СУД ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 июня 2010 г. по делу № 3-19/2010
Суд Еврейской автономной области в составе:
председательствующего судьи Поповой М.Н.
при секретаре Поповской Н.В.
с участием прокурора Болгова Д.В.,
представителей правительства ЕАО Толстогузовой И.В., Кравцовой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Биробиджане гражданское дело по заявлению прокурора Еврейской автономной области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления
правительства Еврейской автономной области № 331-пп от 27.11.2007 "О порядке проведения публичных слушаний по проекту закона об областном бюджете и проекту закона об утверждении годового отчета об исполнении областного бюджета",
установил:
прокурор ЕАО обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству постановления
правительства Еврейской автономной области № 331-пп от 27.11.2007 "О порядке проведения публичных слушаний по проекту закона об областном бюджете и проекту закона об утверждении годового отчета об исполнении областного бюджета", указывая, что данным постановлением утверждено Положение
о порядке проведения публичных слушаний по проекту закона об областном бюджете и проекту закона об утверждении годового отчета об исполнении областного бюджета.
Постановление
правительства ЕАО опубликовано в газете "Биробиджанер штерн" № 6 от 24.01.2008, вступило в законную силу и действует в настоящее время.
Положением
регламентированы цели и порядок проведения публичных слушаний по проектам законов об областном бюджете и годовом отчете об исполнении областного бюджета. При этом установлено, что публичные слушания проводятся до внесения в Законодательное Собрание области проектов законов.
Считает, что Положение
принято с превышением компетенции, в связи с чем противоречит действующему федеральному законодательству.
Установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в силу ст. 8 Бюджетного кодекса РФ относится к бюджетным полномочиям субъектов РФ.
Исходя из совокупности норм ст. 36, п. 1 ст. 187, ст. 264.5 Бюджетного кодекса РФ, п. 6 ст. 26.13 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" проведение публичных слушаний осуществляется в отношении проектов бюджета субъекта РФ и годового отчета об исполнении бюджета субъекта РФ, внесенных в законодательные органы государственной власти, т.е. находящихся на стадии рассмотрения и утверждения законодательным органом.
Поскольку публичные слушания являются этапом бюджетного процесса на стадии рассмотрения и утверждения бюджетов и отчетов об их исполнении законодательным органом, порядок их проведения должен быть установлен органом, в компетенцию которого входит организация и проведение публичных слушаний, т.е. Законодательным Собранием ЕАО.
Нормативное регулирование вопросов проведения публичных слушаний, а равно их непосредственное проведение иным, нежели законодательным, органом противоречит действующему федеральному законодательству.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду статья 29 Устава ЕАО, а не статья 28.
В силу ст. 28
Устава ЕАО правительство ЕАО является высшим исполнительным органом государственной власти области.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 3 статьи 22, а не часть 2 статьи 22.
Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Просил признать постановление
правительства ЕАО № 331-пп от 27.11.2007 недействующим со дня его принятия.
В судебном заседании представитель заявителя Болгов Д.В., действующий по доверенности, требования уточнил, просил признать постановление
правительства ЕАО № 331-пп от 27.11.2007 "О порядке проведения публичных слушаний по проекту закона об областном бюджете и проекту закона об утверждении годового отчета об исполнении областного бюджета" противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Доводы, изложенные в заявлении, поддержал. Пояснил, что нарушение федерального законодательства усматривается в принятии данного нормативного акта
органом, не имеющим на это полномочий. Порядок проведения публичных слушаний должен устанавливаться законом ЕАО, а не постановлением правительства области.
Представитель правительства ЕАО Толстогузова И.В., действующая по доверенности, требования не признала. Суду пояснила, что обязанность субъекта РФ проводить публичные слушания по проекту бюджета субъекта РФ и проекту годового отчета об исполнении бюджета субъекта предусмотрена не Бюджетным кодексом РФ, а Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Публичные слушания являются этапом бюджетного процесса, который каждый из субъектов РФ регулирует самостоятельно. В связи с чем был принят закон
ЕАО от 24.11.2004 № 373-ОЗ "О бюджетном процессе", которым правительству области предоставлено право установить порядок проведения публичных слушаний. Следовательно, оспариваемое прокурором ЕАО постановление
№ 331-пп от 27.11.2007 принято правительством ЕАО в пределах его полномочий.
Представитель правительства ЕАО Кравцова Е.В., действующая по доверенности, требования также не признала, поддержала доводы представителя Толстогузовой И.В.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, считает, что требования прокурора ЕАО подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением правительства ЕАО № 331-пп от 27.11.2007 "О порядке проведения публичных слушаний по проекту закона об областном бюджете и проекту закона об утверждении годового отчета об исполнении областного бюджета" утверждено Положение
о порядке проведения публичных слушаний по проекту закона об областном бюджете и проекту закона об утверждении годового отчета об исполнении областного бюджета.
Пунктом 2
указанного Положения установлено, что публичные слушания проводятся в целях:
- информирования жителей области о фактах и существующих мнениях по обсуждаемой проблеме;
- осуществления связи (диалога) государственных органов области и общественности области;
- выявления общественного мнения по теме и вопросу, выносимому на публичные слушания;
- оказания влияния общественности на решения, принимаемые органами государственной власти области;
- подготовки предложений и рекомендаций по обсуждаемым вопросам.
Согласно п. 3
Положения одобренные правительством области проекты законов об областном бюджете и годовом отчете об исполнении областного бюджета подлежат официальному опубликованию в средствах массовой информации и размещению на официальном интернет-портале органов государственной власти Еврейской автономной области в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.
Одновременно с одобрением проектов законов правительство области образует комиссию по проведению публичных слушаний и назначает место и время проведения публичных слушаний.
Ответственность за организацию публичных слушаний возлагается на финансовое управление правительства области.
Публичные слушания проводятся до внесения в Законодательное Собрание области проектов законов.
В соответствии с п. п. 7
, 8
Положения при проведении публичных слушаний ведется протокол, который подписывается председателем комиссии, а в отсутствие председателя комиссии - его заместителем и секретарем комиссии и направляется в Законодательное Собрание Еврейской автономной области.
Статьей 36 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип прозрачности (открытости), предусматривающий обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией).
Пунктом 6 ст. 26.13 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" по проекту бюджета субъекта Российской Федерации и проекту годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации проводятся публичные слушания.
Из приведенных выше норм следует, что в целях обеспечения принципа прозрачности (открытости) законодатель предусмотрел возможность проведения публичных слушаний по проекту бюджета субъекта Российской Федерации и проекту годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти, т.е. находящихся на стадии рассмотрения.
Оспариваемым постановлением правительства ЕАО утверждено Положение
о порядке проведения публичных слушаний по проекту закона об областном бюджете и проекту закона об утверждении годового отчета об исполнении областного бюджета, проводимых до внесения на рассмотрение в Законодательное Собрание области проектов закона о бюджете Еврейской автономной области на очередной финансовый год и проектов закона об утверждении годового отчета об исполнении областного бюджета.
Согласно ст. 16
закона ЕАО от 24.11.2004 № 373-ОЗ "О бюджетном процессе" Законодательное Собрание области рассматривает проект закона об областном бюджете в первом чтении в течение 15 дней со дня его внесения правительством области.
Таким образом, постановление
устанавливает порядок проведения публичных слушаний по проекту закона об областном бюджете и проекту закона об утверждении годового отчета об исполнении областного бюджета, находящихся на стадии рассмотрения законодательного органа области.
На основании п. 1 ст. 187 Бюджетного кодекса РФ порядок рассмотрения проектов закона (решения) о бюджете субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса.
Пунктом 1 статьи 264.5 Бюджетного кодекса РФ установление порядка представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета отнесено к полномочиям законодательного (представительного) органа.
Таким образом, рассмотрение проектов закона о бюджете субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, а также установление порядка представления, рассмотрения и утверждения годового отчета об исполнении бюджета отнесено к полномочиям законодательного (представительного) органа и не может регулироваться актом, принятым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Законом ЕАО "О бюджетном процессе" от 24.11.2004 № 373-ОЗ предусмотрено, что по проекту закона об областном бюджете проводятся публичные слушания в порядке, установленном правительством области (ст. 10 п. 2)
, однако суд считает, что данный нормативный акт по вышеуказанным основаниям не дает право правительству области устанавливать порядок проведения публичных слушаний.
Таким образом, доводы представителей правительства ЕАО являются несостоятельными, а требования прокурора ЕАО подлежат удовлетворению.
Суд считает, что данный нормативный акт
подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку он применялся в течение нескольких лет, на основании данного акта были реализованы права неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим вступает в законную силу по правилам, предусмотренным ст. 209 настоящего кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного акта или его части, а также других нормативных актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
В связи с чем суд считает необходимым в течение месяца после вступления решения в законную силу опубликовать в печатном издании "Биробиджанер штерн" сообщение следующего содержания: "Решением суда ЕАО от 10.06.2010 признано противоречащим закону и недействующим со дня вступления решения в законную силу постановление
правительства ЕАО № 331-пп от 27.11.2007 "О порядке проведения публичных слушаний по проекту закона об областном бюджете и проекту закона об утверждении годового отчета об исполнении областного бюджета".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление прокурора Еврейской автономной области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим постановления
правительства Еврейской автономной области № 331-пп от 27.11.2007 "О порядке проведения публичных слушаний по проекту закона об областном бюджете и проекту закона об утверждении годового отчета об исполнении областного бюджета" удовлетворить.
Признать постановление
правительства ЕАО № 331-пп от 27.11.2007 "О порядке проведения публичных слушаний по проекту закона об областном бюджете и проекту закона об утверждении годового отчета об исполнении областного бюджета" противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения в законную силу.
В течение месяца после вступления решения суда в законную силу опубликовать в печатном издании "Биробиджанер штерн" сообщение следующего содержания: "Решением суда ЕАО от 10.06.2010 признано противоречащим закону и недействующим со дня вступления решения в законную силу постановление
правительства ЕАО № 331-пп от 27.11.2007 "О порядке проведения публичных слушаний по проекту закона об областном бюджете и проекту закона об утверждении годового отчета об исполнении областного бюджета".
На решение может быть подана кассационная жалоба, принесено кассационное представление в течение 10 дней в Верховный Суд Российской Федерации через суд Еврейской автономной области.
Судья
М.Н.ПОПОВА