Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 августа 2010 г. по делу № А76-8962/2010-65-429

Резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2010 г.
Полный текст решения изготовлен 11 августа 2010 г.
Арбитражный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Воронова В.П., судей Котлярова Н.Е., Костылева И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Комаровой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Челябоблкоммунэнерго", г. Челябинск,
к Государственному Комитету "Единый тарифный орган Челябинской области", г. Челябинск,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - закрытого акционерного общества "Троицкие энергетические системы", г. Троицк, Челябинская область,
Федеральной службы по тарифам, г. Москва,
о признании нормативного правового акта недействующим в части,
при участии в заседании представителей:
заявителя - П.Ю.С., по доверенности от 30.12.2009, паспорт,
ответчика - Е.С.Г., по доверенности от 10.08.2010, паспорт,
третьего лица - В.М.В., по доверенности от 01.02.2010, паспорт,
Р.Н.А., по доверенности от 11.09.2009, паспорт

установил:

открытое акционерное общество "Челябоблкоммунэнерго", г. Челябинск, обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Государственному Комитету "Единый тарифный орган Челябинской области", г. Челябинск, о признании п. 1.2 Постановления Государственного Комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" № 12/8 от 30.03.2010, а также п. 2 примечания к указанному Постановлению недействующими.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: закрытое акционерное общество "Троицкие энергетические системы", г. Троицк Челябинской области (далее ЗАО "ТЭС"), Федеральная служба по тарифам, г. Москва (далее ФСТ России).
Представитель ОАО "Челябоблкоммунэнерго" требования, изложенные в заявлении поддержал в полном объеме, в обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что поскольку договорные отношения между ОАО "Челябоблкоммунэнерго" и ЗАО "ТЭС" отсутствуют в утвержденный тариф не должны включаться расходы заявителя на передачу тепловой энергии. Заявитель полагает, что должен действовать отдельный тариф на передачу тепловой энергии для конечных потребителей, который позволит заключать договоры и взыскивать стоимость такой передачи непосредственно с конечных потребителей заявителем, минуя энергоснабжающую компанию, которой является ЗАО "ТЭС". Правовым основанием заявления указал ст. 539 ГК РФ, в соответствии с которой энергоснабжающая организация не вправе взимать плату за передачу тепловой энергии.
Представитель Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" (далее ЕТО) считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению согласно доводам, изложенным в письменном отзыве (л.д. 107 - 109). В обоснование доводов представителем ЕТО указано, что действующее законодательство не предполагает установление для конечных потребителей тарифа на передачу тепловой энергии по присоединенным сетям и как следствие отдельное взимание данных расходов с конечных потребителей энергии, в том числе с бюджетных организаций и населения. ЕТО считает установленный тариф законным и обоснованным.
Третье лицо (Федеральная служба по тарифам, г. Москва) в судебное заседание не явилось, мнение не представило, о времени и месте судебного заседания извещено в порядке ч. 1 ст. 123 Арбитражного процессуального Кодекса РФ (л.д. 126 - 129).
Третье лицо - ЗАО "ТЭС" полагает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, представило письменное мнение. Указало, что действующим законодательством не предусмотрено заключение договоров сетевой организации с потребителем, а предусмотрена лишь возможность заключения договора между потребителем и теплоснабжающей организацией. Тарифы на передачу тепловой энергии для потребителей не предусмотрены (л.д. 77 - 78).
Суд, исследовав письменные материалы дела, установил следующие фактические обстоятельства:
30 марта 2010 года Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области" принято Постановление № 12/8 "О тарифах для потребителей на тепловую энергию, вырабатываемую филиалом ОАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС" (далее по тексту - Постановление), которым были утверждены и введены в действие с 1 апреля по 31 декабря 2010 года тарифы для потребителей на тепловую энергию, вырабатываемую филиалом ОАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС, признаны недействительными с 01.01.2010 Постановления ГК "ЕГО Челябинской области" от 30.12.2009 № 51/10 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей, получающих тепловую энергию от филиала ОАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС и присоединенных к сетям филиала ОАО "Челябоблкоммунэнерго" Троицкие электротепловые сети" и № 51/14 от 30.12.2009 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей, получающих тепловую энергию от филиала ОАО "ОГК-2" Троицкая ГРЭС и присоединенных к сетям ЗАО "Троицкие энергетические системы", а также предписано произвести перерасчет населению по тарифам, утвержденным данным Постановлением, с 01.01.2010.
Указанное Постановление опубликовано в периодическом издании "Южноуральская панорама" от 03.04.2010 № 79 (л.д. 69 - 70).
ОАО "Челябоблкоммунэнерго", полагая, что Постановление Государственного Комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" № 12/8 от 30.03.2010 в части п. 1.2 и п. 2 примечания к Постановлению является незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Согласно п. 6 ст. 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Официальным опубликованием закона области, иного нормативного правового акта области, считается первая публикация его полного текста в официальном издании органов государственной власти области.
Согласно статье 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью первой статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 29, частью 3 статьи 191 АПК РФ установлено, что дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
В соответствии с п. 16 Положения о Государственном комитете "Единый тарифный орган Челябинской области", утв. Постановлением Губернатора Челябинской области от 01.09.2004 № 477, Постановления Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" публикуются в информационном бюллетене ЕТО или (и) в официальных средствах массовой информации.
В силу п. 1 Положения о Государственном Комитете "Единый тарифный орган Челябинской области", утв. Постановлением Губернатора Челябинской области от 01.09.2004 № 477 (в ред. от 24.03.2010), ЕТО является органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим реализацию единой государственной ценовой (тарифной) политики и государственный контроль (надзор) за соблюдением порядка ценообразования на территории Челябинской области, а также уполномоченным на осуществление функций по регулированию деятельности гарантирующих поставщиков.
Согласно подп. 1 п. 7 Положения о Государственном комитете "Единый тарифный орган Челябинской области", утв. Постановлением Губернатора Челябинской области от 01.09.2004 № 477 "Об утверждении положения, структуры и штатной численности Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" (в ред. от 24.03.2010), ЕТО устанавливает тарифы, в том числе:
на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям, а также устанавливает тарифы на услуги по передаче тепловой энергии;
на тепловую энергию, за исключением тепловой энергии, производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (далее именуются - электростанции), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию;
на тепловую энергию, производимую электростанциями, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на эту энергию;
Тарифы на услуги по передаче тепловой энергии формируются исходя из расходов на эксплуатацию тепловых сетей, расходов на оплату тепловой энергии, израсходованной на передачу тепловой энергии по тепловым сетям (технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях), в соответствии с пунктом 58 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 года № 20-э/2 (далее - Методические указания).
В соответствии с п. 10.1 Методических указаний Тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
1) средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности);
2) стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.
Согласно п. 5.3.2 Методических указаний на потребительских рынках тепловой энергии (мощности) применяются регулируемые цены и тарифы, в том числе тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, которые устанавливаются региональными органами в соответствии с настоящими Методическими указаниями.
Постановлением Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 30.12.2009 № 51/22 "О введении в действие тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые Троицкими электротепловыми сетями - филиалом ОАО "Челябоблкоммунэнерго" установлен тариф (без учета НДС) на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые Троицкими электротепловыми сетями - филиалом ОАО "Челябоблкоммунэнерго", в размере 215,38 руб./Гкал, в том числе ставка на оплату технологического расхода (потерь) тепловой энергии на ее передачу - 26,55 руб./Гкал. (л.д. 68).
Стороны в судебном заседании подтвердили, что данный тарифы в сумме 215,38 руб./Гкал включен в тариф, установленный оспариваемым Постановлением № 12/8 от 30.03.2010, в сумме, определенную пунктом 1.2 приложения № 1 к Постановлению, составляющую 828,7 руб./Гкал.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на тепловую энергию, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию.
В силу подп. 4 п. 54 Постановления Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент издания оспариваемого Постановления) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на очередной финансовый год устанавливают на розничном рынке тарифы на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных минимальных и (или) максимальных уровней тарифов на тепловую энергию.
Данный пункт не содержит указания на полномочия по установлению тарифов по передаче тепловой энергии для конечных потребителей.
Пунктом 57 данного Постановления установлено, что тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых:
средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности);
стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.
В счетах на оплату электрической и тепловой энергии (мощности) помимо суммарного платежа должны раздельно указываться стоимость отпущенной потребителю энергии (мощности), стоимость услуг по ее передаче и стоимость услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей.
В силу изложенного, суд делает вывод о том что, оспариваемое Постановление Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 30.03.2010 № 12/8 "О тарифах для потребителей на тепловую энергию, вырабатываемую филиалом ОАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС" и п. 1.2 примечания к Постановлению, не создают неправомерных ограничений для хозяйствующих субъектов, действующим законодательством не предусмотрено установление тарифов на передачу тепловой энергии для конечных потребителей. Стоимость такой передачи включается в единый тариф на тепловую энергию для потребителей.
Исходя из представленных в материалы дела документов и оценки доводов лиц, участвующих в деле лиц, арбитражный суд приходит к выводу о том, что заявитель не представил суду доказательства того, что оспариваемым нормативным правовым актом нарушаются его права и законные интересы или созданы иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, суд полагает, что оспариваемые пункты Постановления Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 30.03.2010 № 12/8 "О тарифах для потребителей на тепловую энергию, вырабатываемую филиалом ОАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС", соответствуют ст.ст. 2, 3, 4, 5, 6 Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", п.п. 54, 57 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 в редакции от 28.06.2008; п.п. 53.2, 10.1, 58 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, оснований для признания данных пунктов недействующими не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 176, 195 АПК РФ, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований открытого акционерного общества "Челябоблкоммунэнерго", г. Челябинск о признании о признании п. 1.2 Постановления Государственного Комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" № 12/8 от 30.03.2010, а также п. 2 примечания к указанному Постановлению недействующими отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.

Председательствующий
В.П.ВОРОНОВ

Судьи
Н.Е.КОТЛЯРОВ
И.В.КОСТЫЛЕВ




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Данное решение вступило в законную силу немедленно после принятия.

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.08.2010 по делу № А76-8962/2010-65-429
<Об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании п. 1.2 Постановления Государственного Комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" № 12/8 от 30.03.2010, а также п. 2 примечания к указанному Постановлению недействующими>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru