Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Костромская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 сентября 2009 г. по делу № А31-2709/2009

Резолютивная часть решения объявлена 01.09.2009.
Решение в полном объеме изготовлено 01.09.2009.
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Козлова Сергея Венедиктовича при ведении протокола судебного заседания судьей,
при участии в заседании:
от истца: Гнатовский И.В. - начальник юридического отдела по доверенности № 11-04-7/14 от 11.01.2009,
от ответчика: Орлова И.Ю. - начальник юридического отдела по доверенности от 04.06.2009,
от третьего лица: Вохмина М.В. - начальник юридического отдела по доверенности от 03.04.2009,
рассмотрел в открытом судебном заседании исковое заявление открытого акционерного общества "Костромаоблгаз" к Костромской области в лице Департамента финансов, третье лицо - Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области о взыскании 7 064 000 рублей и

установил:

открытое акционерное общество "Костромаоблгаз" (далее - истец, Общество, ОАО "Костромаоблгаз") обратилось в арбитражный суд с иском к Костромской области в лице Департамента финансов Костромской области (далее - ответчик, Департамент) о взыскании 7 064 000 рублей, составляющих сумму недополученных доходов от реализации сжиженного газа населению Костромской области за 4 квартал 2008 года.
Определением суда от 05.05.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области, который представил отзыв на иск, в котором указал, что размер субсидии на возмещение недополученных доходов истцу за 4 квартал 2008 года составил 6 894 720 рублей (л.д. 14).
Ответчик иск не признал по доводам, изложенным в отзыве (л.д. 36-38).
В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные требования, уменьшив их размер до 6 894 720 рублей (без НДС) (л.д. 32-34).
Суд в порядке статьи 149 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает уточненные исковые требования.
Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
Общество как специализированное предприятие в 2008 году осуществляло поставку сжиженного газа на коммунально-бытовые нужды населению Костромской области по государственным регулируемым ценам, установленным постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса от 06.12.2007 № 07/153.
Ненадлежащее финансирование из бюджета расходов, связанных с применением регулируемых цен на газ, понесенных обществом в 4 квартале 2008 года послужило основанием обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон и третьего лица, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
По общему правилу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, произведенные лицом, право которого нарушено, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для наступления деликтной ответственности необходима совокупность следующих условий: факт наступления вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между его поведением и наступившими последствиями, вина причинителя вреда.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец обязан доказать совокупность перечисленных условий.
В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации поручено определить и утвердить перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 данного Указа Правительство Российской Федерации устанавливает порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги; осуществляет координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по государственному регулированию цен (тарифов), предусмотренному этим Указом.
Пунктом 3 Указа органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусматривать в необходимых случаях выделение из соответствующих бюджетов дотаций в целях государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию, товары и услуги по номенклатуре, относящейся к их ведению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", принятого во исполнение приведенного Указа Президента Российской Федерации, утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют исполнительные органы власти субъектов федерации. В этот Перечень (в редакции, действовавшей в спорный период) включен и газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд.
Постановлением губернатора Костромской области от 07.08.2007 № 347 полномочия по государственному регулированию розничных цен на природный газ возложены на Департамент топливно-энергетического комплекса, который является исполнительным органом государственной власти Костромской области.
Постановлением Департамента топливно-энергетического комплекса от 06.12.2007 № 07/153 утверждены розничные цены на сжиженный газ, реализуемый ОАО "Костромаоблгаз" населению Костромской области для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств).

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Костроммской области "Об областном бюджете на 2008 год" имеет номер 233-4-ЗКО.

Статьей 17.1 Закона Костромской области от 03.12.2007 № 233-3-4 ЗКО "Об областном бюджете на 2008 год" (далее - Закон о бюджете) установлено, что средства на возмещение недополученных доходов газоснабжающими организациями в связи с оказанием услуг по реализации сжиженного газа населению Костромской области по регулируемым ценам из областного бюджета предоставляются в виде субсидий в порядке, утверждаемом администрацией Костромской области, в случаях осуществления расходов на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги газоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.
Постановлением администрации Костромской области от 21.07.2008 № 231-а утвержден Порядок предоставления из областного бюджета в 2008 году субсидий на возмещение недополученных доходов газоснабжающими организациями Костромской области по регулируемым ценам (далее - Порядок предоставления субсидий, Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка организации, снабжающие население Костромской области сжиженным газом по регулируемым ценам, в срок до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области данные статистической и бухгалтерской отчетности, подтверждающие реализацию сжиженного газа населению области за соответствующий период.
Департамент топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области в течение десяти рабочих дней со дня представления газоснабжающими организациями документов, подтверждающих реализацию сжиженного газа населению области по регулируемым ценам, направляет в департамент финансов Костромской области документально подтвержденный расчет размера субсидий (пункт 5).
Департамент финансов Костромской области на основании данных, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и в соответствии с Законом Костромской области "Об областном бюджете на 2008 год" перечисляет из областного бюджета субсидии департаменту топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области на возмещение недополученных доходов газоснабжающим организациям от реализации сжиженного газа населению Костромской области по регулируемым ценам в пределах средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели (пункт 6).
Судом установлено, что в связи с реализацией населению Костромской области сжиженного газа по регулируемым ценам в 4 квартале 2008 года у истца возникла разница между суммой понесенных им расходов и суммой полученных доходов, которая, по расчетам истца, составила 6 894 720 рублей.
11.12.2008 третье лицо направило в Департамент финансов Костромской области платежное поручение № 751 на сумму 6 894 720 рублей на возмещение недополученных доходов ОАО "Костромаоблгаз".
31.12.2008 Департамент финансов Костромской области возвратил названное платежное поручение в связи с завершением финансового года (л.д. 16).
Из материалов дела следует, что сумма недополученных доходов Общества от реализации сжиженного газа в 4 квартале 2008 года составила 6 894 720 рублей (без НДС), что подтверждается расчетами необходимого размера субсидий ОАО "Костромаоблгаз" по результатам работы за 4 квартал 2008 года, составленными специалистами Департамента топливно-энергетического комплекса. Указанная сумма является для ОАО "Костромаоблгаз" убытком.
Судом установлено, что компенсация затрат истца не осуществлена из-за недостаточного финансирования из областного бюджета.
При указанных обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.
Убытки истцу причинены действиями органов исполнительной власти Костромской области, установивших цену сжиженного газа для населения ниже экономически обоснованной.
В силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за неисполнение государственных полномочий только в пределах средств, выделенных из областного бюджета. По настоящему делу судом установлено недофинансирование со стороны Департамента финансов (пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23). В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Департамент финансов не представил суду доказательств выделения Департаменту топливно-энергетического комплекса финансовых средств на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги газоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек. Кроме того, согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа. В данном случае - Костромская область в лице Департамента финансов.
Арбитражный суд отклоняет возражения ответчика о недоказанности размера заявленных к взысканию убытков.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Размер заявленных к взысканию убытков обоснован расчетами Департамента топливно-энергетического комплекса.
Оценка требований и возражений сторон осуществляется с учетом положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания исходя из принципа состязательности, согласно которому риск наступления последствий несовершения соответствующих процессуальных действий несут лица, участвующие в деле (часть 2 статьи 9 Кодекса).
Департамент финансов какие-либо доказательства, опровергающие сведения истца, не представил; контррасчет размера убытков в материалах дела отсутствует.
При указанных обстоятельствах требования истца подлежат удовлетворению.
Уплаченная по делу государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика, так как в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент финансов освобожден от уплаты государственной пошлины, а не от расходов по ее возмещению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 168-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд

решил:

взыскать с Костромской области в лице Департамента финансов Костромской области за счет средств казны Костромской области в пользу открытого акционерного общества "Костромаоблгаз" 6 894 720 рублей убытков и 45 973 рубля 60 копеек расходов по уплате государственной пошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.
Выдать открытому акционерному обществу "Костромаоблгаз" справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в размере 846 рублей 40 копеек, уплаченной платежным поручением № 1707 от 29.04.2009.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месячного срока со дня его принятия или в арбитражный суд кассационной инстанции через Арбитражный суд Костромской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья
С.В.КОЗЛОВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Костромской области от 01.09.2009 по делу № А31-2709/2009
Исковое требование о взыскании убытков в виде недополученных истцом доходов удовлетворено правомерно, так как факт реализации населению сжиженного газа и размер спорных убытков подтверждены материалами дела.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru