ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 8 ноября 2010 г. № 486-р
В целях дальнейшего формирования системы подготовки кадров в Республике Коми:
1. Одобрить Концепцию
модернизации профессионального образования в Республике Коми на период до 2015 года (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Предложить министерствам и иным органам исполнительной власти Республики Коми при планировании и осуществлении мероприятий руководствоваться положениями Концепции
.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Главы Республики Коми Ромаданова К.Ю.
Глава Республики Коми
В.ГАЙЗЕР
Одобрена
распоряжением
Правительства Республики Коми
от 8 ноября 2010 г. № 486-р
(приложение)
КОНЦЕПЦИЯ
МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА
1. Общие положения
Инновационный путь социально-экономического развития, обозначенный в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предполагает опережающую модернизацию образования. Стратегия
экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. № 45, сформировала четкое представление о будущем республики и определила возможности для роста экономики.
Концепция модернизации профессионального образования в Республике Коми на период до 2015 года (далее - Концепция) направлена на совершенствование сбалансированной республиканской системы профессионального образования и подготовки кадров всех уровней и специальностей, адекватной потребностям рынка труда Республики Коми, что является базовым условием успешного и устойчивого развития экономики и социальной сферы республики.
Концепция предусматривает основные направления оптимизации сети образовательных учреждений, актуализации содержания образования и технологий обучения в соответствии с запросами рынка труда, создания на республиканском уровне новых организационно-экономических механизмов управления и финансирования подготовки кадров на основе государственного заказа республики.
Концепция позволит объединить усилия органов исполнительной власти Республики Коми, предприятий и организаций, учреждений профессионального образования для решения задач по созданию условий, необходимых как для удовлетворения потребностей населения Республики Коми в востребованных и доступных видах и уровнях профессионального образования, так и для обеспечения экономики и социальной сферы Республики Коми квалифицированными специалистами.
2. Состояние профессионального образования
в Республике Коми
В настоящее время к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится решение вопросов предоставления начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. В связи с этим в 2004 - 2009 годах в государственную собственность Республики Коми были приняты 32 федеральных государственных образовательных учреждения начального профессионального и среднего профессионального образования.
Управление образовательными учреждениями высшего профессионального образования находится в компетенции федеральных органов государственной власти.
На 1 июня 2010 г. структура профессионального образования в республике представлена следующими уровнями:
1) начальное профессиональное образование - 13 учреждений (все в государственной собственности Республики Коми);
2) среднее профессиональное образование - 22 учреждения (15 - в государственной собственности Республики Коми, 5 - в федеральной собственности, 2 - негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования);
3) высшее профессиональное образование - 24 вуза и филиала вузов (1 - в государственной собственности Республики Коми).
В системе среднего профессионального образования - по 3 учреждения подведомственны Министерству здравоохранения Республики Коми и Министерству культуры Республики Коми.
Анализ кадровой структуры экономики и социальной сферы Республики Коми позволяет оценить уровни заполнения имеющихся штатных единиц фактическими работниками в целом по республике в разрезе групп специальностей и профессий, а также в разрезе отраслей и муниципальных образований.
Общее заполнение штатов физическими лицами составляет в целом по республике 83 процента, в том числе в секторе высшего профессионального образования - 93,5 процента, в секторе среднего профессионального образования - 79,1 процента, в секторе начального профессионального образования - 75 процентов. При этом по некоторым группам специальностей наблюдается явный переизбыток кадров, а по другим группам - резкий дефицит.
По структуре выпуска обучающихся из образовательных учреждений профессионального образования Республики Коми ситуация выглядит следующим образом: с высшим профессиональным образованием - 42,3 процента, со средним профессиональным образованием - 31,1 процента, с начальным профессиональным - 26,6 процента.
С 2008 года в соответствии с распоряжением
Правительства Республики Коми от 25 декабря 2007 г. № 492-р проводилась оптимизация сети образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, находящихся в государственной собственности Республики Коми. Определен механизм согласования объемов и направлений подготовки рабочих кадров в Республике Коми, формирования государственного заказа на подготовку кадров в Республике Коми за счет средств республиканского бюджета.
При этом основными механизмами реструктуризации сети образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, организационно-методическое руководство за которыми закреплено за Министерством образования Республики Коми, являлись:
│ │профессионального│ │науки │
│ │образования "Коми│ │Российской │
│ │государственный │ │Федерации │
│ │педагогический ├─────────────────────────────────────┼─────────────┤
│ │институт" │государственное автономное│положительное│
│ │ │образовательное учреждение│решение │
│ │ │дополнительного профессионального│Правительства│
│ │ │образования (переподготовки кадров)│Республики │
│ │ │специалистов Республики Коми "Коми│Коми │
│ │ │республиканский институт развития│ │
│ │ │образования" │ │
│ │ ├─────────────────────────────────────┤ │
│ │ │государственное автономное│ │
│ │ │образовательное учреждение среднего│ │
│ │ │профессионального образования│ │
│ │ │"Сыктывкарский гуманитарно -│ │
│ │ │педагогический колледж имени│ │
│ │ │И.А.Куратова" │ │
└───┴─────────────────┴─────────────────────────────────────┴─────────────┘
6. Ожидаемые результаты оптимизации сети образовательных
учреждений профессионального образования
В результате оптимизации образовательных учреждений профессионального образования будут достигнуты следующие результаты:
1) улучшится использование вновь сформированными университетскими комплексами и отраслевыми образовательными комплексами уже имеющиеся материально-технические и социальные базы за счет более рационального использования площадей, лабораторного оборудования, кадрового потенциала;
2) повысится эффективность использования финансовых средств, поступающих из федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми и внебюджетных источников;
3) устранится дублирование в подготовке специалистов и с учетом имеющихся ограничений по абитуриентскому потенциалу появится возможность своевременно изменить объем подготовки кадров в соответствии со спросом на региональном рынке труда и государственным заказом;
4) ликвидируется дефицит преподавателей по одним специальностям и будет более сбалансировано проходить сокращение и переобучение - по другим;
5) произойдет объединение информационных, научных и управленческих ресурсов;
6) за счет интеграции кадрового потенциала и материально-технической базы повысится уровень научно-исследовательской деятельности, появятся крупные программы и проекты, имеющие региональный и межрегиональный масштабы, а также расширится перечень магистерских программ;
7) повысится эффективность структур, обеспечивающих повышение квалификации, переподготовку кадров, получение дополнительного профессионального образования.
7. Возможные риски
Можно предположить следующие основные риски, связанные с объективными и субъективными факторами, которые могут существенным образом снизить эффективность проводимых изменений. Среди самых вероятных это:
1) нормативные риски - отсутствие согласования учредителей образовательных учреждений профессионального образования в результате ведомственной разобщенности, при принятии решений о создании университетских комплексов и отраслевых образовательных комплексов. Возможны значительные изменения в Концепции после планируемого принятия проекта федерального закона "Об образовании", а также проекта федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, в которой предусмотрены мероприятия по разработке проекта программы модернизации системы профессионального образования субъекта Российской Федерации, а также финансирование разработки программ в размере 10,3 млн. руб. за счет средств федерального бюджета;
2) социально-психологические риски - вероятность развития ситуации без учета человеческого фактора (социальная напряженность при осуществлении реструктуризации, противодействие населения мерам по реструктуризации, неготовность руководителей и педагогических работников к реализации изменений, сокращение квалифицированных педагогических кадров, снижение социальной защищенности молодежи из малообеспеченных семей, рост преступности подростков в связи с уменьшением доступности начального профессионального и среднего профессионального образования и сокращением учебных мест по рабочим профессиям в структуре вузовской системы);
3) финансово-экономические риски - вероятность уменьшения объемов финансирования по сравнению с планируемыми за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Коми, средств, поступающих из внебюджетных источников;
4) структурные риски - возможность снижения аккредитационных показателей реорганизуемых университетов и перевод их в статус институтов (после принятия проекта федерального закона "Об образовании"), особенно в условиях предполагаемого увеличения порогового значения критериальных показателей.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации Концепции должны быть предусмотрены:
1) проведение мониторинга реализации Концепции, регулярного анализа и при необходимости ежегодной корректировки мероприятий;
2) перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей, внешних факторов;
3) разработка и реализация мероприятий по компенсации негативных для системы профессионального образования Республики Коми последствий наступления вышеперечисленных рисков.
8. Источники финансирования Концепции
Финансирование расходов, связанных с решением задач Концепции, планируется осуществлять за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете и в республиканском бюджете Республики Коми, а также за счет средств из иных источников, не запрещенных законодательством.