ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 октября 2010 г. № 750-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ
ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО
И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА РЕГИОНАЛЬНОГО И МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО
ХАРАКТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" Правительство Пермского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение
об организации и проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регионального и межмуниципального характера на территории Пермского края.
2. Настоящее Постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления оставляю за собой.
Председатель
Правительства края
В.А.СУХИХ
УТВЕРЖДЕНО
Постановлением
Правительства
Пермского края
от 20.10.2010 № 750-п
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ
СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА РЕГИОНАЛЬНОГО
И МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ
Настоящее Положение об организации и проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регионального и межмуниципального характера на территории Пермского края (далее - Положение) определяет порядок организации и проведения работ в зоне чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера регионального и межмуниципального характера на территории Пермского края.
Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 г. № 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Пермского края.
I. Основные понятия
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Экстренное (оперативное) реагирование на чрезвычайные ситуации - мероприятия, проводимые органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, взаимосвязанные по цели, времени и месту действия и включающие в себя своевременное получение информации о возникновении чрезвычайной ситуации, оповещение населения и заинтересованных организаций, оценку обстановки, принятие решений и организацию ликвидации чрезвычайной ситуации имеющимися силами и средствами в целях смягчения ее последствий.
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Локализация чрезвычайных ситуаций - это предотвращение дальнейшего распространения опасных факторов чрезвычайных ситуаций в результате выполнения комплекса аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Основная задача при оперативном (экстренном) реагировании на чрезвычайную ситуацию и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ - спасение людей в случае возникновения угрозы их жизни, обеспечение локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации в сроки и в размерах, определяемых возможностями привлеченных к локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств.
Решающее направление аварийно-спасательных и других неотложных работ - направление действий аварийно-спасательных и других неотложных работ, на котором использование сил и средств в данное время обеспечивает решение основной задачи.
заслушивать по окончании проведения АСДНР руководителей аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) и при необходимости лично убедиться в завершении указанных работ;
определить порядок убытия с места проведения АСДНР сил и средств, участвовавших в ликвидации ЧС.
4.9.2. При определении необходимости в дополнительных силах и средствах руководитель ликвидации ЧС должен учитывать:
динамику развития ЧС, воздействие поражающих факторов ЧС до начала проведения АСДНР;
требуемое количество сил и средств для проведения работ по спасению, эвакуации людей и имущества, вскрытию и разборке конструкций зданий.
4.9.3. При внесении изменений в расстановку сил и средств, участвующих в проведении АСДНР, руководитель ликвидации ЧС незамедлительно принимает решение об их перегруппировке и доводит решение до руководителей аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений) и руководителей работ на участках (секторах), указав порядок перегруппировки.
4.9.4. Руководитель ликвидации ЧС в любых условиях обстановки обязан организовать ежедневный учет личного состава и населения, находящегося в зоне ЧС, иметь при себе средства связи, поддерживать постоянную связь со всеми участниками ликвидации ЧС, а также с председателем КЧС и ОПБ края или лицом, его замещающим, органами повседневного управления и постоянно действующими органами управления краевой подсистемы РСЧС.
4.9.5. В случае крайней необходимости руководители работ по ликвидации ЧС вправе самостоятельно принимать решения по следующим вопросам:
о проведении эвакуационных мероприятий;
об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС;
о проведении аварийно-спасательных работ на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС;
об ограничении доступа людей в зоны ЧС;
о разбронировании резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС организаций, находящихся в зонах ЧС;
об использовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС;
о привлечении к проведению работ по ликвидации ЧС нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, а также спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение аварийно-спасательных работ;
о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия к проведению аварийно-спасательных работ;
о принятии других необходимых мер, обусловленных развитием ЧС и ходом работ по их ликвидации.
Руководитель ликвидации чрезвычайной ситуации обязан принять все меры по незамедлительному информированию соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководства организаций о принятых им в случае крайней необходимости решениях.
4.10. План проведения АСДНР предусматривает:
поиск, деблокирование и спасение людей, при необходимости обеспечение их средствами индивидуальной защиты;
оказание пострадавшим медицинской помощи и их эвакуация в лечебные учреждения;
проведение первоочередных мероприятий (тушение пожаров, локализация заражений аварийно химически опасными веществами, радиационного загрязнения и т.д.);
локализация аварий в коммунально-энергетических сетях, препятствующих ведению АСДНР;
устройство проездов и проходов, разборка завалов, вскрытие разрушенных (заваленных) укрытий, подача в них воздуха;
обрушение неустойчивых конструкций, демонтаж сохранившегося оборудования, которому угрожает опасность;
развертывание временных пунктов питания и проживания населения, пострадавшего и эвакуированного в результате ЧС;
спасение материальных и культурных ценностей;
другие мероприятия в зависимости от местных условий и сложившейся обстановки.
V. Обеспечение АСДНР
5.1. Обеспечение АСДНР организуется руководителем ликвидации ЧС на основании оценки обстановки, сложившейся в зоне ЧС.
5.2. Транспортное и дорожное обеспечение организуется в целях перевозки сил и средств, привлекаемых к проведению работ по ликвидации ЧС, к участкам (секторам) работ, подвоза продовольствия, воды, медикаментов, вещевого имущества и других средств в район проведения АСДНР, а также для вывоза эвакуируемого населения, материальных и культурных ценностей из зоны ЧС.
5.3. Материальное обеспечение заключается в своевременном снабжении сил и средств, привлекаемых к проведению работ по ликвидации ЧС, техникой и имуществом для выполнения АСДНР.
Питанием, спецодеждой, транспортом аварийно-спасательные формирования (службы, подразделения), привлекаемые для проведения работ по ликвидации ЧС, обеспечиваются за счет организаций, на базе которых они сформированы.
5.4. Техническое обеспечение включает мероприятия по использованию, техническому обслуживанию и ремонту техники аварийно-спасательных формирований (служб, подразделений), а также обеспечению ее запасными частями и ремонтными материалами.
5.5. Гидрометеорологическое обеспечение осуществляется в целях всестороннего учета состояния погоды, оповещения и предупреждения об опасных метеорологических явлениях, которые могут повлечь резкое осложнение обстановки в зоне ЧС.
5.6. Инженерное обеспечение включает инженерную разведку территорий (объектов) в зоне ЧС, инженерное оборудование районов, занимаемых силами, привлекаемыми к проведению работ по ликвидации ЧС, и пунктами управления, устройство и содержание путей движения, подвоза и эвакуации, оборудование и содержание переправ через водные преграды, оборудование пунктов водоснабжения.
5.7. Химическое обеспечение включает радиационную и химическую разведку, обеспечение участвующих в АСДНР в зонах радиационной и химической опасности индивидуальными средствами защиты, поставку техники и материальных средств для дозиметрического и радиационного контроля, санитарную обработку людей, специальную обработку техники, оборудования и местности.
5.8. Медицинское обеспечение включает мероприятия по сохранению здоровья и работоспособности личного состава, привлекаемого для ликвидации ЧС, разворачиванию медицинских пунктов, оказанию медицинской помощи заболевшим или получившим травмы, а также прекращению эпидемических заболеваний, обеспечению этих мероприятий необходимым оборудованием, медикаментами и другими средствами.
5.9. Организация поддержания общественного порядка в ходе проведения АСДНР производится в соответствии с планом действий Главного управления внутренних дел по Пермскому краю при чрезвычайных обстоятельствах.
5.10. Исполнительные органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края и организации обязаны оказывать всемерное содействие аварийно-спасательным службам, аварийно-спасательным формированиям, следующим в зоны чрезвычайных ситуаций и проводящим работы по ликвидации ЧС, в том числе предоставлять им необходимые транспортные и материальные средства.
VI. Финансирование АСДНР
Финансирование и возмещение затрат при проведении АСДНР силами и средствами краевой подсистемы РСЧС, силами и средствами муниципальных образований при возникновении ЧС осуществляется из заблаговременно создаваемых резервов финансовых и материальных ресурсов Пермского края и муниципальных образований Пермского края.
Финансирование и возмещение затрат при проведении АСДНР силами и средствами органов и уполномоченных организаций, действующих в рамках функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Пермского края, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.