   │                 ├─────────────────────────────────────┤             │
│   │                 │государственное            автономное│             │
│   │                 │образовательное  учреждение  среднего│             │
│   │                 │профессионального         образования│             │
│   │                 │"Сыктывкарский     гуманитарно      -│             │
│   │                 │педагогический     колледж      имени│             │
│   │                 │И.А.Куратова"                        │             │
└───┴─────────────────┴─────────────────────────────────────┴─────────────┘

6. Ожидаемые результаты оптимизации сети образовательных
учреждений профессионального образования

В результате оптимизации образовательных учреждений профессионального образования будут достигнуты следующие результаты:
1) улучшится использование вновь сформированными университетскими комплексами и отраслевыми образовательными комплексами уже имеющиеся материально-технические и социальные базы за счет более рационального использования площадей, лабораторного оборудования, кадрового потенциала;
2) повысится эффективность использования финансовых средств, поступающих из федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми и внебюджетных источников;
3) устранится дублирование в подготовке специалистов и с учетом имеющихся ограничений по абитуриентскому потенциалу появится возможность своевременно изменить объем подготовки кадров в соответствии со спросом на региональном рынке труда и государственным заказом;
4) ликвидируется дефицит преподавателей по одним специальностям и будет более сбалансировано проходить сокращение и переобучение - по другим;
5) произойдет объединение информационных, научных и управленческих ресурсов;
6) за счет интеграции кадрового потенциала и материально-технической базы повысится уровень научно-исследовательской деятельности, появятся крупные программы и проекты, имеющие региональный и межрегиональный масштабы, а также расширится перечень магистерских программ;
7) повысится эффективность структур, обеспечивающих повышение квалификации, переподготовку кадров, получение дополнительного профессионального образования.

7. Возможные риски

Можно предположить следующие основные риски, связанные с объективными и субъективными факторами, которые могут существенным образом снизить эффективность проводимых изменений. Среди самых вероятных это:
1) нормативные риски - отсутствие согласования учредителей образовательных учреждений профессионального образования в результате ведомственной разобщенности, при принятии решений о создании университетских комплексов и отраслевых образовательных комплексов. Возможны значительные изменения в Концепции после планируемого принятия проекта федерального закона "Об образовании", а также проекта федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, в которой предусмотрены мероприятия по разработке проекта программы модернизации системы профессионального образования субъекта Российской Федерации, а также финансирование разработки программ в размере 10,3 млн. руб. за счет средств федерального бюджета;
2) социально-психологические риски - вероятность развития ситуации без учета человеческого фактора (социальная напряженность при осуществлении реструктуризации, противодействие населения мерам по реструктуризации, неготовность руководителей и педагогических работников к реализации изменений, сокращение квалифицированных педагогических кадров, снижение социальной защищенности молодежи из малообеспеченных семей, рост преступности подростков в связи с уменьшением доступности начального профессионального и среднего профессионального образования и сокращением учебных мест по рабочим профессиям в структуре вузовской системы);
3) финансово-экономические риски - вероятность уменьшения объемов финансирования по сравнению с планируемыми за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми, средств, поступающих из внебюджетных источников;
4) структурные риски - возможность снижения аккредитационных показателей реорганизуемых университетов и перевод их в статус институтов (после принятия проекта федерального закона "Об образовании"), особенно в условиях предполагаемого увеличения порогового значения критериальных показателей.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации Концепции должны быть предусмотрены:
1) проведение мониторинга реализации Концепции, регулярного анализа и при необходимости ежегодной корректировки мероприятий;
2) перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей, внешних факторов;
3) разработка и реализация мероприятий по компенсации негативных для системы профессионального образования Республики Коми последствий наступления вышеперечисленных рисков.

8. Источники финансирования Концепции

Финансирование расходов, связанных с решением задач Концепции, планируется осуществлять за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете и в республиканском бюджете Республики Коми, а также за счет средств из иных источников, не запрещенных законодательством.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Распоряжение Правительства РК от 08.11.2010 № 486-р
<О Концепции модернизации профессионального образования в Республике Коми на период до 2015 года>

Распоряжение
Концепция модернизации профессионального образования в Республике Коми на период до 2015 года
1. Общие положения
2. Состояние профессионального образования в Республике Коми
3. Цели и задачи модернизации профессионального образования в Республике Коми
4. Этапы реализации Концепции
5. Основные направления модернизации профессионального образования в Республике Коми
6. Ожидаемые результаты оптимизации сети образовательных учреждений профессионального образования
7. Возможные риски
8. Источники финансирования Концепции

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru