Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Томская область


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 декабря 2009 г. по делу № А67-8518/09

(извлечение)

14 декабря 2009 г. (полный текст)
09 декабря 2009 г. (резолютивная часть)
ОАО "Томская генерирующая компания № 11" обратилось с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области о признании недействительными решения и предписания от 08.09.2009 г. по делу № 02-10/68-09.
Представитель ОАО "ТГК-11" в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и письменных пояснениях по делу, в том числе пояснил, что оспариваемые акты Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области - решение и предписание от 08.09.2009 года, являются незаконны, т.к. подогрев воды, является составной частью тарифа на горячую воду и соответственно, в рассматриваемом случае, отсутствует ущемление интересов потребителей, а в действиях Заявителя отсутствуют признаки нарушения ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", в связи с чем, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Представитель Ответчика заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и письменных пояснениях по делу, в том числе указал, что ОАО "ТГК-11" предъявляя к оплате услуги - "подогрев ГВС", не предусмотренные действующим законодательством, нарушает антимонопольное законодательство, а именно часть 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции", которая запрещает действия (бездействие), занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться, в том числе и ущемление интересов других лиц.
На основании изложенного, представитель Ответчика считает, что решение и предписание Управления ФАС по Томской области от 08.09.2009 по делу № 02-10/68-09 принято в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, требования ОАО "ТГК-11" не подлежат удовлетворению.
Заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства по делу, суд считает установленными следующие обстоятельства
ОАО "ТГК-11" зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по г. Томску 26.08.2005 г. и внесено в ЕГРЮЛ за ОГРН 1055406226237 (свидетельство серия 54 № 002948889).
08 сентября 2009 г. комиссия Томского Управления Федеральной антимонопольной службы России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев материалы дела № 02-10/68-09 по признакам нарушения ОАО "ТГК-11" ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", приняло решение, согласно которому ОАО "ТГК-11" признано нарушившим абз. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившееся в выставлении счетов за услугу "подогрев ГВС" населению г. Томска, то есть услугу, не предусмотренную действующим законодательством (п. 1 Решения), в связи с чем, решено: выдать ОАО "ТГК-11" предписание о прекращении нарушения, а также передать материалы для решения вопроса о привлечении ОАО "ТГК-11" к административной ответственности (п. 2, 3 Решения).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон № 135-ФЗ принят 26.07.2006, а не 26.06.2006.

08 сентября 2009 г. комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 02-10/68-09 по признакам нарушения ОАО "ТГК-11" абзаца 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", вынесла предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, согласно которому ОАО "ТГК-11" предписано: немедленно, по получении настоящего предписания, прекратить нарушение абз. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.06.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в выставлении счетов за "подогрев ГВС" населению г. Томска, то есть коммунальной услуги, не предусмотренной действующим законодательством и в течение 10 дней после получения настоящего предписания сообщить в Управление ФАС по Томской области о его исполнении.
Полагая решение и предписание Управления ФАС по Томской области от 08.09.2009 г. по делу № 02-10/68-09, незаконными и нарушающими его законные права и интересы, ОАО "ТГК-11" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое, по мнению суда, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ № 307 издано 23.05.2006, а не 23.06.2006.

В соответствии с п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 г. № 307 (далее по тексту: "Правила"), коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - договор).
В состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг, в том числе включается горячее водоснабжение (п. 6 Правил)
Размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (п. 15 Правил).
Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что действующим законодательством установлена обязанность ресурсоснабжающих организаций предоставлять потребителям лишь коммунальные услуги, тарифы по которым установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемых актов, явился вывод антимонопольного органа о том, что в период январь-август 2009 г., ОАО "ТГК-11", являясь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке снабжения тепловой энергией в горячей воде, предъявлял потребителям к оплате услугу - "подогрев ГВС", не предусмотренную действующим законодательством, и тариф на которую органом местного самоуправления установлен не был, чем нарушило антимонопольное законодательство, а именно абзац 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции".
Данный вывод Управления ФАС по Томской области, по мнению суда, нашел подтверждения в ходе судебного заседания, при этом суд исходит из следующего.
Материалами дела установлено, и представителями сторон не оспаривается, что ОАО "ТГК-11" занимает доминирующее положение на рынке снабжения тепловой энергией в горячей воде в границах Муниципального образования "Город Томск", в связи с чем, данный факт судом считается установленным.
Из представленных в материалы дела документов: счетов, выставленных ОАО "ТГК-11" в адрес ТСЖ "Фортуна-ИР" за период январь-август 2009 г., а также квитанций за ЖКУ, выставляемых в адрес проживающих граждан указанным товариществом собственников жилья следует, что потребителям коммунальных услуг, в период январь-август 2009 г., для оплаты предъявлялась такая услуга, как "тепловая энергия на подогрев ГВС".
Между тем, согласно постановлению Мэра г. Томска № 1058 от 30.12.2008 г. "Об оплате населением муниципального образования "Город Томск" коммунальных услуг", принятого во исполнение положений ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", на территории г. Томска в 2009 г. был установлен тариф на такую коммунальную услугу, как "горячее водоснабжение".
Таким образом, ОАО "ТГК-11" предъявлялась потребителям коммунальная услуга - "тепловая энергия на подогрев ГВС", которая действующим законодательством не предусмотрена и тариф на которую, в установленном порядке, установлен не был.
Довод представителя ОАО "ТГК-11" о том, что в рассматриваемом случае не подлежат применению положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2006 г. № 307, судом не принимается, т.к. в соответствии с п. 8 Правил, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями, с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 п. 15 Правил, в случае, если исполнителем коммунальных услуг является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В данном случае ТСЖ "Фортуна-ИР", приобретая коммунальный ресурс - ГВС у ресурсоснабжающей организации - ОАО "ТГК-11", не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги, в отношении многоквартирных жилых домов не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов граждан, проживающих в этих жилых домах, поэтому обязательства последнего перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами.
Следует также отметить и то обстоятельство, что и приказом Региональной энергетической комиссии Томской области от 16.12.2008 г. № 78/456 "О тарифах на тепловую энергию для потребителей системы централизованного теплоснабжения города Томска", на который, в обоснование правомерности предъявления к оплате такой услуги, как "тепловая энергия на подогрев ГВС", ссылался представитель ОАО "ТГК-11", установлен тариф лишь на тепловую энергию в горячей воде, что не может рассматриваться одним и тем же тарифом, т.к. услуга по подогреву ГВС, предполагает, в том числе и такой элемент, как передачу потребителями ресурсоснабжающей организации холодной воды для ее подогрева, что в свою очередь, не соответствует условиям договоров на пользование тепловой энергией в горячей воде, заключаемых между ОАО "ТГК-11" и исполнителями коммунальных услуг - товариществами собственников жилья.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Ущемление интересов потребителей коммунальных услуг, в рассматриваемом случае, заключается в выставлении ОАО "ТГК-11", которое является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке снабжения тепловой энергией в горячей воде в границах Муниципального образования "Город Томск", в адрес последних коммунальной услуги - "подогрев ГВС", не предусмотренной действующим законодательством и тариф на которую, в установленном законом порядке, не установлен.
Таким образом, по мнению суда, в ходе судебного разбирательства законность и обоснованность принятия оспариваемого решения и предписания от 08.09.2009 г., вынесенных Управлением ФАС по Томской области по делу № 02-10/68-09, были доказаны, в связи с чем, заявленные ОАО "ТГК-11" требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 102, 104, 167 - 170, 197 - 201 АПК РФ арбитражный суд,

решил:

В удовлетворении заявленных требований ОАО "Территориальная генерирующая компания № 11" о признании недействительными: решения и предписания от 08.09.2009 г., вынесенных Управлением ФАС по Томской области по делу № 02-10/68-09, проверенных на соответствие положениям ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Седьмой арбитражный апелляционный суд.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено

Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 01.06.2010 по делу № А67-8518/2009 данное решение и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2010 по делу № А67-8518/2009 оставлены без изменения.

Решение Арбитражного суда Томской области от 14.12.2009 № А67-8518/09
<Предъявление хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке снабжения тепловой энергией в горячей воде, к оплате услуги "подогрев ГВС", тариф на которую органом местного самоуправления не установлен, свидетельствует об ущемлении интересов потребителей коммунальных услуг и является нарушением антимонопольного законодательства>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru