Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ярославская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 марта 2010 г. по делу № А82-19276/2009-29

Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 30 марта 2010 года.
Арбитражный суд Ярославской области
в составе судьи Мухиной Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания
судьей Мухиной Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
гаражного кооператива "Яковлевское"
к управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля,
третьи лица - территориальная администрация Заволжского района г. Ярославля, департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля
о признании незаконным приказа об отказе в размещении объекта на земельном участке,
при участии:
от заявителя - Фролов В.Н., доверенность от 29.12.2008,
Нуруллина О.М., доверенность от 29.12.2009,
от ответчика - Вдовина Л.Н., доверенность от 29.09.2009,
от третьих лиц - не явились,

установил:

гаражный кооператив "Яковлевское" обратился в арбитражный суд с требованием, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным приказа управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля от 07.10.2009 № 2494 "Об отказе в размещении объекта на земельном участке по адресу: г. Ярославль, ул. Яковлевская, напротив дома № 8 (ул. Яковлевская, напротив дома № 8 и дома № 10) в Заволжском районе".
Заявитель просит суд обязать управление земельных ресурсов мэрии города Ярославля устранить допущенные нарушения путем оформления прав на земельный участок гаражного кооператива "Яковлевское" в границах согласно ведомости расчета площади объекта "ГК "Яковлевское" (часть участка в городе Ярославле) в порядке, установленном главой 6 постановления мэра г. Ярославля от 23.04.2007 № 1227".
К участию в деле в качестве третьих лиц на основании статьи 51 АПК РФ привлечены территориальная администрация Заволжского района г. Ярославля и департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля.
Третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем в порядке статьи 156 АПК РФ дело рассматривается без участия третьих лиц.
Заявитель оспариваемый отказ считает незаконным (не соответствующим разделу 3 Положения о размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэра г. Ярославля № 1519 от 15.05.2007, и разделу 6 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэра от 23.04.2007 № 1227), полагает, что в рассматриваемом случае должно было осуществляться переоформление прав на ранее выделенный под размещение гаражей земельный участок, а не предоставление участка вновь; указывает на необоснованность и неправомерность вывода ответчика и департамента архитектуры о нарушении санитарных и строительных норм и правил при размещении гаражей на истребованном земельном участке.
Ответчик и третьи лица требования заявителя не признают, отказ в размещении гаражей считают правомерным.
УЗР мэрии города Ярославля полагает, что оформление прав на земельный участок по правилам, установленным разделом 6 Положения № 1227, не может быть произведено, поскольку документы, являющиеся основаниями для размещения временного объекта, заявителем не представлены. Указывает на нарушение строительных и санитарных норм при размещении гаражей в зоне жилой застройки.
Департамент архитектуры и развития территорий города указывает на нарушение пункта 6.36 СНиП 2.07.01-89* и пункта 3 таблицы 7.1.1 главы 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, которыми запрещено размещение в зоне жилой застройки гаражей вместимостью свыше 500 машиномест. По расчетам департамента испрашиваемая заявителем площадь земельного участка (19690 кв. м) позволит разместить 729 гаражей с учетом установленных норм исчисления площади земельного участка, предоставляемого под гаражи (из расчета 30 кв. м на один гараж). Позиция департамента изложена в письменном отзыве.
Территориальная администрация Заволжского района г. Ярославля, как указано в письменном отзыве, полностью поддерживает позицию ответчика, оспариваемый акт считает законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы сторон, суд установил следующее.
5 сентября 1995 г. Главным управлением архитектуры и градостроительства мэрии г. Ярославля выдан для согласования план границ земельного участка для временной установки металлических гаражей. На плане обозначено место предполагаемого размещения гаражей, согласования отсутствуют.
2 апреля 1996 г. Заволжский районный Совет ВОА обратился в мэрию г. Ярославля с заявлением о предоставлении земельного участка на условиях аренды общей площадью 1 га по адресу: ул. Яковлевская для установки металлических гаражей сроком на 1 год.
Постановлением мэра города Ярославля № 61 от 19.01.1996 Заволжскому районному Совету ВОА предварительно согласована площадка для временного размещения металлических гаражей на земельном участке ориентировочной площадью 1 га по ул. Яковлевской, разрешено проектирование.
На основании указанного постановления 18.04.1996 между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Ярославля и Заволжским районным советом ВОА заключен договор № 2097 аренды земельного участка общей площадью 10000 кв. м в Заволжском районе г. Ярославля для проектирования размещения металлических гаражей. Срок действия договора - 1 год с даты постановления. Приложением к договору является план земельного участка.
На основании постановления мэра г. Ярославля № 120 от 04.02.1997 между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Ярославля и Заволжским районным советом ВОА заключен договор № 2097/1 аренды земельного участка общей площадью 10000 кв. м в Заволжском районе г. Ярославля на период эксплуатации с целью размещения металлических гаражей. Срок действия договора - 10.01.1997 по 20.01.1998.
Постановлением мэра города Ярославля № 668 от 15.04.1998 гаражному кооперативу "Яковлевское" разрешено завершить разработку проектной документации на размещение временных металлических гаражей на земельном участке ориентировочной площадью 1 га по ул. Яковлевской в 4 квартале 1998 г.
На основании указанного постановления 04.06.1998 между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Ярославля и ГК "Яковлевское" заключен договор № 2097/2 аренды земельного участка общей площадью 10000 кв. м в Заволжском районе г. Ярославля для проектирования размещения металлических гаражей. Срок действия договора - с 21.01.1998 по 31.12.1998, по истечении срока договора обязанности сторон прекращаются. Приложением к договору является план земельного участка.
На основании того же постановления 01.03.1999 между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Ярославля и ГК "Яковлевское" заключен договор № 2097/3 аренды земельного участка общей площадью 10000 кв. м в Заволжском районе г. Ярославля для проектирования размещения металлических гаражей. Срок действия договора - с 01.01.1999 по 30.06.1999, по истечении срока договора обязанности сторон прекращаются. Приложением к договору является план земельного участка.
На основании того же постановления 14.02.2000 между комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Ярославля и ГК "Яковлевское" заключен договор № 2097/3 аренды земельного участка общей площадью 10000 кв. м в Заволжском районе г. Ярославля для проектирования размещения металлических гаражей. Срок действия договора - с 01.07.1999 по 31.03.2000, по истечении срока договора обязанности сторон прекращаются. Приложением к договору является план земельного участка.
Постановлением мэра города Ярославля № 839 от 01.06.1999 гаражному кооперативу "Яковлевское" разрешено завершить выполнение проекта временных металлических гаражей по ул. Яковлевской до 01.08.1999.
Постановлением мэра города Ярославля № 64 от 18.01.2000 гаражному кооперативу "Яковлевское" разрешено завершить выполнение проекта размещения временных металлических гаражей по ул. Яковлевской до 01.04.2000.
Постановлением мэра города Ярославля № 3111 от 29.12.2000 гаражному кооперативу "Яковлевское" продлены сроки выполнения проекта размещения временных металлических гаражей по ул. Яковлевской на земельном участке ориентировочной площадью 1 га до 01.01.2001.
На момент рассмотрения дела судом проектирование не завершено, проект размещения гаражей суду не представлен.
5 мая 2009 г. председатель гаражного кооператива "Яковлевское" обратился в управление земельных ресурсов мэрии г. Ярославля с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места временного размещения металлических гаражей некапитального типа по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, вдоль ул. Яковлевской, напротив девятиэтажного жилого дома № 8; примерный размер земельного участка 19690 кв. м, размер земельного участка обусловлен фактически занимаемой площадью с учетом красных линий, испрашиваемое право - аренда.
Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии г. Ярославля письмами № 3706 от 02.07.2009 и № 6103 от 21.09.2009 отказал в согласовании размещения гаражей на испрашиваемом земельном участке.
Приказом начальника управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля № 2492 от 07.10.2009 заявителю, с учетом позиции департамента архитектуры, отказано в размещении временной постройки, не являющейся объектом капитального строительства - металлических гаражей по адресу: ул. Яковлевская, напротив дома № 8 в Заволжском районе в связи с тем, что согласно генеральному плану города Ярославля, утвержденному решением муниципалитета от 06.04.2006 № 226, запрашиваемый земельный участок расположен на территории жилой застройки; размещение наземных гаражей-стоянок, паркингов, автостоянок вместимостью свыше 500 машиномест на территории жилой застройки противоречит СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 2 и части первой статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью первой статьи 198, частью второй статьи 201 АПК РФ решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц признаются незаконными в том случае, если арбитражный суд установит, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, установлен статьей 34 Земельного кодекса РФ, согласно которой (в редакции Федерального закона от 13.05.2008) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
В порядке реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и в целях упорядочения процесса благоустройства города постановлением мэра города Ярославля № 1519 от 15.05.2007 было утверждено Положение о размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства на территории города Ярославля.
Согласно пункту 3.4 настоящего Положения до вступления его в силу основаниями для размещения временных построек, к которым относится и торговый павильон предпринимателя, являлись акты приемки в эксплуатацию временного сооружения или приказ директора департамента архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля о согласовании размещения объекта, оформленные в порядке, установленном постановлением мэра от 18.08.2006 № 3015 "Об утверждении Положения о порядке размещения временных сооружений в городе Ярославле", акты приемки в эксплуатацию временных сооружений, оформленные в порядке, установленном постановлениями мэра от 05.12.2005 № 5639 "Об упорядочении размещения временных сооружений в городе Ярославле", от 23.07.1998 № 1257 "Об упорядочении размещения временных сооружений торговли и сферы услуг в г. Ярославле", правовые акты органов государственной власти или органов городского самоуправления о предоставлении владельцу временного объекта земельного участка для строительства, организации, размещения, установки, эксплуатации временного объекта, принятые в соответствии с компетенцией таких органов в момент издания акта, копии топографических планов М 1:500 с указанием места размещения временного объекта, выданные владельцу временного объекта до 05.08.1998 органом мэрии города Ярославля по вопросам архитектуры и согласованные с органом мэрии города Ярославля по вопросам земельных отношений и иными органами и организациями.
В силу пункта 3.3 Положения о размещении временных построек владельцы временных построек, размещенных на территории города до вступления в силу данного Положения, в соответствии с порядком, действовавшим в период размещения объекта, оформляют земельные отношения для эксплуатации временных построек в порядке, установленном разделом 6 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного постановлением мэра от 23.04.2007 № 1227, обратившись в управление земельных ресурсов и представив документы, являвшиеся основанием для размещения временного объекта.
Как установлено судом, ни одним из перечисленных в Положении документов, подтверждающих законность размещения временных сооружений, ГК "Яковлевское" не располагает, в связи с чем суд не усматривает оснований для оформления (переоформления) прав на земельный участок, испрашиваемый заявителем, в порядке раздела 6 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля (постановление № 1227 от 23.04.2007). Рассмотрение заявления ГК "Яковлевское" о предоставлении земельного участка в процедуре, установленной разделом 5 Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля (постановление № 1227 от 23.04.2007), суд считает правомерным, тем более, что площадь испрашиваемого земельного участка в два раза превосходит площадь ранее предоставляемого в аренду земельного участка для проектирования гаражей.
Суду представляется обоснованным вывод ответчика и третьего лица о том, что заявленная площадь земельного участка позволяет разместить в зоне жилой застройки 656 гаражей, что нарушает установленные санитарные нормы.
Испрашиваемый земельный участок располагается согласно основному чертежу и схеме функционального зонирования в составе Генерального плана города Ярославля, утвержденного решением муниципалитета города Ярославля от 06.04.2006 № 226, в жилой территориальной зоне.
Согласно пункту 6.36 СНиП 2.07.01.-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" нормативный размер земельного участка для одноэтажных гаражей и стоянок установлен 30 кв. м на одно машиноместо. В соответствии с пунктом 3 раздела 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74, наземные гаражи-стоянки, паркинги, автостоянки вместимостью свыше 500 машиномест следует размещать на территории промышленных и коммунально-складских зон.
Таким образом, вместимость испрашиваемого земельного участка составляет 656 гаражей и их размещение в жилой зоне нарушает указанные санитарные нормы.
Принимая во внимание изложенное, суд считает приказ управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля от 07.10.2009 № 2494 "Об отказе в размещении объекта на земельном участке по адресу: г. Ярославль, ул. Яковлевская, напротив дома № 8 (ул. Яковлевская, напротив дома № 8 и дома № 10) в Заволжском районе" законным и обоснованным, а требования заявителя - не подлежащими удовлетворению.
Судом не принимаются доводы заявителя о том, что указанные нормы исчисления размера земельных участков для гаражей не включают в себя проходы и проезды. Пунктом 6.36 СНиП установлен порядок исчисления размера земельных участков для размещения одноэтажных, двухэтажных, трехэтажных (и так далее) гаражей и наземных автостоянок, определение размера которых невозможно без учета площади, отводимой для проходов и проездов.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

отказать в удовлетворении требований заявителя.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) в месячный срок.

Судья
Е.В.МУХИНА




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 08.07.2010 по делу № А82-19276/2009-29 данное решение оставлено без изменения.

Решение Арбитражного суда ЯО от 30.03.2010 по делу № А82-19276/2009-29
<Приказ органа местного самоуправления об отказе в размещении гаражей на земельном участке признан законным и обоснованным, поскольку размещение указанных объектов в жилой зоне нарушает действующие санитарные нормы>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru