АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 12 октября 2010 г. по делу № А36-3606/2010
Резолютивная часть решения объявлена 05 октября 2010 г.
Полный текст решения изготовлен 12 октября 2010 г.
Арбитражный суд Липецкой области в составе судьи Захаровой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полынковой Е.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению управления государственного автодорожного надзора по Липецкой области, г. Липецк
лицо, привлекаемое к административной ответственности: открытое акционерное общество "Автоколонна 2068", г. Усмань, Липецкой области
о привлечении ОАО "Автоколонна 2068" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Ульяновой Е.В. - заместителя начальника отдела (доверенность <...>),
от лица, привлекаемого к административной ответственности: Побежимова В.П. - генерального директора (протокол № 2 от 09.09.2008 г., паспорт <...>),
установил:
Управление государственного автодорожного надзора по Липецкой области (далее - УГАДН по Липецкой области, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Автоколонна 2068" (далее - ОАО "Автоколонна 2068" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (л.д. 3 - 5).
В предварительном судебном заседании представитель УГАДН по Липецкой области поддержал требование о привлечении ОАО "Автоколонна 2068" к административной ответственности по основаниям, изложенным в заявлении, настаивал на его удовлетворении (см. протокол предварительного судебного заседания от 05.10.2010 г.).
Генеральный директор ОАО "Автоколонна 2068" в предварительном судебном заседании не отрицал того, что обществом были допущены нарушения лицензионных требований и условий (см. протокол предварительного судебного заседания от 05.10.2010 г.).
После завершения рассмотрения всех вынесенных в предварительное судебное заседание вопросов, арбитражный суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле (см. протокол предварительного судебного заседания от 05.10.2010 г.), полагает, что дело подготовлено к судебному разбирательству, завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании представитель УГАДН по Липецкой области поддержал заявленное требование, настаивал на его удовлетворении по основаниям, изложенным в заявлении, пояснив о том, что в ходе проведения внеплановой проверки ОАО "Автоколонна 2068" было установлено, что последним при осуществлении регулярных перевозок пассажиров допускаются нарушения лицензионных требований и условий, выразившиеся в допуске к эксплуатации автобусов с неисправностями, эксплуатация при которых запрещена, нарушении режима труда и отдыха водителей, проведение ТО-2 не в полном объеме (л.д. 3 - 5, см. протокол судебного заседания от 05.10.2010 г.).
Генеральный директор ОАО "Автоколонна 2068" в судебном заседании признал вину в совершении административного правонарушения в полном объеме (см. протокол судебного заседания от 05.10.2010 г.).
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, суд установил следующее.
В соответствии с ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно свидетельства серии 48 № 001383462 от 27.07.2010 г. ОАО "Автоколонна 2068" зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1034800730437 (л.д. 56).
30 января 2004 года Липецким областным отделением Российской транспортной инспекции, в дальнейшем преобразованным в управление государственного автодорожного надзора по Липецкой области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ОАО "Автоколонна 2068" была выдана лицензия № АСС-48-112953, разрешающая перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (л.д. 46).
Из материалов дела следует, что 8 - 10 сентября 2010 г. на основании приказов № 920 от 03.09.2010 г. и № 947 от 06.09.2010 г. начальника управления государственного автодорожного надзора по Липецкой области старшим государственным инспектором Орловым В.И. была проведена внеплановая документарная проверка за соблюдением ОАО "Автоколонна 2068" лицензионных требований и условий, предусмотренных "Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек" утвержденным постановлением Правительства РФ № 637 от 30.10.2006 г., с целью пресечения и недопущения нарушений действующего законодательства, указанных в информации ГИБДД по Липецкой области № 10/5556 от 06.08.2010 г., рапортах УГАДН по Липецкой области № 415, 416, 417 от 06.09.2010 г. (л.д. 9 - 13, 15, 16 - 18).
Актом проверки № 97 от 8 - 10.09.2010 г., протоколом об административном правонарушении № 001104 от 10.09.2010 г. зафиксированы факты нарушения ОАО "Автоколонна 2068" лицензионных требований и условий, выразившиеся в следующем:
"1) допущены к эксплуатации автобусы Альтерна-4216 г/н АС 127/48, МАРЗ-4219 г/н АС 129/48, Икарус-280 г/н АС 148/48 с неисправными спидометрами - нарушены ст. 19, п. 1 ст. 20 ФЗ № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. "О безопасности дорожного движения", п. 7.4 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090;
2) нарушен междусменный отдых водителей, так междусменный отдых водителей составил: Асташова В.Л. с 27.08.2010 г. на 28.08.2010 г. - 9 час. 55 мин., с 28.08.2010 г. на 29.08.2010 г. - 10 час. 30 мин., Тураева В.Б. с 24.08.2010 г. на 25.08.20100 г. - 9 час. 30 мин., с 02.09.2010 г. на 03.09.2010 г. - 9 час. 30 мин. и т.д. - нарушены п. 1 ст. 20 ФЗ № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. "О безопасности дорожного движения", а также п. 25 Положения об особенностях рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса от 20.08.2004 г. № 15;
3) нарушена продолжительность ежедневной работы водителя Тураева А.Б. и составила 24.08.2010 г., 25.08.2010 г., 02.09.2010 г., 03.09.2010 г. - 12 час. 30 мин. при норме не более 12 часов - нарушены п. 1 ст. 20 ФЗ № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. "О безопасности дорожного движения", а также п. 11 Положения об особенностях рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса от 20.08.2004 г. № 15;
4) не в полном объеме проводится ТО-2 автобусам МАРЗ-4219 г/н АС 129/48 10.08.2010 г. и МАРЗ-52661 г/н АС 162/48, не проведена проверка двигателя на содержание дымности в отработавших газах - нарушены п. 96 второго технического обслуживания приложения № 5 о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава, утвержденного Минавтотрансом РСФСР от 20.09.1984 г." (л.д. 8, 16 - 18).
Судом установлено следующее.
В силу ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В силу ст. 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" № 128-ФЗ от 08.08.2001 г. (в редакции Федеральных законов по состоянию на 27.07.2010 г.) под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно п.п. "б" п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства РФ № 637 от 30.10.2006 г. (далее - "Положение о лицензировании..."), лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров.
В силу п.п. "в" п. 4 "Положения о лицензировании..." лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. (в редакции Федеральных законов по состоянию на 23.07.2010 г.) (далее - ФЗ "О безопасности дорожного движения") юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
В связи с этим, в силу п.п. 4.2 - 4.4 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса России № 27 от 09.03.1995 года, зарегистрированного в Минюсте РФ 09.06.1995 г. № 868, организации обязаны: соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий-изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами; обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств. Обеспечить учет неисправностей транспортных средств и их устранения.
Согласно п. 11 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее "Основные положения по допуску..."), утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090 (в редакции постановлений Правительства РФ по состоянию на 27.01.2009 г.), запрещается эксплуатация автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов и других самоходных машин, если их техническое состояние и оборудование не отвечают требованиям Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
В соответствии с п. 12 "Основных положений по допуску..." должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственный технический осмотр.
Согласно п. 7.4 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, являющегося приложением к "Основным положениям по допуску...", запрещается эксплуатация транспортных средств в случае, если не работает спидометр.
Из акта проверки от 8 - 10.09.2010 г., протокола об административном правонарушении № 001104 от 10.09.2010 г., рапортов № 415 от 06.09.2010 г., № 416 от 06.09.2010 г., № 417 от 06.09.2010 г., объяснений генерального директора общества в судебном заседании, усматривается, что ОАО "Автоколонна 2068" к осуществлению перевозок пассажиров по регулярному автобусному маршруту были допущены транспортные средства Альтерна-4216 г/н АС 127/48, МАРЗ-4219 г/н АС 129/48, Икарус-280 г/н АС 148/48 с не работающим спидометрами, т.е. имеющее неисправность, с которой их эксплуатация запрещается (л.д. 8, 11 - 13, 16 - 18).
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.
В силу п. 2 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15, зарегистрированным в Минюсте РФ 01.11.2004 г. № 6094 (далее Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей), настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее - водители). Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения (п. 3 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей).
Согласно п. п. 8, 11 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
В соответствии с п. 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).
При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Как следует из акта проверки от 8 - 10.09.2010 г., протокола об административном правонарушении № 001104 от 10.09.2010 г., путевых листов, 24, 25, 27, 28, 29, 30 августа и 01, 02 сентября 2010 г. ОАО "Автоколонна 2068" допустило эксплуатацию принадлежащих ему транспортных средств под управлением водителей Асташова В.Л., Тураева В.Б., Путинцева В.Н. с нарушением режима труда и отдыха водителей: продолжительность рабочего времени составила более 12 часов и ежедневного (междусменного) отдыха - менее 12 часов (л.д. 8, 16 - 18, 24 - 35).
Согласно ч. 1 ст. 20 ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
В силу п. 2.2. Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса РФ № 15 от 30.03.1994 г., зарегистрированного в Минюсте РФ 04.05.1994 г. № 554, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет, в том числе организации и проведения технического обслуживания и ремонта транспортных средств в порядке и сроки, предусмотренные Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, утвержденным Минавтотрансом РСФСР 20.09.84.
В соответствии с п. 96 приложения № 5 к указанному Положению при проведении второго технического обслуживания (далее ТО-2) необходимо, в том числе проверить работу двигателя, топливного насоса высокого давления, регулятора частоты вращения коленчатого вала, определить дымность отработавших газов.
Как следует из акта проверки от 8 - 10.09.2010 г., протокола об административном правонарушении № 001104 от 10.09.2010 г., объяснений генерального директора общества в судебном заседании, ОАО "Автоколонна 2068" не определялась токсичность отработавших газов при каждом проведении второго технического обслуживания принадлежащих ему транспортных средств (л.д. 8, 16 - 18, см. протокол судебного заседания от 05.10.2010 г.).
При таких обстоятельствах, следует признать, что выявленные административным органом в ходе проверки факты допуска к эксплуатации автобусов с неисправностями, эксплуатация при которых запрещена, нарушении режима труда и отдыха водителей, проведение ТО-2 не в полном объеме, образуют в действиях ОАО "Автоколонна 2068" состав правонарушения, предусмотренный частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Право старшего государственного инспектора Орлова В.М. на составление протокола об административном правонарушении предусмотрено ч. ч. 3, 4 ст. 28.3 КоАП РФ, приказом Федерального службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) № ГК-938фс от 30.10.2007 г. (л.д. 54).
Протокол об административном правонарушении был составлен в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности (л.д. 8). Требования, установленные ст. 28.2 КоАП РФ, административным органом соблюдены. Нарушения сроков, предусмотренных статьями 4.5, 28.5 и 28.8 КоАП РФ, судом не установлено.
В силу ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба
Таким образом, с учетом степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, суд полагает, что применение предупреждения не достигнет превентивной цели наказания, в связи с этим считает необходимым назначить открытому акционерному обществу "Автоколонна 2068" наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Руководствуясь статьями 202 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 2.4, частью 3 статьи 4.1, частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражный суд
решил:
Привлечь открытое акционерное общество "Автоколонна 2068", расположенное по адресу: Липецкая область, г. Усмань, ул. Маяковского, 2-а (основной государственный регистрационный номер 1024800730437), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решение суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в указанный срок в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, расположенный в г. Воронеже, через Арбитражный суд Липецкой области.
Дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.
Административный штраф может быть уплачен не позднее 30-ти дней со дня вступления решения суда в законную силу по следующим реквизитам:
получатель: УФК по Липецкой области (УГАДН по Липецкой области),
ИНН: 4824000013
КПП: 482401001
Расчетный счет: 40101810200000010006
Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России
БИК банка: 044206001
КБК: 10611690040040000140
ОКАТО: 42401000000
В случае неуплаты штрафа в установленный срок выдать исполнительный лист.
Судья
Е.И.ЗАХАРОВА