Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Калужская область


УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 3 сентября 2010 г. по делу № 02-48/2010

Резолютивная часть решения оглашена 26 августа 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 03 сентября 2010 года.
Комиссия Калужского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: /.../, в присутствии председателя сельской Думы сельского поселения "Деревня Рябцево" /.../ (на основании решения сельской Думы сельского поселения "Деревня Рябцево" от 31.03.2010 № 1), Главы администрации сельского поселения "Деревня Рябцево" /.../ (на основании решения сельской Думы сельского поселения "Деревня Рябцево" от 14.05.2009 № 41), генерального директора ООО "Виктория" /.../ (на основании решения № 6 единственного участника ООО "Виктория" от 02.12.2009), представителя Малоярославецкого районного потребительского общества /.../ (на основании доверенности от 18.08.2010),
рассмотрев дело № 02-48/2010 по признакам нарушения администрацией сельского поселения "Деревня Рябцево" (далее - администрация) и сельской Думой сельского поселения "Деревня Рябцево" (далее - сельская Дума) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации",

установила:

В адрес Калужского УФАС России поступило заявление генерального директора ООО "Виктория" на незаконные, по мнению заявителя, действия, направленные на выселение ООО "Виктория" с арендуемого в течение длительного времени помещения, расположенного в д. Рябцево, Малоярославецкий район, собственником которого является Малоярославецкое районное потребительское общество (далее - Малоярославецкое райпо). Согласно поступившему заявлению, ООО "Виктория" является арендатором нежилого помещения магазина, расположенного по адресу: д. Рябцево, Малоярославецкий район (части нежилого помещения), общей площадью 46,5 кв. м и использует указанное помещение для осуществления торговой деятельности.
На момент подачи заявления, срок действия договора аренды указанного помещения, истекал 30.06.2010.
В целях установления наличия (отсутствия) признаков нарушения антимонопольного законодательства, Калужским УФАС России в адрес органов местного самоуправления сельского поселения "Деревня Рябцево" направлены соответствующие запросы.
Из документов, представленных администрацией (исх. от 24.06.2010 № 238) следовало, что в адрес администрации и сельской Думы сельского поселения "Деревня Рябцево" поступили обращения генерального директора ООО "Сельторг" (исх. от 27.04.2010 № 4; от 27.04.2010 № 5 соответственно).
В своем обращении в адрес администрации и сельской Думы ООО "Сельторг" просило оказать помощь и ходатайствовать перед Малоярославецким районным потребительским обществом (собственником здания, общей площадью 304,5 кв. м, расположенного по адресу: д. Рябцево, Малоярославецкий район) о предоставлении в аренду ООО "Сельторг" всей площади указанного здания. В качестве мотивов для передачи ООО "Сельторг" указанного здания ООО "Сельторг" указывало на создание на территории сельского поселения "Деревня Рябцево" магазина самообслуживания, создание новых рабочих мест. Также в своем обращении ООО "Сельторг" сообщало, что данное помещение частично занято другим арендатором.
06.05.2010 в адрес Малоярославецкого районного потребительского общества администрацией и Думой направлено письмо исх. от 06.05.2010 № 163, в котором содержалась просьба об оказании содействия в решении вопроса, изложенного в обращении генерального директора ООО "Сельторг", с приложением копии указанного обращения.
Согласно статье 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Учитывая указанные обстоятельства, в отношении администрации и сельской Думы возбуждено дело № 02-48/2010 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
При рассмотрении дела № 02-48/2010 генеральный директор ООО "Виктория" поддержала позицию, изложенную в заявлении, поступившем в адрес Калужского УФАС России. По мнению генерального директора ООО "Виктория", администрацией и сельской Думой при оказании ООО "Сельторг" содействия в получении прав владения (пользования) в отношении здания, общей площадью 304,5 кв. м, расположенного по адресу: д. Рябцево, Малоярославецкий район, были нарушены права и законные интересы ООО "Виктория", действия администрации и сельской Думы были направлены на устранение ООО "Виктория" с соответствующего товарного рынка.
Согласно пояснениям, представленным администрацией и сельской Думой, правовой акт в целях удовлетворения обращения генерального директора ООО "Сельторг" не принимался, из чего следует, что действия, направленные на оказание помощи в получении ООО "Сельторг" в аренду всей площади здания, расположенного по адресу: д. Рябцево, Малоярославецкий район, не совершались. Также представители администрации и сельской Думы при рассмотрении дела пояснили, что письмо от 06.05.2010 в адрес Малоярославецкого райпо направлялось с целью получения информации для подготовки к заседанию сельской Думы.
Рассмотрев материалы дела № 02-48/2010, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Калужского УФАС приходит к следующему.
На основании договора аренды № 28 от 01.07.2009, заключенного с Малоярославецким райпо, ООО "Виктория" является арендатором нежилого помещения (части нежилого помещения) магазина, расположенного по адресу: д. Рябцево, Малоярославецкий район, общей площадью 46,5 кв. м. Срок действия указанного договора до 30.06.2010.
Малоярославецкое райпо является собственником магазина, расположенного по адресу: д. Рябцево, Малоярославецкий район, общей площадью 304,5 кв. м (инв. № 1187, лит стр. 1), что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от 23.11.2009 серии 40-КЯ № 561844.
ООО "Виктория", согласно представленным в материалы дела договорам аренды, является арендатором указанного имущества с 01.07.2006.
Согласно материалам дела, ООО "Сельторг" за подписью генерального директора /.../ в адрес администрации и сельской Думы направлены обращения с просьбой ходатайствовать перед руководством Малоярославецкого райпо о предоставлении площади бывшего здания магазина, расположенного по адресу: ул. Зеленая, д. 9 (исх. от 27.04.2010 № 4; от 27.04.2010 № 5 соответственно).
06.05.2010 администрацией и сельской Думой за № 163 в адрес Малоярославецкого райпо направлено письмо, с просьбой оказать содействие в решении вопроса, содержащегося в обращении ООО "Сельторг". Также к указанному письму в адрес Малоярославецкого райпо направлена копия обращения ООО "Сельторг" в адрес администрации.
18.05.2010 состоялось заседание сельской Думы, на котором рассмотрено обращение генерального директора ООО "Сельторг". По результатам рассмотрения указанного обращения принято решение ходатайствовать перед руководством Малоярославецкого районного потребительского общества и администрацией о предоставлении в аренду ООО "Сельторг" площади бывшего здания магазина, расположенного по адресу: д. Рябцево, Малоярославецкий район (ул. Зеленая, д. 9).
На момент проведения заседания сельской Думы ответ Малоярославецкого райпо на обращение администрации и сельской Думы от 06.05.2010 № 163 в письменной форме не поступал, что подтверждено представителями лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также следует из содержания протокола заседания сельской Думы от 18.05.2010.
Из протокола заседания сельской Думы от 18.05.2010 также следует, что на заседании выступил депутат сельской Думы /.../, являющийся соучредителем ООО "Сельторг", который рассказал о перспективах ООО "Сельторг" на новом месте. Из указанного протокола также следует, что депутатом /.../ было предложено предоставить ООО "Виктория" помещение, которое занимает ООО "Сельторг".
Из указанного следует, что сельской Думой было принято решение, направленное на обеспечение интересов ООО "Сельторг" и предоставление указанному хозяйствующему субъекту преимуществ при осуществлении торговой деятельности на территории сельского поселения.
Вместе с тем, как следует из представленной в материалы дела информации, а также пояснений лиц, участвующих в рассмотрении дела, на территории сельского поселения "Деревня Рябцево" торговую деятельность осуществляют два хозяйствующих субъекта, а именно:
- ООО "Виктория" (местонахождение: ул. Зеленая, д. 9, д. Рябцево, Малоярославецкий район, Калужская область, 249082);
- ООО "Сельторг" (местонахождение: ул. Школьная, д. 1, д. Рябцево, Малоярославецкий район, Калужская область, 249082).
Направление администрацией и сельской Думой обращения в адрес Малоярославецкого райпо, а также принятие сельской Думой решения о ходатайстве перед руководством Малоярославецкого райпо и администрацией в интересах ООО "Сельторг" привело (могло привести) к созданию неравных условий для осуществления торговой деятельности на территории сельского поселения, а также предоставлению преимуществ ООО "Сельторг" при осуществлении торговой деятельности по сравнению с единственным конкурентом - ООО "Виктория", что могло повлечь ограничение, устранение конкуренции на соответствующем товарном рынке.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Как следует из указанной нормы, органам местного самоуправления запрещается совершать не только действия, в которые в безусловном порядке приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, но и те из них, которые могут привести к таким последствиям.
Для признания действий (бездействия) не соответствующими части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" не требуется наступления негативных последствий для участников рынка.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания относится к вопросам местного значения.
Вместе с тем, исходя из содержания действующего законодательства Российской Федерации, в том числе статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", органы местного самоуправления не вправе принимать решения и осуществлять действия (бездействие), направленные на предоставление преимуществ какому-либо отдельному участнику рынка в ущемление интересов других участников рынка - конкурентов.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" под конкуренцией признается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Действия администрации и сельской Думы были направлены на предоставление ООО "Сельторг" преимущественных условий деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, то есть органами местного самоуправления были совершены действия, исключающие возможность хозяйствующих субъектов самостоятельными действиями ограничивать возможность конкурента в одностороннем порядке воздействовать на условия обращения товаров.
При принятии решения Комиссия учитывает также следующие обстоятельства. 09.04.2010 генеральным директором ООО "Виктория" в адрес депутатов сельской Думы направлялось обращение, в котором обращалось внимание на действия депутата сельской Думы /.../ в отношении ООО "Виктория". Также в адрес администрации поступило обращение жителей сельского поселения "Деревня Рябцево" от 09.04.2010, из которого следует, что жители сельского поселения возмущены слухами о возможном насильственном закрытии магазина ООО "Виктория" и содержалась просьба о ходатайстве к арендодателю магазина. Из ответа администрации (исх. от 24.06.2010 № 238) следует, что указанное обращение генерального директора ООО "Виктория" и обращение жителей сельского поселения на заседании сельской Думы не рассматривались. На указанное обращение генерального директора ООО "Виктория" за подписью Главы сельского поселения "Деревня Рябцево" дан ответ от 27.04.2010 № 1. Вместе с тем, обращение генерального директора ООО "Сельторг" было включено в повестку дня сельской Думы и рассмотрено на заседании сельской Думы, по результатам которого принято решение о соответствующем ходатайстве перед Малоярославецким райпо и администрацией.
По мнению представителей администрации и сельской Думы, в связи с тем, что правового акта по удовлетворению обращения генерального директора ООО "Сельторг" со стороны органов местного самоуправления не принималось, действия, направленные на оказание ООО "Сельторг" помощи в получении в аренду всей площади здания, часть которого находится в аренде ООО "Виктория", не совершались. Комиссия не может согласиться с указанными доводами исходя из обстоятельств, указанных выше, а также учитывая то, что из содержания письма от 06.05.2010 № 163, направленного администрацией и сельской Думой в адрес собственника имущества - Малоярославецкого районного потребительского общества, следует, что указанные органы местного самоуправления совершили действия в интересах одного хозяйствующего субъекта - ООО "Сельторг" в ущемление интересов другого хозяйствующего субъекта - ООО "Виктория", что является нарушением требований, установленных частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заключение Малоярославецким районным потребительским обществом с ООО "Виктория" договора аренды нежилого помещения на новый срок не является основанием для прекращения производства по делу и не свидетельствует об отсутствии в действиях указанных органов местного самоуправления сельского поселения "Деревня Рябцево" нарушения требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Вместе с тем, дело № 02-48/2010 в отношении администрации и сельской Думы возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". По результатам рассмотрения дела, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях администрации и сельской Думы нарушения статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
С учетом обстоятельств дела, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия

решила:

1. Признать факт нарушения администрацией сельского поселения "Деревня Рябцево" и сельской Думой сельского поселения "Деревня Рябцево" части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в совершении действий, направленных на предоставление ООО "Сельторг" преимуществ при осуществлении торговой деятельности, в том числе направлении в адрес Малоярославецкого районного потребительского общества письма от 06.05.2010 № 163, а также принятии сельской Думой сельского поселения "Деревня Рябцево" решения о ходатайстве перед Малоярославецким районным потребительским обществом и администрацией сельского поселения "Деревня Рябцево" о предоставлении ООО "Сельторг" в аренду всей площади здания магазина, расположенного по адресу: д. Рябцево, Малоярославецкий район, что повлекло (могло повлечь) ограничение, устранение конкуренции на соответствующем товарном рынке.
2. Выдать администрации сельского поселения "Деревня Рябцево" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем отзыва письма от 06.05.2010 № 163, направленного в адрес Малоярославецкого районного потребительского общества, а также совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем недопущения совершения действий (принятия решений), предоставляющих преимущества отдельным хозяйствующим субъектам при осуществлении ими торговой деятельности на территории сельского поселения "Деревня Рябцево".
3. Выдать сельской Думе сельского поселения "Деревня Рябцево" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, путем отзыва письма от 06.05.2010 № 163, направленного в адрес Малоярославецкого районного потребительского общества, а также совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, путем недопущения совершения действий (принятия решений), предоставляющих преимущества отдельным хозяйствующим субъектам при осуществлении ими торговой деятельности на территории сельского поселения "Деревня Рябцево".

Председатель Комиссии /.../

Члены Комиссии /.../
/.../

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Решение Калужского УФАС РФ от 03.09.2010 по делу № 02-48/2010
<О рассмотрении заявления на незаконные действия, направленные на выселение с арендуемого помещения, используемого для осуществления торговой деятельности>

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru