АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 марта 2010 г. по делу № А82-19276/2009-29
Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 30 марта 2010 года.
Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи Мухиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания
судьей Мухиной Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
гаражного кооператива "Яковлевское"
к управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля,
третьи лица - территориальная администрация Заволжского района г. Ярославля, департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля
о признании незаконным приказа об отказе в размещении объекта на земельном участке,
при участии:
от заявителя - Фролов В.Н., доверенность от 29.12.2008,
Нуруллина О.М., доверенность от 29.12.2009,
от ответчика - Вдовина Л.Н., доверенность от 29.09.2009,
от третьих лиц - не явились,
установил:
гаражный кооператив "Яковлевское" обратился в арбитражный суд с требованием, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным приказа управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля от 07.10.2009 № 2494 "Об отказе в размещении объекта на земельном участке по адресу: г. Ярославль, ул. Яковлевская, напротив дома № 8 (ул. Яковлевская, напротив дома № 8 и дома № 10) в Заволжском районе".
Заявитель просит суд обязать управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля устранить допущенные нарушения путем оформления прав на земельный участок гаражного кооператива "Яковлевское" в границах согласно ведомости расчета площади объекта "ГК "Яковлевское" (часть участка в городе Ярославле) в порядке, установленном главой 6
постановления мэра г. Ярославля от 23.04.2007 № 1227".
К участию в деле в качестве третьих лиц на основании статьи 51 АПК РФ привлечены территориальная администрация Заволжского района г. Ярославля и департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем в порядке статьи 156 АПК РФ дело рассматривается без участия третьих лиц.
Заявитель оспариваемый отказ считает незаконным (не соответствующим разделу 3
Положения о размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля № 1519 от 15.05.2007, и разделу 6
Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэра от 23.04.2007 № 1227), полагает, что в рассматриваемом случае должно было осуществляться переоформление прав на ранее выделенный под размещение гаражей земельный участок, а не предоставление участка вновь; указывает на необоснованность и неправомерность вывода ответчика и департамента архитектуры о нарушении санитарных и строительных норм и правил при размещении гаражей на истребованном земельном участке.
Ответчик и третьи лица требования заявителя не признают, отказ в размещении гаражей считают правомерным.
УЗР мэрии города Ярославля полагает, что оформление прав на земельный участок по правилам, установленным разделом 6
Положения № 1227, не может быть произведено, поскольку документы, являющиеся основаниями для размещения временного объекта, заявителем не представлены. Указывает на нарушение строительных и санитарных норм при размещении гаражей в зоне жилой застройки.
Департамент архитектуры и развития территорий города указывает на нарушение пункта 6.36 СНиП 2.07.01-89* и пункта 3 таблицы 7.1.1 главы 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, которыми запрещено размещение в зоне жилой застройки гаражей вместимостью свыше 500 машиномест. По расчетам департамента испрашиваемая заявителем площадь земельного участка (19690 кв. м) позволит разместить 729 гаражей с учетом установленных норм исчисления площади земельного участка, предоставляемого под гаражи (из расчета 30 кв. м на один гараж). Позиция департамента изложена в письменном отзыве.
Территориальная администрация Заволжского района г. Ярославля, как указано в письменном отзыве, полностью поддерживает позицию ответчика, оспариваемый акт считает законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
5 сентября 1995 г. Главным управлением архитектуры и градостроительства мэрии г. Ярославля выдан для согласования план границ земельного участка для временной установки металлических гаражей. На плане обозначено место предполагаемого размещения гаражей, согласования отсутствуют.
2 апреля 1996 г. Заволжский районный Совет ВОА обратился в мэрию г. Ярославля с заявлением о предоставлении земельного участка на условиях аренды общей площадью 1 га по адресу: ул. Яковлевская для установки металлических гаражей сроком на 1 год.
Постановлением мэра города Ярославля № 61 от 19.01.1996 Заволжскому районному Совету ВОА предварительно согласована площадка для временного размещения металлических гаражей на земельном участке ориентировочной площадью 1 га по ул. Яковлевской, разрешено проектирование.
На основании указанного постановления 18.04.1996 между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Ярославля и Заволжским районным советом ВОА заключен договор № 2097 аренды земельного участка общей площадью 10000 кв. м в Заволжском районе г. Ярославля для проектирования размещения металлических гаражей. Срок действия договора - 1 год с даты постановления. Приложением к договору является план земельного участка.
На основании постановления мэра г. Ярославля № 120 от 04.02.1997 между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Ярославля и Заволжским районным советом ВОА заключен договор № 2097/1 аренды земельного участка общей площадью 10000 кв. м в Заволжском районе г. Ярославля на период эксплуатации с целью размещения металлических гаражей. Срок действия договора - 10.01.1997 по 20.01.1998.
Постановлением мэра города Ярославля № 668 от 15.04.1998 гаражному кооперативу "Яковлевское" разрешено завершить разработку проектной документации на размещение временных металлических гаражей на земельном участке ориентировочной площадью 1 га по ул. Яковлевской в 4 квартале 1998 г.
На основании указанного постановления 04.06.1998 между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Ярославля и ГК "Яковлевское" заключен договор № 2097/2 аренды земельного участка общей площадью 10000 кв. м в Заволжском районе г. Ярославля для проектирования размещения металлических гаражей. Срок действия договора - с 21.01.1998 по 31.12.1998, по истечении срока договора обязанности сторон прекращаются. Приложением к договору является план земельного участка.
На основании того же постановления 01.03.1999 между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Ярославля и ГК "Яковлевское" заключен договор № 2097/3 аренды земельного участка общей площадью 10000 кв. м в Заволжском районе г. Ярославля для проектирования размещения металлических гаражей. Срок действия договора - с 01.01.1999 по 30.06.1999, по истечении срока договора обязанности сторон прекращаются. Приложением к договору является план земельного участка.
На основании того же постановления 14.02.2000 между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Ярославля и ГК "Яковлевское" заключен договор № 2097/3 аренды земельного участка общей площадью 10000 кв. м в Заволжском районе г. Ярославля для проектирования размещения металлических гаражей. Срок действия договора - с 01.07.1999 по 31.03.2000, по истечении срока договора обязанности сторон прекращаются. Приложением к договору является план земельного участка.
Постановлением мэра города Ярославля № 839 от 01.06.1999 гаражному кооперативу "Яковлевское" разрешено завершить выполнение проекта временных металлических гаражей по ул. Яковлевской до 01.08.1999.
Постановлением мэра города Ярославля № 64 от 18.01.2000 гаражному кооперативу "Яковлевское" разрешено завершить выполнение проекта размещения временных металлических гаражей по ул. Яковлевской до 01.04.2000.
Постановлением мэра города Ярославля № 3111 от 29.12.2000 гаражному кооперативу "Яковлевское" продлены сроки выполнения проекта размещения временных металлических гаражей по ул. Яковлевской на земельном участке ориентировочной площадью 1 га до 01.01.2001.
На момент рассмотрения дела судом проектирование не завершено, проект размещения гаражей суду не представлен.
5 мая 2009 г. председатель гаражного кооператива "Яковлевское" обратился в управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места временного размещения металлических гаражей некапитального типа по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, вдоль ул. Яковлевской, напротив девятиэтажного жилого дома № 8; примерный размер земельного участка 19690 кв. м, размер земельного участка обусловлен фактически занимаемой площадью с учетом красных линий, испрашиваемое право - аренда.
Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля письмами № 3706 от 02.07.2009 и № 6103 от 21.09.2009 отказал в согласовании размещения гаражей на испрашиваемом земельном участке.
Приказом начальника управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля № 2492 от 07.10.2009 заявителю, с учетом позиции департамента архитектуры, отказано в размещении временной постройки, не являющейся объектом капитального строительства - металлических гаражей по адресу: ул. Яковлевская, напротив дома № 8 в Заволжском районе в связи с тем, что согласно генеральному плану города Ярославля, утвержденному решением муниципалитета от 06.04.2006 № 226, запрашиваемый земельный участок расположен на территории жилой застройки; размещение наземных гаражей-стоянок, паркингов, автостоянок вместимостью свыше 500 машиномест на территории жилой застройки противоречит СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 2 и части первой статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью первой статьи 198, частью второй статьи 201 АПК РФ решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц признаются незаконными в том случае, если арбитражный суд установит, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса РФ, согласно которой (в редакции Федерального закона от 13.05.2008) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
В порядке реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и в целях упорядочения процесса благоустройства города постановлением
мэра города Ярославля № 1519 от 15.05.2007 было утверждено Положение о размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства на территории города Ярославля.
Согласно пункту 3.4
настоящего Положения до вступления его в силу основаниями для размещения временных построек, к которым относится и торговый павильон предпринимателя, являлись акты приемки в эксплуатацию временного сооружения или приказ директора департамента архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля о согласовании размещения объекта, оформленные в порядке
, установленном постановлением мэра от 18.08.2006 № 3015 "Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений в городе Ярославле", акты приемки в эксплуатацию временных сооружений, оформленные в порядке, установленном постановлениями мэра от 05.12.2005 № 5639
"Об упорядочении размещения временных сооружений в городе Ярославле", от 23.07.1998 № 1257
"Об упорядочении размещения временных сооружений торговли и сферы услуг в г. Ярославле", правовые акты органов государственной власти или органов городского самоуправления о предоставлении владельцу временного объекта земельного участка для строительства, организации, размещения, установки, эксплуатации временного объекта, принятые в соответствии с компетенцией таких органов в момент издания акта, копии топографических планов М 1:500 с указанием места размещения временного объекта, выданные владельцу временного объекта до 05.08.1998 органом мэрии города Ярославля по вопросам архитектуры и согласованные с органом мэрии города Ярославля по вопросам земельных отношений и иными органами и организациями.
В силу пункта 3.3
Положения о размещении временных построек владельцы временных построек, размещенных на территории города до вступления в силу данного Положения, в соответствии с порядком, действовавшим в период размещения объекта, оформляют земельные отношения для эксплуатации временных построек в порядке, установленном разделом 6
Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэра от 23.04.2007 № 1227, обратившись в управление земельных ресурсов и представив документы, являвшиеся основанием для размещения временного объекта.
Как установлено судом, ни одним из перечисленных в Положении
документов, подтверждающих законность размещения временных сооружений, ГК "Яковлевское" не располагает, в связи с чем суд не усматривает оснований для оформления (переоформления) прав на земельный участок, испрашиваемый заявителем, в порядке раздела 6
Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля (постановление № 1227 от 23.04.2007). Рассмотрение заявления ГК "Яковлевское" о предоставлении земельного участка в процедуре, установленной разделом 5
Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля (постановление № 1227 от 23.04.2007), суд считает правомерным, тем более, что площадь испрашиваемого земельного участка в два раза превосходит площадь ранее предоставляемого в аренду земельного участка для проектирования гаражей.
Суду представляется обоснованным вывод ответчика и третьего лица о том, что заявленная площадь земельного участка позволяет разместить в зоне жилой застройки 656 гаражей, что нарушает установленные санитарные нормы.
Испрашиваемый земельный участок располагается согласно основному чертежу и схеме функционального зонирования в составе Генерального плана
города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 06.04.2006 № 226, в жилой территориальной зоне.
Согласно пункту 6.36 СНиП 2.07.01.-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" нормативный размер земельного участка для одноэтажных гаражей и стоянок установлен 30 кв. м на одно машиноместо. В соответствии с пунктом 3 раздела 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74, наземные гаражи-стоянки, паркинги, автостоянки вместимостью свыше 500 машиномест следует размещать на территории промышленных и коммунально-складских зон.
Таким образом, вместимость испрашиваемого земельного участка составляет 656 гаражей и их размещение в жилой зоне нарушает указанные санитарные нормы.
Принимая во внимание изложенное, суд считает приказ управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля от 07.10.2009 № 2494 "Об отказе в размещении объекта на земельном участке по адресу: г. Ярославль, ул. Яковлевская, напротив дома № 8 (ул. Яковлевская, напротив дома № 8 и дома № 10) в Заволжском районе" законным и обоснованным, а требования заявителя - не подлежащими удовлетворению.
Судом не принимаются доводы заявителя о том, что указанные нормы исчисления размера земельных участков для гаражей не включают в себя проходы и проезды. Пунктом 6.36 СНиП установлен порядок исчисления размера земельных участков для размещения одноэтажных, двухэтажных, трехэтажных (и так далее) гаражей и наземных автостоянок, определение размера которых невозможно без учета площади, отводимой для проходов и проездов.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
отказать в удовлетворении требований заявителя.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) в месячный срок.
Судья
Е.В.МУХИНА