Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Мордовия


СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

РЕШЕНИЕ
от 21 октября 2010 г. № 601

О ПРОТЕСТЕ ПРОКУРОРА ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАНСКА
ОТ 16 АПРЕЛЯ 2010 Г. № 7-2-2010

Рассмотрев внесенный прокурором Ленинского района г. Саранска протест от 16 апреля 2010 г. № 7-2-2010 на Устав городского округа Саранск, Совет депутатов городского округа Саранск решил:

Отклонить протест прокурора Ленинского района г. Саранска от 16 апреля 2010 года № 7-2-2010 на Устав городского округа Саранск по основаниям, изложенным в прилагаемом Обосновании отклонения протеста.

Председатель Совета депутатов
городского округа Саранск
Н.Ф.БУРНАЙКИН




Приложение
к решению Совета депутатов
городского округа Саранск
от 21 октября 2010 г. № 601

ОБОСНОВАНИЕ

ОТКЛОНЕНИЯ ПРОТЕСТА ПРОКУРОРА
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАНСКА ОТ 16 АПРЕЛЯ 2010 Г.
№ 7-2-2010 НА УСТАВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК

Прокурор Ленинского района г. Саранска направил в адрес Совета депутатов городского округа Саранск протест от 16 апреля 2010 г. № 7-2-2010 на Устав городского округа Саранск, утвержденный решением Саранского городского Совета депутатов от 23 декабря 2005 г. № 177.
По мнению прокурора отдельные положения Устава городского округа Саранск, в части включения в систему правовых актов органов местного самоуправления постановлений и распоряжений Главы Администрации городского округа Саранск, не соответствуют требованиям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а именно требованиям части 6 статьи 43. Данная норма указывает, что глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, Уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
В то же время позиция прокурора по данному вопросу не согласуется с иными нормами Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации (части 1, 2 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Так, в соответствии со статьей 43 указанного Федерального закона предусмотрено, что в систему муниципальных правовых актов входят, в числе прочих, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных Уставом муниципального образования. В силу норм статьи 2 данного Федерального закона к должностному лицу местного самоуправления относится выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. Соответственно, глава местной администрации, являясь согласно Уставу муниципального образования должностным лицом местного самоуправления, обладает правом на принятие от своего имени муниципальных правовых актов.
Законодательством о местном самоуправлении (статья 37 Федерального закона) заложен такой принцип организации обеспечения местного самоуправления как осуществление главой руководства над местной администрации на принципах единоначалия.
Анализ действующего законодательства в части подхода к определению формы правового акта, принимаемого органом государственной власти (органом местного самоуправления) или государственным (муниципальным) должностным лицом, позволят нам придти к следующим выводам. В случае определения органа государственной власти как коллегиального, форма правового акта указывается как акт органа государственной власти (министерства, ведомства). Таким наглядным примером служит форма правового акта, принимаемого Правительством Российской Федерации. Статья 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" указывает, что Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. При этом статья 23 указанного Федерального конституционного закона указывает, что Правительство Российской Федерации (не Председатель Правительства) на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, которые подписываются председателем Правительства Российской Федерации.
Другим примером по поводу формы правового акта служит следующее. Положением об Управлении делами Президента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 2008 года № 1370, указывается, что Управляющий делами Президента Российской Федерации издает приказы и распоряжения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления делами, а также по вопросам внутренней организации его работы. Заметим, что Управляющий делами Президента Российской Федерации осуществляет на основе единоначалия непосредственное руководство Управлением делами.
Изучение иных нормативных документов, регламентирующих порядок деятельности органов государственной власти и управления, в том числе форму принимаемых ими и их руководителями правовых актов, дает сделать вывод о том, что решения коллегиальных органов государственной власти облекаются в форму правовых актов таких органов, а решения органов государственной власти, основанных на принципе единоначалия, облекаются в форме правовых актов руководителя министерства, ведомства, службы.
Такой подход в полной мере согласуется и с определением термина "единоначалие", содержащимся в Большом энциклопедическом словаре. По мнению составителей словаря, единоначалие - принцип управления, означающий предоставление руководителю какого-либо органа, учреждения, предприятия полномочий, необходимых для выполнения его функций, а также установление его персональной ответственности за результаты.
Иная позиция, то есть в случае принятия Главой Администрации городского округа Саранск постановлений и распоряжений Администрации городского округа Саранск, во-первых, исключит персональную ответственность Главы Администрации городского округа Саранск за принятие правовых актов, не соответствующих требованиям действующего законодательства, во-вторых, не даст возможности обеспечить принятие муниципальных правовых актов именно главы местной администрации, о чем прямо и конкретно указывается в следующих законодательных и нормативно-правовых актах:
Градостроительный кодекс Российской Федерации (часть 9 статьи 25 "Заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения. В случае поступления от одного или нескольких указанных в части 7 настоящей статьи органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации поселения, глава местной администрации городского округа в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимают решение о создании согласительной комиссии; часть 2 статьи 46.3. "Решение о проведении аукциона принимается главой местной администрации.");
Федеральный закон "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 4 "решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации.");
Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (часть 2 статьи 11 "Инвестиционная программа организации коммунального комплекса разрабатывается на основании условий технического задания, утверждаемого главой местной администрации...");
Закон Республики Мордовия "О муниципальной службе в Республике Мордовия" (статья 30 "Пенсия за выслугу лет устанавливается по заявлению лица, претендующего на пенсию за выслугу лет, решением соответственно главы администрации муниципального образования или главы сельского поселения, в органах местного самоуправления которого это лицо замещало муниципальную должность.");
Закон Республики Мордовия "О правовом регулировании жилищных отношений в Республике Мордовия" (статья 9 "Граждане считаются принятыми на учет со дня вынесения соответствующего решения главой администрации муниципального образования, главой села (поселка, сельсовета) или иным уполномоченным ими органом.");
Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов, утвержденная приказом Минюста РФ от 27 декабря 2007 г. № 256 (п. 2 "Решением главы местной администрации в случае отсутствия в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса совершение нотариальных действий может быть возложено на одно или нескольких должностных лиц местного самоуправления").




Официальная публикация в СМИ:
"Вечерний Саранск", приложение № 25 (часть 1), 25.10.2010


Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 21.10.2010 № 601
"О протесте прокурора Ленинского района г. Саранска от 16 апреля 2010 г. № 7-2-2010"

Решение
Приложение. Обоснование отклонения протеста прокурора Ленинского района г. Саранска от 16 апреля 2010 г. № 7-2-2010 на Устав городского округа Саранск

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru