УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ ПО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 19 марта 2010 г. по делу № 45/2010-М/В
Резолютивная часть оглашена 17 марта 2010 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председателя Комиссии - Вагина Ю.А., заместителя руководителя управления; членов Комиссии: Федоровой Е.Н., специалиста-эксперта, Мелешкова М.А., специалиста 1-го разряда, рассмотрев дело № 45/2010-М/В о нарушении Советом депутатов муниципального образования - Пителинский район Рязанской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" установила:
Постановлением Совета депутатов муниципального образования - Пителинский район Рязанской области от 25.03.2005 № 9 утвержден "Порядок
организации похоронного дела и осуществления погребения на территории муниципального образования - Пителинский муниципальный район" (далее - Порядок).
Разделом 3
Порядка предусмотрены следующие виды ритуальных услуг:
3.1.1. Оформление документов, необходимых для погребения;
3.1.2. Погребение;
3.1.3. Предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3.1.4. Перевозка тел (останков) умерших (погибших) на кладбище;
3.1.5. Захоронение невостребованных трупов;
3.1.6. Изготовление гробов;
3.1.7. Производство иных предметов ритуала.
В соответствии с пунктом 3.2
Порядка услуги, предусмотренные пунктами 3.1.1
- 3.1.6
, на кладбищах района оказывает только специализированная служба.
Остальные виды ритуальных услуг (похоронного обслуживания) могут выполняться различными физическими и юридическими лицами независимо от их форм собственности, прошедшими регистрацию в установленном законодательством порядке и имеющими специальное разрешение (лицензию) на данный вид деятельности.
В соответствии с положениями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) организация похоронного дела осуществляется органами государственной власти, а также органами местного самоуправления с учетом соблюдения гарантий, сформулированных в главе 2 Закона о погребении.
Так, одной из гарантий является создание специализированных служб, которые уполномочены оказывать услуги по погребению, включенные в гарантированный перечень услуг, на безвозмездной основе (статья 25 Закона о погребении).
Предметом регулирования данной статьи являются гарантии осуществления погребения путем организации похоронного дела, а не уточнение субъектного состава участников рынка ритуальных услуг.
Статья 25 Закона о погребении не предусматривает, что субъектный состав участников рынка ритуальных услуг ограничивается созданием специализированных служб, а также не устанавливает, что иные хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели) лишены права заниматься деятельностью по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг (данные виды деятельности внесены в Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, принятый и введенный в действие Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст).
Статьей 6 Закона о погребении установлено, что в случае мотивированного отказа кого-либо из указанных в статье 5 названного закона лиц от исполнения волеизъявления умершего оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о погребении специализированные службы на безвозмездной основе оказывают супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуги по погребению согласно гарантированному перечню. При этом расходы специализированной службе возмещаются за счет различных фондов (пункт 3 статьи 9 Закона о погребении).
Таким образом, Закон о погребении (в частности, статьи 9, 10) предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения за свой счет с последующим получением социального пособия. В последнем случае супругам, близким родственникам и другим лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего родственника, могут быть оказаны ритуальные услуги (в том числе услуги по погребению) любым лицом, оказывающим данного рода услуги и организующим свою деятельность в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения согласно статье 17 вышеназванного закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Таким образом, граждане, реализующие волю умершего, свободны в выборе лица, оказывающего ритуальные услуги, в том числе услуги по погребению.
Кроме того, лицензирование деятельности по оказанию отдельных видов услуг по погребению не предусмотрено Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и прекращено с 11 февраля 2002 года (пункт 1 статьи 17, пункт 2 статьи 18 названного закона).
Таким образом, пункты 3.2
и 3.3
Порядка, утвержденного Постановлением Совета депутатов муниципального образования - Пителинский район Рязанской области от 25.03.2005 № 9, ограничивающие субъектный состав участников рынка ритуальных услуг только специализированной службой, приводят к ограничению, устранению конкуренции на рассматриваемом товарном рынке, что является нарушением части 1 статьи 15 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Совет депутатов муниципального образования - Пителинский район Рязанской области нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать Пителинскому районному Совету муниципального образования - Пителинский муниципальный район Рязанской области предписание
о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
ПРЕДПИСАНИЕ № 45/2010-М/В
19 марта 2010 года
Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
- председателя Комиссии - Вагина Ю.А., заместителя руководителя управления;
членов Комиссии:
- Федоровой Е.Н., специалиста-эксперта,
- Мелешкова М.А., специалиста 1-го разряда,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 19.03.2010 по делу № 45/2010-М/В о нарушении Советом депутатов муниципального образования - Пителинский район Рязанской области (пл. Советская, д. 8, р.п. Пителино, Рязанская область, 391630) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Пителинскому районному Совету депутатов муниципального образования - Пителинский муниципальный район Рязанской области привести пункты 3.2
и 3.3
Порядка организации похоронного дела и осуществления погребения на территории муниципального образования - Пителинский муниципальный район", утвержденного решением от 25.03.2005 № 9, в соответствие с нормами Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" или иным образом устранить нарушение антимонопольного законодательства.
Об исполнении настоящего Предписания сообщить в Рязанское УФАС России до 25.05.2010.
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Пресс-служба Рязанского УФАС России