ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ
ДОКЛАД
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ В 2009 ГОДУ
ВВЕДЕНИЕ
Доклад "Защита прав потребителей в Республике Коми в 2009 году" подготовлен Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в соответствии с планом мероприятий по реализации Соглашения о взаимодействии Правительства Республики Коми и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми.
Доклад разработан на основе материалов по реализации потребительской политики в Республике Коми, представленных органами исполнительной власти Республики Коми, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления.
В докладе отражены вопросы обеспечения прав и интересов потребителей, развития потребительского законодательства, укрепления региональной системы защиты прав потребителей.
Структура и отдельные разделы доклада изложены в последовательности, позволяющей ориентироваться в представленных материалах, отражающих практику работы органов исполнительной и муниципальной власти.
В докладе приводятся наиболее типичные примеры из практики применения законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении правоотношений в проблемных секторах потребительского рынка с участием граждан: розничной торговле, жилищно-коммунальном хозяйстве, на рынке оказания туристских и медицинских услуг.
Анализ потребительского рынка показывает, что ситуация по соблюдению прав потребителей в некоторых сферах остается не вполне благополучной. Особенно это касается соблюдения прав потребителей при продаже товаров, оказании жилищно-коммунальных услуг, услуг потребительского кредитования.
Определить наиболее неблагоприятные сферы деятельности на потребительском рынке с наиболее высоким процентом нарушений прав потребителей позволяет работа с письменными и устными обращениями граждан.
Основную долю обращений граждан, поступающих в Управление Роспотребнадзора по Республике Коми, составляют обращения, связанные с продажей товаров. Характер обращений в основном связан с последствиями продажи товаров ненадлежащего качества, отсутствием информации о происхождении товара, навязыванием продавцами дополнительных обязательств.
Наиболее частыми причинами обращений граждан с просьбой о защите их потребительских прав является нежелание (в отдельных случаях незнание законодательства о защите прав потребителей) продавцов в добровольном порядке удовлетворить законные требования потребителей. Имеют место случаи откровенного обмана потребителей (обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств товара).
Значительную долю обращений жителей республики занимают жалобы, связанные с оказанием жилищно-коммунальных услуг. Это - ненадлежащее оказание услуг по содержанию и текущему ремонту, по вывозу бытовых отходов, недоведение информации об услугах и исполнителе услуг и т.д.
Проблемы в данном сегменте потребительского рынка обусловлены недостаточно эффективной системой управления, высокой степенью износа жилищного фонда. В течение 2009 года в республике продолжалось реформирование жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которого происходило заключение договоров на управление муниципальным жилищным фондом между управляющими компаниями и администрациями органов местного самоуправления и гражданами, а также создание новых управляющих организаций. В 2009 году (в сравнении с 2008 годом) произошло увеличение количества обращений граждан на нарушение потребительских прав, связанных с некачественным оказанием жилищно-коммунальных услуг.
В связи с развитием финансового кризиса, особое внимание сосредоточено на сфере потребительского кредитования, вопросам организации мероприятий по контролю за деятельностью кредитных организаций, рассмотрению и принятию мер по обращениям граждан.
Названные обстоятельства во многом определили приоритетные направления деятельности Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в области защиты прав потребителей и потребовали усиления государственного контроля в вышеназванных сегментах потребительского рынка.
Раздел 1. ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РОСПОТРЕБНАДЗОРА
ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ
В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
1.1. Организация и осуществление государственного надзора
за исполнением требований законодательства в сфере защиты
прав потребителей и на потребительском рынке
В 2009 году специалистами Управления проводился комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности по контролю и надзору в первую очередь в наиболее проблемных с точки зрения достигнутого уровня защиты прав потребителей в сферах потребительского рынка.
Из 2188 проведенных в 2009 году проверок 925 - мероприятия в сфере защиты прав потребителей (в 2008 г. - 1176), из них 589 плановых (63,6%), 336 внеплановых (36,4%).
Кроме того, Управлением продолжена практика рассмотрения обращений потребителей без проведения внеплановых мероприятий по контролю, путем направления хозяйствующим субъектам письменных запросов с требованием, в соответствии со ст. 41 Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.92 № 2300-1 о предоставлении необходимой информации, материалов, объяснений, и при наличии оснований - возбуждение административных расследований.
Сведения о проведенных проверках в 2009 году в сравнительном анализе с 2008 годом представлены в таблице 1
.
Таблица 1
Структура контрольно-надзорных мероприятий,
проведенных в 2009 году
┌─────────────────────────────┬─────────────────────┬─────────────────────┐
│ Виды экономической │ Проведено проверок │ Проведено проверок │
│ деятельности │ в 2008 г. │ в 2009 г. │
│ ├──────────┬──────────┼──────────┬──────────┤
- отсутствие предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов по рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники;
- использование в рекламе оскорбительных сравнений и выражений, в том числе в отношении объектов культурного наследия;
- размещение рекламы алкогольной продукции в местах, запрещенных рекламным законодательством.
Коми УФАС России в 2009 году рассмотрено 50 дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 14.3 КоАП РФ, по 38 из которых - вынесены постановления о назначении административного штрафа.
В 2009 г. по сравнению с 2008 г. отмечен рост количества выявленных нарушений рекламного законодательства порядка 70,0%. Среди наиболее вероятных причин роста выявленных нарушений законодательства о рекламе можно отметить увеличение количества поступивших в антимонопольный орган заявлений о фактах нарушений рекламного законодательства, увеличение на территории Республики Коми рекламных изданий, наружных реклам, размещенных с нарушением рекламного законодательства.
2.3.8. Управление Федеральной службы по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития по Республике Коми
Основные полномочия Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Коми - надзор в сфере здравоохранения, в сфере социального развития, за фармацевтической деятельностью, а также лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в список II и список III и пр.
В 2009 году в Управление Росздравнадзора по Республике Коми поступило 89 обращений, в т.ч. 40,5% от граждан. Причины обращений связаны с качеством медицинской помощи (34,8%), льготным лекарственным обеспечением (21,4%), оказанием платных медицинских услуг.
Структура обращений граждан по вопросам качества медицинской помощи (31 обращение): жалобы на качество медицинской помощи взрослым - 22, жалобы на качество лечения детей - 3, требование платы за лечение в государственном учреждении - 1, качество зубопротезирования - 1, жалобы в связи со смертью взрослых - 3, детей - 1.
В ходе рассмотрения обращений проводились проверки фактов, изложенных в заявлениях, в 36,0% случаев, факты подтвердились. По результатам проведенных проверок были приняты следующие меры: составлено 2 предписания, в 17 случаях материалы были переданы в прокуратуру, в 9 случаях направлены письма в территориальные органы управления здравоохранения.
2.3.9. Управление государственного автодорожного надзора
по Республике Коми
Транспорт общего пользования обеспечивает основную часть поездок населения, является важной составной частью республиканской инфраструктуры. Его устойчивость и эффективность работы в значительной степени влияет на социальную обстановку в городах и районах республики. Деятельность Управления государственного автодорожного надзора по Республике Коми направлена на совершенствование транспортного обслуживания населения и повышения безопасности на маршрутах.
Перевозку пассажиров автомобильным транспортом (для перевозок более 8 человек) на основании специальных разрешений (лицензий) в Республике Коми осуществляют 497 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В 2009 году сотрудниками Управления проведено 818 проверок хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии и предоставляющих услугу по перевозке пассажиров, в том числе предлицензионных - 129, плановых - 289, внеплановых - 384. Из общего количества внеплановых проверок проведено 20 проверок по фактам совершения ДТП по вине водителей лицензируемого транспорта, 95 проверок по сообщениям ГИБДД о нарушениях водителями автобусов правил дорожного движения.
В ходе проверок выявлено 1741 нарушение требований условий лицензирования и транспортного законодательств Российской Федерации. По фактам нарушений в отношении руководителей автотранспортных предприятий и индивидуальных предпринимателей составлено 191 дело об административном правонарушении, выдано 352 предписания об устранении выявленных нарушений. По результатам рассмотрения 160 дел судебными органами приняты решения о наложении штрафов на сумму 864,5 тыс. руб.
Характерными нарушениями лицензионных требований и условий хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщениях, явились:
- использование на должностях, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения, неаттестованных специалистов;
- непроведение послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов;
- отсутствие контроля технического состояния автобусов перед выездом на маршрут;
- непроведение занятий с водителями по повышению их профессионального мастерства;
- допуск водителей к осуществлению перевозок пассажиров без проведения стажировки;
- несоблюдение перевозчиками установленных расписаний движения автобусов.
В 2009 году в адрес Управления поступило 21 обращение граждан о нарушениях, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. По указанным фактам нарушений проведена 21 проверка, по результатам которой составлено 11 дел об административном правонарушении, выдано 12 предписаний об устранении выявленных нарушений, 3 материала направлены в органы прокуратуры для принятия мер.
2.3.10. Отдел государственного контроля и надзора
в Республике Коми Северо-Западного Межрегионального
территориального Управления Ростехрегулирования
В 2009 году отделом проведено 197 проверок, из них 115 проверок по метрологическому надзору и лицензионному контролю, 82 проверки за соблюдением обязательных требований к продукции. Результаты проведенных мероприятий:
- Государственный метрологический надзор и лицензионный надзор
Выявлены нарушения у 68 хозяйствующих субъектов (в 59,0% от проведенных проверок), составлено 54 протокола об административных правонарушениях и вынесено 60 постановлений о привлечении к административной ответственности по ч. 3 статьи 19.19 КоАП РФ в виде штрафа на сумму 102,0 тыс. руб.;
- Государственный контроль за соблюдением обязательных требований к продукции
Выявлены нарушения у 59 хозяйствующих субъектов (в 72,0% от проведенных проверок), составлен 21 протокол об административном правонарушении, материалы направлены на рассмотрение в судебные органы. 18 юридических и должностных лиц привлечены к административной ответственности по ч. 1 статьи 19.19 КоАП РФ в виде штрафа на сумму 136,0 тыс. руб. с конфискацией продукции;
Обращения граждан в 2009 году в отдел не поступали.
2.3.11. Управление Федеральной службы по ветеринарному
и фитосанитарному надзору по Республике Коми
По результатам контрольно-надзорной деятельности Управлением Россельхознадзора по Республике Коми в 2009 году проведено 1022 проверки (из 1864 запланированных), 500 внеплановых проверок, выявлено 943 нарушения. 835 нарушителей по результатам рассмотрения административных дел привлечены к административной ответственности. Наложен штраф на общую сумму 1 147 900 руб., взыскано при этом 1 018 300 руб. (89%).
В ходе проведенных мероприятий досмотрено 87 173,7 т продукции, подконтрольной госветнадзору, из них задержано 93,6 т.
В связи с угрозой возникновения и распространения африканской чумы свиней отделом ветнадзора в 2009 году проведены проверки соблюдения режима закрытого типа 52 свиноводческих предприятия. С целью предупреждения заноса и распространения гриппа птиц в 2009 году внепланово проверялись по исполнению выданных предписаний 3 действующие республиканские птицефабрики.
За 2009 год сотрудниками Управления согласно поступившим заявкам грузоотправителей на отгрузку лесопродукции из подкарантинной зоны, установленной по карантинным вредителям леса, оформлено и выдано: 6851 фитосанитарных сертификатов на объем 475101,46 куб.м лесопродукции отгрузки на экспорт, 9009 карантинных сертификатов на объем 486774,86 куб.м лесопродукции по территории Российской Федерации. Основные направления отгрузки экспортной древесины - Азербайджан, Сирия, Италия, Египет, Венгрия, Польша. Объем сертифицированной при вывозе подкарантинной продукции составил 961876,32 куб.м лесоматериалов.
По состоянию на 01.01.2010 в республике приказами Управления установлены карантинные фитосанитарные зоны и карантинные фитосанитарные режимы в связи с обнаружением 6 видов карантинных вредных организмов: золотистая картофельная нематода, амброзия полыннолистная, черный сосновый усач, малый черный еловый усач, большой черный еловый усач, большой еловый лубоед.
В ходе проверок в 2009 году досмотрено 7076 партий семян сельскохозяйственных растений, приостановлена реализация 1348 партий семян сельскохозяйственных растений. Проконтролировано 104,1 тонна пестицидов и агрохимикатов, выведено из торгового оборота 35 партий в общем объеме 0,69 т.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оценивая результаты работы в сфере защиты прав потребителей, необходимо отметить, что в Республике Коми имеются все предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования мер по защите законных прав и интересов потребителей.
Продолжается работа по укреплению механизма взаимодействия с органами исполнительной власти Республики Коми, другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями потребителей в решении проблем, связанных с созданием условий для обеспечения и защиты прав потребителей.
В настоящее время в целях достижения поставленных государством задач в области защиты прав потребителей реализуются все доступные гражданско-правовые формы защиты их прав, включая консультирование граждан по вопросам защиты их прав как потребителей.
В этой связи все большую значимость в совместной работе по реализации государственной потребительской политики приобретает организация системы правового образования потребителей и предпринимателей, усиление превентивных мер в области защиты прав потребителей. Цель создания такой системы - формирование у населения устойчивых навыков грамотного поведения на потребительском рынке, привитие потребительской культуры, возможность реализации самозащиты права.
При этом должна быть обеспечена доступность информации для потребителей независимо от места их нахождения и социально-экономического положения. Особое внимание должно быть уделено просвещению потребителей социально незащищенных, малообеспеченных, проживающих в отдаленных районах и в сельской местности, более активному применению публичных мер превентивного характера, направленных на повышение уровня потребительской грамотности населения.
Дополнительным импульсом в деле совершенствования всей ныне существующей системы информирования и консультирования граждан должен стать проект "Развитие финансового образования и финансовой грамотности в Российской Федерации", разрабатываемый Минфином России при поддержке Всемирного банка.
Основными компонентами концепции данного проекта являются:
1) разработка политики повышения финансовой грамотности населения;
2) создание потенциала в области повышения финансовой грамотности;
3) разработка и реализация образовательных программ и информационной кампании по повышению финансовой грамотности;
4) усиление защиты прав потребителей финансовых услуг, в том числе за счет: разработки и внедрения специфических для финансового сектора программ по информированию граждан, направленных на повышение соответствующей осведомленности потребителей об их правах и механизмах их защиты на основе информационных ресурсов надзорных органов.
Поскольку последний компонент также определен в качестве одной из основных конечных целей реализации проекта, то очевидно, что одним из ключевых практических реализаторов проекта станет Роспотребнадзор.
Во исполнение Плана мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли, утвержденного Правительством Российской Федерации с целью развития торговой деятельности и формирования эффективной торговой политики в Российской Федерации в 2009 году (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 09.04.2009 № 11), Управлением совместно с Министерством экономического развития Республики Коми был разработан план мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в сфере торговли и совершенствованию системы защиты прав потребителей в Республике Коми на 2010 г. В текущем году предстоит реализация намеченных мероприятий и разработка плана на перспективу.
Ряд законодательных актов также определяют направления совместной деятельности и соответствующего взаимодействия по организационно-правовым аспектам их с органами государственной власти республики и органов местного самоуправления:
- Федеральный закон № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", предполагающий разработку и реализацию программ развития торговли в субъектах, ведение торгового реестра, включающего в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории субъекта Российской Федерации;
- Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Федеральные законы, утверждающие Технические регламенты, реализация которых позволит предотвращать действия хозяйствующих субъектов по введению в заблуждение потребителей при реализации товаров, вступающих в действие в 2010 году.
Совершенствование деятельности в сфере защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Республике Коми должна осуществляться в условиях решения следующих основных задач:
1. Совершенствование методов работы по рассмотрению обращений граждан о нарушении прав потребителей и оптимизация связанных с этим административных полномочий Роспотребнадзора в установленной сфере деятельности на основе сочетания практики проведения внеплановых мероприятий по контролю (документарных и выездных проверок) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (с учетом требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля") и проведения административных расследований и соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Повышение эффективности и результативности осуществления государственного контроля (надзора) в сфере защиты прав за счет принятия всего комплекса мер, предусмотренных законодательством, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений, исключающих при этом совершение внепроцессуальных действий.
3. Оптимизация практики осуществления государственного контроля (надзора) за продукцией при реализации полномочий в сфере техническом регулировании в части предупреждения/пресечения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
4. Совершенствование технологии судебной защиты прав потребителей при обращении в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей, а также при участии в судебных разбирательствах для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
5. Дальнейшее совершенствование взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и общественными объединениями в целях создания на региональном уровне действенной системы защиты потребительских прав граждан.
6. Совершенствование создаваемой системы информирования и консультирования граждан об их потребительских правах и по вопросам правоприменения потребительского законодательства в отдельных секторах потребительского рынка в целях повышения уровня потребительской и правовой грамотности населения и развития на ее основе института самозащиты права.
Руководитель Управления
Л.ГЛУШКОВА