УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 2 сентября 2010 года
ПО ДЕЛУ № 10-03-16-02/343
Резолютивная часть решения оглашена 2 сентября 2010 г.
Решение изготовлено в полном объеме 6 сентября 2010 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя Комиссии - Бурба Валентины Владимировны, заместителя руководителя Управления,
члена Комиссии - Кочергиной Александры Викторовны, государственного инспектора отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
члена Комиссии - Маравиной Алены Александровны, государственного инспектора отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
рассмотрев дело № 10-03-16-02/343, возбужденное по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения на странице № 15 в выпуске газеты "Родной город" № 28 от 14 июля 2010 года рекламы Волгоградского филиала компании "Росгосстрах" с заголовком "Скупой платит дважды" с нарушением требований ст. 16 ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" № 38-ФЗ,
в присутствии:
- П. - директора ООО "Новости регионов" (филиал в г. Волгограде), доверенность <...>,
- О. - представителя филиала ООО "Росгосстрах" в Волгоградской области по доверенности <...>, установила:
9 августа 2010 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области в рамках осуществления функции государственного контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе возбуждено дело № 10-03-16-02/343 по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
Государственным инспектором отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой Волгоградского УФАС России Кочергиной А.В. проведена проверка рекламы, размещенной на странице № 15 в выпуске газеты "Родной город" № 28 от 14 июля 2010 года.
По результатам проверки установлено следующее:
На странице № 15 данного печатного издания, с заголовком "Скупой платит дважды" размещена реклама Волгоградского филиала компании "Росгосстрах". В повествовании изложена информация о необходимости граждан заботиться о сохранности своего жилья путем заключения договора страхования (дома или квартиры), которая сопровождается примером "горького опыта" гражданки Нины Григорьевны, когда пожар нанес значительный вред ее квартире. При этом указаны сведения о полном пакете рисков, который включен в договор страхования, заключаемый с Волгоградским филиалом компании "Росгосстрах", а именно: пожар, затопление, стихийные бедствия, противоправные действия третьих лиц и т.д. Также отмечено, что при заключении договора до 31 июля клиенты Росгосстраха получают скидку 10 процентов. В заключении рекламного сообщения размещен список адресов и телефонов отделений Волгоградского филиала ООО "Росгосстрах" в районах г. Волгограда (Дзержинский, Кировский, Красноармейский, Советский, Тракторозаводский, Центральный) и в г. Волжском.
Согласно пп. 1 ст. 3 ФЗ N 38-ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, размещенная на странице № 15 в выпуске газеты "Родной город" № 28 от 14 июля 2010 года, является рекламой:
- размещена посредством публикации в форме повествования;
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (деятельности Волгоградского филиала ООО "Росгосстрах" по заключению договоров страхования);
- направлена на формирование или поддержание интереса к объекту рекламирования и его продвижение на рынке;
- адресована неопределенному кругу лиц. В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 № АЦ/4624 в рамках понятия рекламы, закрепленного ст. 3 ФЗ РФ "О рекламе", под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Соответственно, распространение информации о заключении договоров страхования в Волгоградском филиале компании "Росгосстрах" должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.
В соответствии со ст. 16 ФЗ "О рекламе" № 38-ФЗ от 13.03.2006 размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий. Требование о соблюдении указанного объема не распространяется на периодические печатные издания, которые зарегистрированы в качестве специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера и на обложке и в выходных данных которых содержится информация о такой специализации.
Газета "Волгоград - Родной город" (адрес редакции: 121170, г. Москва, ул. Кульнева, д. 3, стр. 1) не специализируется на сообщениях и материалах рекламного характера. Согласно свидетельству о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС 77-32538 от 25 июля 2008 года примерная тематика и специализация: информационно-аналитическая; культурно-просветительская; образовательная; детская; спортивная; музыкальная; развлекательная; реклама - не более 40%. На обложке и в выходных данных газеты "Волгоград - Родной город" № 28 от 14.07.2010 отсутствует информация о специализации печатного издания на сообщениях и материалах рекламного характера.
При этом текст рекламного сообщения об услугах Волгоградского филиала компании "Росгосстрах", размещенного на странице № 15 в выпуске газеты "Родной город" № 28 от 14 июля 2010 года, не сопровождается пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".
Таким образом, рассматриваемая реклама нарушает требования ст. 16 ФЗ № 38-ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006.
Издателем газеты "Волгоград - Родной город" является ООО "Новости регионов" (филиал в г. Волгограде, адрес: г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 11).
Отношения по распространению рассматриваемой рекламы урегулированы договором № 334/09/Д от 26.06.2009, заключенным филиалом ООО "Росгосстрах-Юг" - Управление по Волгоградской области (юридический адрес: г. Ростов-на-Дону, пр. Кировский, 84/1) с ООО "Новости регионов" (филиал в г. Волгограде, адрес: г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 11), в соответствии с п. 1.2 которого рекламораспространитель (ООО "Новости регионов") обязуется в течение срока действия данного договора оказывать рекламные услуги рекламного характера, привести представленную рекламодателем (ООО "Росгосстрах-Юг") информацию в форму, готовую для размещения в печатном издании, разместить данную рекламную информацию в печатной продукции, газете "Волгоград - Родной город" с периодичностью, указанной рекламодателем.
Рекламодателем рассматриваемого рекламного сообщения является филиал ООО "Росгосстрах-Юг" - Управление по Волгоградской области. В настоящее время переименовано в филиал ООО "Росгосстрах" в Волгоградской области.
Рекламораспространителем данной рекламы является ООО "Новости регионов" (филиал в г. Волгограде, адрес: г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 11).
По факту, послужившему основанием для возбуждения дела, участвующие в деле лица пояснили следующее:
Директор ООО "Новости регионов" (филиал в г. Волгограде) П. (доверенность от <...>) на заседании Комиссии подтвердил полностью представленные ранее письменные объяснения ООО "Новости регионов" по факту, послужившему основанием для возбуждения дела № 10-03-16-02/343, и пояснил, что редакция подтверждает факт нарушения законодательства о рекламе в рассматриваемом рекламном сообщении и объясняет его тем, что при подготовке данной полосы верстальщиком ООО "Новости регионов" Ц. в печать из-за нестабильной работы серверов слетела базовая часть шрифтов, что повлекло несовпадение шрифтов при предпечатной подготовке, и пометка "на правах рекламы" не пропечаталась на странице.
Представитель филиала ООО "Росгосстрах" в Волгоградской области по доверенности <...> О. на заседании Комиссии пояснила, что 26.06.2009 филиалом ООО "Росгосстрах-Юг" - Управление по Волгоградской области (юридический адрес: г. Ростов-на-Дону, пр. Кировский, 84/1) и ООО "Новости регионов" (филиал в г. Волгограде, адрес: г. Волгоград, ул. Коммунистическая, д. 11) заключен договор № 334/09/Д, в соответствии с п. 1.2 которого рекламораспространитель (ООО "Новости регионов") обязуется в течение срока действия данного договора оказывать рекламные услуги рекламного характера, привести представленную рекламодателем (ООО "Росгосстрах-Юг") информацию в форму, готовую для размещения в печатном издании, разместить данную рекламную информацию в печатной продукции, газете "Волгоград - Родной город" с периодичностью, указанной рекламодателем. Следовательно, ответственным лицом за сопровождение рекламы пометкой "реклама" или "на правах рекламы" является ООО "Новости регионов" (филиал в г. Волгограде).
В официальном тексте документа, видимо, допущен пропуск текста: исходя из смысла абзаца, имеется в виду "...ответственность несет рекламораспространитель.".
В соответствии со ст. 38 ФЗ № 38-ФЗ "О рекламе" от 13.03.2006 за нарушение требований, установленных ст. 16 настоящего Закона, несет рекламораспространитель.
В соответствии с п. 4 ст. 3 ФЗ РФ "О рекламе" № 38-ФЗ от 13.03.2006 реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, Комиссия решила:
1. Признать рекламную информацию, размещенную на странице № 15 в выпуске газеты "Родной город" № 28 от 14 июля 2010 года, о деятельности Волгоградского филиала компании "Росгосстрах" по заключению договоров страхования с заголовком "Скупой платит дважды" ненадлежащей.
2. Выдать ООО "Новости регионов" (филиал в г. Волгограде) предписание
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Волгоградского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вынесения решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
В.В.БУРБА
Члены Комиссии
А.В.КОЧЕРГИНА
А.А.МАРАВИНА
ПРЕДПИСАНИЕ
от 2 сентября 2010 года
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ ПО ДЕЛУ № 10-03-16-02/343
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Волгоградской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председателя Комиссии - Бурба Валентины Владимировны, заместителя руководителя Управления,
члена Комиссии - Кочергиной Александры Викторовны, государственного инспектора отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
члена Комиссии - Маравиной Алены Александровны, государственного инспектора отдела защиты конкуренции и контроля за рекламой,
на основании своего решения от 2 сентября 2010 г. по делу № 10-03-16-02/343 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной на странице № 15 в выпуске газеты "Родной город" № 28 от 14 июля 2010 года, о деятельности Волгоградского филиала компании "Росгосстрах" по заключению договоров страхования с заголовком "Скупой платит дважды",
и в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 33, частями 1, 6 статьи 36 Федерального закона РФ "О рекламе", пунктами 44, 46 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, предписывает:
1. ООО "Новости регионов" (филиал в г. Волгограде) с момента получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе - статьи 16 ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" № 38-ФЗ и привести рекламу в соответствие с требованиями рекламного законодательства, а именно: при распространении в настоящее время, а также в дальнейшем рекламной информации в печатном издании "Родной город" сопровождать текст пометкой "реклама" или "на правах рекламы".
2. ООО "Новости регионов" (филиал в г. Волгограде) представить в Волгоградское УФАС России доказательства исполнения пункта 1
настоящего предписания. Срок исполнения п. 2 предписания - в течение семи рабочих дней с момента получения настоящего предписания.
В случае невыполнения в установленный срок предписания антимонопольного органа Волгоградское УФАС России вправе в соответствии со статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Волгоградской области в течение трех месяцев со дня вынесения предписания в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
В.В.БУРБА
Члены Комиссии
А.В.КОЧЕРГИНА
А.А.МАРАВИНА