ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 сентября 2010 г. № 74-Г10-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Борисовой Л.В. и Калининой Л.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующим постановления
Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2010 г. № 144 "Об утверждении Перечня государственных должностей и должностей государственной гражданской службы, замещение которых дает право пользования залами официальных лиц и делегаций, организуемыми в составе железнодорожных и автомобильных вокзалов (станций), морских и речных портов, аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полетов)" по кассационной жалобе Правительства Республики Саха (Якутия) на решение
Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 2 июля 2010 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение
суда подлежит отмене с прекращением производства по делу, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с вышеуказанным заявлением, сославшись на то, что оспариваемый акт противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1996 г. № 1116 "Об утверждении Положения о залах официальных лиц и делегаций", согласно которому перечень граждан, обслуживаемых в названных залах, открытых для международных сообщений (международных полетов), утверждается Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Правительство Республики Саха (Якутия), приняв оспариваемое постановление
, вышло за пределы полномочий, предоставленных органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации федеральным законодательством.
Верховным судом Республики Саха (Якутия) постановлено приведенное выше решение
, об отмене которого и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявления просит в кассационной жалобе Правительство Республики Саха (Якутия).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что имеются основания для отмены решения
суда.
Установлено, что постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2010 г. № 144 утвержден Перечень
государственных должностей и должностей государственной гражданской службы, замещение которых дает право пользования залами официальных лиц и делегаций, организуемыми в составе железнодорожных и автомобильных вокзалов (станций), морских и речных портов, аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полетов). Акт официально опубликован в издании "Якутские ведомости", № 23, 7 апреля 2010 г.
Суд, признавая недействующим указанное постановление
, пришел к выводу, что оно принято с превышением полномочий, предоставленных органам государственной власти Республики Саха (Якутия).
На федеральном уровне правоотношения, связанные с порядком пересечения государственной границы Российской Федерации, регламентированы Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" (с последующими изменениями), иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. "н" ст. 71 Конституции Российской Федерации вопросы определения статуса и защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Законом Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" пересечение государственной границы отнесено к вопросам содержания и установления режима государственной границы (ст. 7). В качестве пропуска через государственную границу определена территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенной в непосредственной близости от государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы и перечень пунктов пропуска через государственную границу определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 9).
К специализированной части пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г. № 371 "О совершенствовании порядка пересечения государственной границы" (в ред. указов Президента РФ от 31 июля 2002 г. № 821, от 26 января 2007 г. № 69) отнесены залы официальных лиц и делегаций, которые организуются в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, установленных в пределах железнодорожных, автомобильных вокзалов, станций, морских, речных портов, аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полетов). Решение об организации и открытии залов официальных лиц принимается Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной таможенной службой и другими федеральными органами исполнительной власти, подразделения которых осуществляют контроль в пунктах пропуска через государственную границу.
Приведенные нормы отражены и в Положении о залах официальных лиц и делегаций, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1996 г. № 1116. При этом закреплено, что перечень граждан, обслуживаемых в указанных выше залах официальных лиц и делегаций, утверждается Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 2 постановления).
Таким образом, федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению перечня граждан, обслуживаемых в залах официальных лиц и делегаций, организуемых в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, установленных в пределах железнодорожных, автомобильных вокзалов, станций, морских, речных портов, аэропортов (аэродромов), открытых для международных сообщений (международных полетов). При этом полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сводятся к согласованию такого перечня. Иных полномочий по данному вопросу им не предоставлено.
Сравнительный анализ оспариваемого акта с федеральными нормами приводит к выводу о том, что при принятии постановления
от 27 марта 2010 г. № 144 Правительство Республики Саха (Якутия) осуществило нормативное правовое регулирование по вопросу, отнесенному к ведению Российской Федерации.
В связи с чем на момент вынесения решения
являлся правильным вывод суда о наличии предусмотренных ч. 2 ст. 253 ГПК РФ оснований для признания акта недействующим.
Вместе с тем установлено, что оспариваемые нормы прекратили свое действие в связи с принятием Правительством Республики Саха (Якутия) постановления
от 29 июля 2010 г. № 344 "О внесении изменений в порядок и условия командирования государственных гражданских служащих Республики Саха (Якутия)", помещенного в газете "Якутские ведомости", № 50, 7 августа 2010 г. и вступившего в силу с момента официального опубликования его текста.
В частности, ст. 2
названного акта внесены изменения в наименование, содержание и приложение постановления
Правительства от 27 марта 2010 г. № 144, в соответствии с которыми изменен предмет правового регулирования, и речь теперь идет не о пересечении границы, а о возмещении расходов за услуги залов официальных лиц и делегаций.
В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
По смыслу закона предметом судебного обжалования могут быть только такие правовые акты нормативного характера, которые на момент рассмотрения заявленных требований являются действующими и влекущими нарушения прав и свобод. Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются и нарушений охраняемых законом прав и интересов повлечь не могут.
Аналогичная позиция выражена в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части".
Поскольку на момент кассационного рассмотрения дела оспариваемые нормы прекратили свое действие и нарушения чьих-либо прав и свобод не влекут, решение
суда первой инстанции о признании нормативного правового акта недействующим подлежит отмене с прекращением производства по данному делу.
В силу изложенного и руководствуясь ст. 360, п. 4 ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение
Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 2 июля 2010 г. отменить, производство по данному делу прекратить.