Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Ленинградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 1 декабря 2009 г. по делу № А56-48990/2009

Резолютивная часть решения объявлена 24 ноября 2009 года. Полный текст решения изготовлен 01 декабря 2009 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Троховой М.В.,
судей Синицыной Е.В., Соколовой Н.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дроздовой О.О.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
заявитель: заместитель прокурора Ленинградской области
заинтересованное лицо: Совет депутатов муниципального образования "Тихвинский муниципальный район Ленинградской области"
о признании недействующими в части решений от 24.10.2007 № 01-331, от 30.01.2008 № 01-377
при участии
- от заявителя: Б. удостоверение ТО № 060182
- от заинтересованного лица: М. по доверенности от 16.11.2009 № 01-196/и

установил:

Заместитель прокурора Ленинградской области обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Совету депутатов муниципального образования "Тихвинский муниципальный район Ленинградской области" (далее - Совет депутатов Тихвинского района, заинтересованное лицо) о признании недействующими подпунктов 16.1 и 16.2 пункта 16, подпунктов 17.1 и 17.2 пункта 17 приложения к решению Совета депутатов Тихвинского района № 01-331 от 24 октября 2007 года "О внесении изменений в решение Совета депутатов Тихвинского района от 17 ноября 2005 года № 19 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности", подпунктов 16.1 и 16.2 пункта 16, подпунктов 17.1 и 17.2 пункта 17 приложения к решению Совета депутатов Тихвинского района № 01-377 от 30 января 2008 года "О внесении изменений в приложение к решению Совета депутатов Тихвинского района от 17 ноября 2005 года № 19 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (с изменениями, внесенными решением Советом депутатов Тихвинского района от 24 октября 2007 года № 01-331") и пункта 2 решения Совета депутатов Тихвинского района № 01-377 от 30 января 2008 года "О внесении изменений в приложение к решению Совета депутатов Тихвинского района от 17 ноября 2005 года № 19 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (с изменениями, внесенными решением Советом депутатом Тихвинского района от 24 октября 2007 года № 01-331).
В судебном заседании, состоявшемся 17.11.2009, был объявлен перерыв до 11 часов 24.11.2009. После перерыва судебное заседание продолжено.
В ходе судебного разбирательства представитель прокуратуры Ленинградской области поддержал доводы заявления, ссылаясь на несоответствие принятых заинтересованным лицом нормативных актов положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) и федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - закон № 135-ФЗ).
Представитель Совета депутатов Тихвинского района просил отказать в удовлетворении заявления, считая оспариваемые нормативные акты соответствующими положениям иных нормативных актов, имеющих большую юридическую силу. Заинтересованное лицо полагает, что установление корректирующего коэффициента является правом представительного органа муниципального образования, а не его обязанностью. По мнению заинтересованного лица, представительный орган муниципального образования не ограничен в установлении особенностей ведения предпринимательской деятельности.
Заявление рассмотрено по имеющимся в деле материалам и доводам, изложенным представителями сторон в судебных заседаниях.
Как следует из материалов дела, решением Совета депутатов муниципального образования "Тихвинский муниципальный район Ленинградской области" от 17.11.2005 года № 19 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (далее - Решение № 19) с 01.01.2006 на территории муниципального образования "Тихвинский муниципальный район Ленинградской области" введена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
В приложении к Решению № 19 по каждому виду деятельности установлены корректирующие коэффициенты базовой доходности К2.
Решением Совета депутатов Тихвинского района от 24.10.2007 № 01-331 (далее - решение № 01-331) в решение № 19 внесены изменения, согласно которым значения корректирующего коэффициента базовой доходности К2 с 01.01.2008 по отдельным видам деятельности установлены приложением к решению № 01-331.
Согласно пункту 16 указанного приложения корректирующий коэффициент базовой доходности К2 для муниципальных рынков, организаций общественного питания при оказании услуг по передаче во временное владение и(или) пользование стационарных торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей, в которых площадь одного торгового места, объекта нестационарной торговой сети или объекта организации общественного питания не превышает 5 квадратных метров (подпункт 16.1 приложения к решению № 01-331) или превышает 5 квадратных метров (подпункт 16.2 приложения к решению № 01-331), установлен в размере 0,1.
Корректирующий коэффициент базовой доходности К2 для рынков, организаций общественного питания, расположенных в городе Тихвине, кроме муниципальных, при оказании вышеперечисленных услуг установлен в размере 0,5, а для рынков, организаций общественного питания, расположенных в сельских населенных пунктах, на прочих территориях, кроме муниципальных - в размере 0,1.
Согласно пункту 17 приложения к решению № 01-331 базовая доходность при оказании услуг по передаче во временное владение и(или) пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей площадью, не превышающей 10 квадратных метров (подпункт 17.1 приложения к решению № 01-331) и площадью, превышающей 10 квадратных метров (подпункт 17.2 приложения к решению № 01-331), на территории муниципальных рынков, объектов организации общественного питания, умножается на корректирующий коэффициент К2 в размере 0,1.
При этом базовая доходность К2 при оказании вышеперечисленных услуг на территории рынков, объектов организации общественного питания, кроме муниципальных, в городе Тихвине, корректируется на 0,5, а на территории рынков, объектов организации общественного питания, кроме муниципальных, в сельских населенных пунктах, на прочих территориях - на 0,1.
Решение № 01-331 опубликовано в газете "Трудовая Слава" от 22.11.2007 № 47.
Решением Совета депутатов Тихвинского района от 30.01.2008 № 01-377 (далее - решение № 01-377) в приложение к решению № 01-331 внесены изменения, в частности, подпункты 16.1 и 16.2 пункта 16, подпункты 17.1 и 17.2 пункта 17 изложены в новой редакции, согласно которой корректирующий коэффициент базовой доходности К2 для муниципальных рынков, организаций общественного питания при оказании услуг по передаче во временное владение и(или) пользования стационарных торговых мест, объектов нестационарной торговой сети, объектов организации общественного питания, а также земельных участков для организации торговых мест установлен в размере 0,05. Пунктом 2 решения № 01-377 определено начало действия значения указанного коэффициента - 01 января 2008 года.
Решение № 01-377 опубликовано в газете "Трудовая Слава" от 28.02.2008 № 8.
Посчитав, что вышеприведенными положениями нормативных актов Совета депутатов Тихвинского района корректирующий коэффициент базовой доходности установлен произвольно, в зависимости от формы собственности субъектов хозяйственной деятельности, а потому нарушает права и законные интересы хозяйствующих субъектов и противоречит требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, заместитель прокурора Ленинградской области обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением. В заявлении он также сослался на то, что оспариваемыми пунктами нормативных актов депутатов Тихвинского района отдельным хозяйствующим субъектам необоснованно предоставляются льготы по отношению к другим субъектам предпринимательской деятельности, что противоречит части 1 статьи 15 закона № 135-ФЗ.
Рассмотрев заявленные требования, суд признает их подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 АПК РФ).
В силу подпунктов 1 и 9 пункта 1 статьи 6 НК РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим Кодексу, если такой акт издан органом, не имеющим в соответствии с Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов; если такой акт иным образом противоречит общим началам и(или) буквальному смыслу конкретных положений Кодекса.
Согласно статье 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из пункта 3 данной статьи следует, что нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга устанавливаются:
- виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного пунктом 2 статьи 346.26 Кодекса;
- значение коэффициента К2, указанного в статье 346.27 Кодекса, или значение данного коэффициента, учитывающие особенности введения предпринимательской деятельности.
В статье 346.27 НК РФ определено, что К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности.
Корректирующий коэффициент базовой доходности не является обязательным элементом налогообложения, предусмотренным статьей 17 Кодекса. Это показатель, понижающий базовую доходность.
Согласно пункту 7 статьи 346.29 НК РФ значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не менее чем календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и подпунктом 3 пункта 1 статьи 20 Устава муниципального образования "Тихвинский муниципальный район Ленинградской области" (л.д. 48-64) принятие нормативных правовых актов, направленных на установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, отнесено к полномочиям Совета депутатов.
В рассматриваемом случае оспариваемые решения № 01-331 и № 01-377 являются нормативными правовыми актами, приняты Советом депутатов Тихвинского района - представительным органом местного самоуправления Тихвинского района Ленинградской области - в пределах предоставленных ему полномочий. Приведенный в приложении к решению № 01-331 перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых введен единый налог, соответствует пункту 2 статьи 346.26 НК РФ. Значения корректирующих коэффициентов находятся в рамках предельных значений, определяемых пунктом 7 статьи 346.29 Кодекса.
Суд отклоняет довод прокуратуры Ленинградской области о несоответствии оспариваемых нормативных актов части 1 статьи 15 закона № 135-ФЗ.
Указанной нормой органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов.
Согласно пункту 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 положениями антимонопольного законодательства не исключается право иных лиц, кроме антимонопольных органов, обращаться в арбитражный суд с требованиями об оспаривании нормативных правовых актов, полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству.
Как разъяснено в пункте 8 того же постановления, при рассмотрении дел о признании недействующими актов органов в связи с нарушением антимонопольного законодательства соответствующий орган должен указать конкретную норму федерального закона, разрешившую данному органу принять оспариваемый акт.
Положения Налогового кодекса Российской Федерации, разрешающие представительным органам муниципального образования устанавливать значения корректирующего коэффициента К2, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности, следует отнести к исключениям, предусмотренным статьей 15 закона № 135-ФЗ.
Суд соглашается с доводом Совета депутатов Тихвинского района о том, что перечень факторов, влияющих на результаты предпринимательской деятельности при определении значения корректирующего коэффициента К2, приведенный в статье 346.27 НК РФ, не является исчерпывающим, и позволяет представительному органу муниципального образования учитывать иные, не поименованные в указанной статье особенности ведения предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, исследовав представленное Советом депутатов Тихвинского района обоснование установления корректирующего коэффициента К2 (л.д. 87), суд приходит к выводу о том, что оно не подтверждает необходимость уменьшения размера данного коэффициента для муниципальных рынков.
При определении значения корректирующего коэффициента К2 Советом депутатов Тихвинского района приняты во внимание следующие особенности ведения предпринимательской деятельности: администрация муниципального рынка предоставляет самое большое (по сравнению с другими рынками) количество рабочих мест - 450; имеет установленный режим работы (с 8-00 до 15-00), платит в прозрачном режиме все налоги сборы и арендные платежи и 40% от прибыли в бюджет муниципального образования; муниципальный рынок расположен на южной объездной дороге (окраине города Тихвина) и не имеет автобусного сообщения с другими территориями города; контроль за деятельностью муниципального рынка осуществляет наблюдательный совет.
Между тем, из письма Главы Администрации Тихвинского городского поселения от 23.11.2009 № 02-03-21-2846/09 (л.д. 88-89) следует, что на территории Тихвинского городского поселения деятельность 4 розничных рынков осуществляется 3 хозяйствующими субъектами - управляющими компаниями.
В ведении муниципального предприятия "Городской рынок" находятся: универсальный рынок, расположенный по адресу г. Тихвин, 2 микрорайон, с режимом работы с 8-00 до 16-00, выходной - понедельник, а также универсальный рынок, расположенный на пл. Свободы в г. Тихвине с режимом работы с 8-00 до 18-00.
В ведении ООО "Восток" находится универсальный рынок, расположенный по адресу: г. Тихвин, Коммунальный квартал, д. 4, с режимом работы с 9-00 до 19-00 (магазины); с 8-00 до 16-00 (открытые места).
Универсальный рынок "Вязитский", расположенный по адресу: г. Тихвин, ул. Карла Маркса, д. 12, работает с 9-00 до 19-00. Рынок находится в ведении ООО "Бест".
Таким образом, режим работы и места нахождения муниципальных рынков не являются особенностями ведения предпринимательской деятельности муниципальным предприятием "Городской рынок".
Доказательств неисполнения ООО "Восток" и ООО "Бест" обязанностей по уплате налогов, сборов и арендных платежей в материалы дела не представлено.
Иные факторы, приведенные заинтересованным лицом в обоснование своей позиции, по мнению суда, не влияют на результаты предпринимательской деятельности розничных рынков для целей установления значения корректирующего коэффициента К2.
Доказательств наличия у Совета депутатов Тихвинского района при разработке проектов решений № № 01-331, 01-377 информации о предоставлении Муниципальным предприятием "Городской рынок" льготных торговых мест для отдельных категорий торгующих лиц и ее анализа при принятии оспариваемых актов суду не представлено.
Дифференцирование размера корректирующего коэффициента К2 в зависимости от формы собственности субъектов предпринимательской деятельности противоречит основным принципам законодательства о налогах и сборах.
В силу пункта 2 статьи 3 НК РФ не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Согласно пункту 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Произвольное, без соответствующего экономического обоснования, в зависимости от формы собственности, установление корректирующего коэффициента базовой доходности К2 нарушает права и законные интересы субъектов экономической деятельности, противоречит требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт. Доказательств соответствия оспариваемых актов основным началам законодательства о налогах и сборах Совет депутатов Тихвинского района суду не представил.
Кроме того, пункт 2 решения № 01-377 не отвечает требованиям пункта 7 статьи 346.29 НК РФ, поскольку допускает изменение значения корректирующего коэффициента К2 для одного субъекта предпринимательской деятельности в течение календарного года.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 167 - 170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

решил:

1. Признать недействующими подпункты 16.1 и 16.2 пункта 16, подпункты 17.1 и 17.2 пункта 17 приложения к решению Совета депутатов муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области № 01-331 от 24 октября 2007 года "О внесении изменений в решение Совета депутатов Тихвинского района от 17 ноября 2005 года № 19 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности" как не соответствующие пунктам 2 и 3 статьи 3, подпункту 3 пункта 3 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации.
2. Признать недействующими подпункты 16.1 и 16.2 пункта 16, подпункты 17.1 и 17.2 пункта 17 приложения к решению Совета депутатов муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области № 01-377 от 30 января 2008 года "О внесении изменений в приложение к решению Совета депутатов Тихвинского района от 17 ноября 2005 года № 19 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (с изменениями, внесенными решением Советом депутатов Тихвинского района от 24 октября 2007 года № 01-331)" как не соответствующие пунктам 2 и 3 статьи 3, подпункту 3 пункта 3 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации.
3. Признать недействующим пункт 2 решения Совета депутатов муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области № 01-377 от 30 января 2008 года "О внесении изменений в приложение к решению Совета депутатов Тихвинского района от 17 ноября 2005 года № 19 "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (с изменениями, внесенными решением Советом депутатов Тихвинского района от 24 октября 2007 года № 01-331)" как не соответствующий пункту 7 статьи 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Председательствующий
М.В.Трохова

Судьи
Е.В.Синицына
Н.Г.Соколова




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 07.04.2010 по делу № А56-48990/2009 данное решение оставлено без изменения.
Определением ВАС РФ от 15.06.2010 № ВАС-6857/10 в передаче данного решения в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано.

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.12.2009 по делу № А56-48990/2009
<О признании недействующими отдельных положений приложения к решению Совета депутатов муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области от 24.10.2007 № 01-331 и приложения к решению Совета депутатов муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области от 30.01.2008 № 01-377 (с изм. от 24.10.2007), а также пункта 2 решения Совета депутатов муниципального образования Тихвинский муниципальный район Ленинградской области от 30.01.2008 № 01-377 (с изм. от 24.10.2007)>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru