РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
АДМИНИСТРАЦИЯ ПИОНЕРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2009 г. № 149
Об утверждении Положения об интегрированном обучении детей
с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных
учреждениях Пионерского городского округа
В целях создания вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья вне зависимости от вида ограничений здоровья и типа образовательного учреждения
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Положение
об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях Пионерского городского округа (приложение № 1).
2. Постановление вступает в силу со дня его подписания.
Глава городского округа (мэр)
Р.А. Сагаева
Приложение № 1
к Постановлению
администрации Пионерского
городского округа
от 27 марта 2009 г. № 149
ПОЛОЖЕНИЕ
об интегрированном обучении детей с ограниченными
возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях
Пионерского городского округа
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение обеспечивает реализацию прав граждан с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, коррекции нарушений развития, социальной адаптации в условиях общеобразовательного учреждения (далее - Положение).
1.2. Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" (в действующей редакции), Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 года № 288 (в действующей редакции), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Калининградской области.
1.3. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении может быть организовано в форме интегрированного обучения независимо от вида ограничений здоровья.
1.4. Интегрированное обучение организуется:
1) посредством совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе общеобразовательного учреждения;
2) посредством функционирования класса для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении для детей, не имеющих таких ограничений или имеющих другие ограничения здоровья.
1.5. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях является приоритетной формой организации образовательного процесса (по сравнению с обучением в специальном (коррекционном) образовательном учреждении).
1.6. Допускается сочетание интегрированной формы организации образовательного процесса с другими формами при наличии указания на это в заключении областной ПМПК.
2. Организация интегрированного обучения
в общеобразовательном учреждении
2.1. В общеобразовательном учреждении при организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которым рекомендованы специальные (коррекционные) программы обучения, и детей, не имеющих таких ограничений, могут создаваться классы интегрированного обучения.
2.2. Класс интегрированного обучения открывается на 1 сентября нового учебного года приказом отдела по образованию, культуре, молодежной политике, спорту и здравоохранению на основании соответствующей заявки общеобразовательного учреждения.
2.3. Заявка общеобразовательного учреждения должна содержать:
- список обучающихся, которым рекомендовано обучение по специальным коррекционным программам для зачисления в класс интегрированного обучения;
- копии протоколов областной ПМПК;
- заявления родителей об интегрированном обучении детей;
- копию лицензии на право ведения образовательной деятельности по специальным (коррекционным) программам обучения;
- информацию о наличии специальной педагогической помощи обучающимся, поступившим на интегрированное обучение.
2.4. По выбору руководителя общеобразовательного учреждения специальная помощь обучающимся, поступившим на интегрированное обучение, может оказываться как по договорам с ППМС-центрами или другими образовательными учреждениями, либо путем создания службы специальной помощи на базе самой школы.
2.5. Дополнительное направление обучающихся в функционирующий класс интегрированного обучения допускается только в первой половине учебного года.
2.6. Наполняемость класса интегрированного обучения составляет не более 25 человек, количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в нем не менее 5, но не более 12 человек.
2.7. Целесообразно включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в работу группы продленного дня (по показаниям). Рекомендуется организация двухразового питания и проведение необходимых оздоровительных мероприятий.
2.8. При организации интегрированного обучения общеобразовательное учреждение и его филиалы либо обособленные структурные подразделения обязаны:
- получить лицензию на право ведения образовательной деятельности по специальным (коррекционным) программам обучения;
- разработать локальные акты учреждения, регламентирующие деятельность по организации интегрированного обучения по специальным (коррекционным) программам;
- обеспечить специальную помощь обучающимся, включенным в интегрированное обучение (обеспечить наличие учителя-дефектолога, других специальных педагогов либо заключить договор с ППМС-центром на оказание специальной помощи);
- иметь индивидуальные образовательные планы на каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечить материальную базу, соответствующую специальным (коррекционным) программам обучения, и обязательную реализацию учебного плана в части профессионально-трудового обучения;
- иметь документацию, позволяющую отследить прохождение образовательной программы, динамику обучения ребенка, его коррекционную подготовку;
- осуществлять плановую подготовку (переподготовку) кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- следовать рекомендациям, содержащимся в заключении областной ПМПК, выполнять требования специальных (коррекционных) программ.
3. Образовательный процесс и итоговая аттестация
3.1. Образовательный процесс в классах интегрированного обучения осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования.
I ступень - начальное общее образование - I-VIII вид (нормативный срок освоения 4 года);
II ступень - основное общее образование - I-VIII вид (нормативный срок освоения 5 лет);
III ступень - среднее (полное) общее образование - I-VII вид (нормативный срок освоения 2 года).
3.2. Для составления учебного плана на текущий учебный год для организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья используется базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 № 29/2065-п "Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии").
3.3. Специфика образовательного процесса в классах интегрированного обучения состоит в организации индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья.
3.4. Обучение организуется как по общим, так и по специальным учебникам, соответствующим программе обучения. Решение по этому вопросу принимает учитель, согласуя его с методическим советом и администрацией общеобразовательного учреждения.
3.3. Оценка знаний учащихся с ограниченными возможностями здоровья в классах интегрированного обучения осуществляется в соответствии с программой обучения I-VIII вида с учетом особенностей развития ребенка.
3.4. Решение о промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья принимает педагогический совет общеобразовательного учреждения.
3.5. Государственная итоговая аттестация выпускников, обучавшихся интегрированно, по специальным (коррекционным) программам I-VII вида за курс основной школы проводится по алгебре и по русскому языку письменно и одному из предметов по выбору выпускника - устно.
3.6. Экзамен по русскому языку проводится в форме диктанта или изложения (по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения), по математике - в традиционной форме по отдельному варианту.
3.7. Тексты письменных экзаменационных заданий и вопросы к устным экзаменам составляются Министерством образования Калининградской области с обязательным привлечением специалистов коррекционной педагогики.
3.8. Экзамены для учащихся с ограниченными возможностями здоровья проводятся в общей аудитории со всеми выпускниками по отдельному варианту либо в отдельной аудитории со специально организованной экзаменационной комиссией.
3.9. Выпускники 9-го класса, обучавшиеся по специальным (коррекционным) программам I-VII вида, успешно освоившие курс основной школы, получают документ государственного образца о получении основного общего образования.
3.10. Выпускники 9-го класса, обучавшиеся по специальным (коррекционным) программам VIII вида, сдают экзамен или проходят собеседование (по решению педагогического совета общеобразовательного учреждения) по трудовому обучению и получают свидетельство установленного образца.
3.11. За курс средней (полной) общеобразовательной школы проводятся письменные экзамены по алгебре и началам анализа и по русскому языку и литературе (в форме сочинения или изложения с творческим заданием - по выбору обучающегося) и не более двух экзаменов по выбору выпускника.
4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
4.1. Для работы в классах интегрированного обучения назначаются педагоги, прошедшие специальную курсовую подготовку.
4.2. В штатное расписание общеобразовательного учреждения при наличии в нем классов (класса) интегрированного обучения вводится ставка учителя-дефектолога из расчета 1,0 (единица) на 12 учащихся, обучающихся по специальным (коррекционным) программам, либо заключается договор с ППМС-центром, другим образовательным учреждением на оказание специальной помощи.
4.3. При меньшем или большем количестве учащихся, обучающихся по специальным (коррекционным) программам, расчет ставки учителя-дефектолога производится пропорционально количеству учащихся кратным 0,25 ставки.
4.4. В должностные обязанности учителя-дефектолога классов интегрированного обучения входит организация обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья по специальным (коррекционным) программам I-VIII вида (приложение № 1 - не приводится).
4.5. Учитель-дефектолог классов интегрированного обучения ведет установленную документацию (приложение № 2 - не приводится).
4.6. Организация работы и учет времени учителя-дефектолога класса интегрированного обучения строятся в соответствии с основными направлениями деятельности (приложение № 3 - не приводится).
4.7. Размер доплат и надбавок учителю-дефектологу и другим коррекционным педагогам устанавливается общеобразовательным учреждением самостоятельно в соответствии с положением об оплате труда общеобразовательного учреждения.
5. Финансирование интегрированного обучения
5.1. Финансирование общеобразовательного учреждения, обеспечивающего интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по специальным (коррекционным) программам, осуществляется по нормативу с учетом поправочных коэффициентов на интегрированное обучение в соответствии с Законом
Калининградской области "О нормативах бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений".
5.2. При расчете ежемесячного финансирования общеобразовательных учреждений повышающий коэффициент на интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным (коррекционным) программам, распространяется на общеобразовательные учреждения, его филиалы и обособленные структурные подразделения, в которых соблюдены все требования настоящего Положения.
5.3. Министерство образования вправе проверять организацию интегрированного обучения и по результатам проверки изменять финансирование общеобразовательных учреждений путем снятия соответствующих корректирующих коэффициентов.