Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Волгоградская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 октября 2010 г. по делу № А12-16188/2010

Судья Арбитражного суда Волгоградской области Стрельникова Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Стрельниковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Урюпинского садоводческого некоммерческого товарищества "Хопер" к Комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области
об оспаривании постановлений по делу об административном правонарушении
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Л., председатель правления,
от административного органа - В., доверенность <...>

установил:

Урюпинское садоводческое некоммерческое товарищество "Хопер" (далее - товарищество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконными постановлений Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области (далее - Комитет) № 17/36-07-10(У/р) и № 17/37-07-10(У/р) от 30.07.2010 о привлечении к административной ответственности по статьям 8.2 и 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Заявленные требования мотивированы тем, что в действиях Товарищества отсутствует событие вменяемого административного правонарушения и вина товарищества.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования.
Административный орган требования не признал, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления, по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив представленные документы, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Товарищество зарегистрировано в качестве юридического лица 13.03.1995 за основным государственным регистрационным номером 20934570002758 (свидетельство серии 34 № 003402509, серии 34 № 001211006).
В соответствии с пунктами 2, 3, 4 Устава Урюпинского садоводческого некоммерческого товарищества "Хопер" товарищество является некоммерческой организацией, добровольным объединением граждан - владельцев садовых земельных участков. Товарищество осуществляет деятельность только в соответствии с предметом, основными целями и задачами деятельности и в пределах, предусмотренных Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Как следует из материалов дела, в соответствии с годовым планом проведения плановых проверок на 2010 г. и на основании распоряжения от 04.05.2010 № 1231 Комитетом проведена плановая выездная проверка соблюдения товариществом требований природоохранного законодательства.
В ходе проверки установлены факты нарушения юридическим лицом выполнения требований природоохранного законодательства:
- не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение - нарушена ст. 24 ФЗ "Об охране окружающей среды";
- осуществление деятельности без лимитов на размещение отходов производства и потребления - нарушен п. 2 ст. 18 ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- не разработаны паспорта отходов 3 - 4 класса опасности (остатки трансформаторных масел не содержащих галогены, полихлорированные дифенилы и терфенилы и потерявшие потребительские свойства - используется в трансформаторах напряжения, которых в товариществе - 2 единицы); обтирочный материал загрязненный маслами (данный отход образуется вследствие обслуживания насосов подающих воду из р. Хопер на дачные участки для полива; сальникая набивка асбесто-графитовая промасленная (данный отход образуется вследствие эксплуатации водяного насоса); мусор от бытовых помещений организаций несортированный (отход образуется вследствие эксплуатации арендованного товариществом помещения) - нарушен п. 3 ст. 14 ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- не осуществляется учет в области обращения с отходами производства и потребления (образующихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов) - нарушен п. 1 ст. 19 ФЗ "Об отходах производства и потребления";
- не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещенные отходы производства и потребления за 3 - 4 кварталы 2009 года и 1 - 2 кварталы 2010 года - нарушена ст. 16 ФЗ "Об охране окружающей среды";
- не представлены на проверку материалы, либо иная документацию о санкционированном вывозе образующихся отходов специализированной организацией (при отсутствии лицензии на право обращения с отходами у самого товарищества) за 2009 - 2010 годы, договора со специализированными организациями на вывоз отходов производства и потребления, счет-фактуры выполненных работ, актов сверок по выполненным работам связанных с транспортировкой и размещением отходов производства и потребления образующихся от деятельности товарищества. Места фактически размещенных отходов не установлены;
- выявлены факты несоблюдения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: выявлены места несанкционированного размещения отходов на вышеуказанной территории на площади 120 кв. м. в объеме 17 куб. м.: - в 20-и метрах юго-восточнее участка № 473 товарищества "Хопер" на почве, на земельном участке площадью 100 кв. м. несанкционированно размещены отходы производства и потребления - полиэтиленовая тара, поврежденная; отходы смеси затвердевших разнородных пластмасс; отходы полиэтилена в виде пленки; отходы тканей, старая одежда; отходы органические природного происхождения (растительные остатки); стеклянный бой незагрязненный; отходы асбоцемента в кусковой форме; отходы сучьев, ветвей; отходы упаковочного картона и др.) в объеме 12,0 куб. м.;
- в 10-и метрах северо-восточнее участка № 316 товарищества "Хопер" на почве, на земельном участке площадью 20 кв. м. несанкционированно размещены отходы производства и полиэтиленовая тара, поврежденная; отходы полиэтилена в виде пленки; отходы сучьев, ветвей; отходы упаковочного картона и др.) в объеме 5,0 куб. м. - нарушение ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды";
- правлением товарищества не определены на территории товарищества места для складирования веток, бытовых отходов и не осуществляется регулярно вывоз (не реже 1 раза в месяц) накопившегося мусора на свалки - нарушение п. 104 Правил благоустройства, санитарного содержания территорий, организаций уборок и обеспечения чистоты и порядка в административных границах населенных пунктов Добринского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области от 05.04.2006 № 6/21.
Результаты проверки, которая проводилась 26.07.2010, зафиксированы в акте проверки от 26.07.20010 № 17/37-07-10(У/р).
26.07.2010 в отношении товарищества в присутствии председателя товарищества составлены протоколы об административном правонарушении № 17/47-07-10(У/р), № 17/48-07-10(У/р), № 17/49-07-10(У/р) от 26.07.2010.
30.07.2010 административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 17/36-07-10(У/р) о привлечении товарищества к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса и назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей и постановление по делу об административном правонарушении № 17/37-07-10(У/р) о привлечении товарищества к административной ответственности по ст. 8.41 Кодекса и назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами предусмотрена статьей 8.2 Кодекса.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектами административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса, являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон № 7-ФЗ) контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) - система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 статьи 51 названного Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно статьям 11, 18, 19 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В силу статьи 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.
Правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 № 461.

В соответствии с пунктом 2 Правил норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
При этом нормативы образования отходов производства и потребления, лимиты на их размещение носят комплексный характер, устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия отходов на состояние окружающей среды.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3, а не пункт 1 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Под лимитом размещения отходов согласно пункту 1 вышеуказанных Правил понимается предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, должны быть подтверждены документами, которые признаются доказательствами в порядке, установленном главой 26 Кодекса.
В материалах административного дела отсутствуют необходимые сведения, относящиеся к событию административного правонарушения, касающиеся объективной стороны правонарушения. В представленных документах не содержатся сведения об образовании указанных в актах проверки отходов.
Так, факт образования остатков трансформаторных масел, обтирочного материала, загрязненного маслами, в том числе от осуществления такой деятельности непосредственно, не установлен и не зафиксирован.
Согласно пояснениям в судебном заседании председателя товарищества Л. ремонт трансформатора производится на базе специализированного предприятия, расположенного за территорией товарищества. Также указал, что в результате эксплуатации насосной станции какие-либо отходы, указанные в том числе, в акте проверки и постановлении, не образуются.
Факт образования таких отходов, а также их количество непосредственно в ходе проверки не установлено, документально, не подтвержден и основан лишь на предположениях.
В акте проверки, послужившим основанием для возбуждения административного дела, отсутствуют сведения, свидетельствующие об установлении факта вменяемого нарушения, в том числе утвержденной уполномоченным органом схемы границ земельного участка, переданного в пользование товариществу, с указанием на нем мест расположения отходов, что позволило бы утверждать об их отношении к указанной территории. Отсутствуют данные, подтверждающие факт непосредственного обнаружения отходов на территории товарищества, а также его фиксации.
В материалах дела не подтверждаются сведения об образовании отходов в результате деятельности товарищества, мусора бытовых помещений.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о недоказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса, и отсутствии оснований для вынесения оспариваемого постановления.
Согласно статье 8.1 Кодекса несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов влечет наложение административного штрафа.
Основным специализированным нормативным правовым актом в сфере обращения с отходами является Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Под обращением с отходами законодатель понимает деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов.
Из оспариваемого постановления невозможно установить, что осуществляемая садоводческим товариществом деятельность сопряжена с обращением с отходами производства и потребления. В оспариваемом постановлении не указано, какие именно экологические требования нарушены товариществом в процессе осуществления деятельности, связана ли эта деятельность с воздействием на окружающую среду, какие нарушения нормативов качества окружающей среды допущены.
Суд считает, что административный орган не доказал и не установил нарушения в рассматриваемом случае товариществом норм экологического законодательства. В связи, с чем суд приходит к выводу о недоказанности Комитетом события вменяемого товариществу административного правонарушения.
Относительно правомерности привлечения товарищества к ответственности по статье 8.41 Кодекса, суд пришел к следующим выводам.
Статьей 8.41 Кодекса предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии со статьей 16 Закона № 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе № 7-ФЗ.
Оценив представленные в дело доказательства, суд считает, что административный орган не доказал, что в результате деятельности товарищества происходит такое воздействие на окружающую среду, с осуществлением которого законодатель связывает возникновение обязанности по внесению соответствующей платы.
Суд приходит к выводу о недоказанности материалами дела вины товарищества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2, 8.41 Кодекса.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 Кодекса предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина товарищества в форме умысла или неосторожности в силу требований ст. 2.2 Кодекса и статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должна быть установлена и доказана административным органом.
При проверке законности постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в полномочия суда не входит установление признаков состава административного правонарушения, а проверяется правильность установления этих признаков административным органом. При этом суд не должен подменять административный орган в вопросе о наличии вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
Эти обстоятельства подлежали установлению административным органом при вынесении постановления.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 Кодекса (пункт 16 названного постановления).
Суд, исследовав доводы сторон и оценив в порядке ст. 65, 67, 68, 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу о недоказанности Комитетом наличия в действиях товарищества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2, 8.41 Кодекса.
Как следует из содержания оспариваемого постановления, в нем изложено только описание выявленных проверкой обстоятельств, причинно-следственная связь между действиями товарищества и нарушениями требований законодательства не установлена, причины выявленных нарушений не отражены ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о назначении административного наказания, обстоятельства, указывающие на вину лица, привлекаемого к ответственности, административным органом не изложены.
То есть, что при вынесении оспариваемого постановления административный орган ограничился лишь констатацией выявленных нарушений, однако, вопрос о наличии вины товарищества в совершении вменяемого ему административного правонарушения не исследовался.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление содержит недостаточные сведения для установления наличия в действиях товарищества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2, 8.41 Кодекса.
Суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать незаконными и отменить постановления Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области № 17/36-07-ЩУ/р, № 17/36-07-ЩУ/р от 30.07.2010 о привлечении к административной ответственности Урюпинского некоммерческого садоводческого товарищества "Хопер" за совершение правонарушения, предусмотренного статьям 8.2, 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья
СТРЕЛЬНИКОВА Н.В.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Арбитражного суда Волгоградской обл. от 05.10.2010 по делу № А12-16188/2010
<Постановления о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьями 8.2, 8.41 КоАП РФ, признаны незаконными и отменены, поскольку, как следует из содержания оспариваемых постановлений, в них изложено только описание выявленных проверкой обстоятельств, причинно-следственная связь между действиями товарищества и нарушениями требований законодательства не установлена, причины выявленных нарушений не отражены ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о назначении административного наказания, обстоятельства, указывающие на вину лица, привлекаемого к ответственности, административным органом не изложены>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru