Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Забайкальский край


Закон Забайкальского края от 23.12.2009 № 327-ЗЗК
"Об отходах производства и потребления"
(принят Законодательным Собранием Забайкальского края 16.12.2009)

Официальная публикация в СМИ:
"Забайкальский рабочий", № 247-248, 28.12.2009


Вступил в силу через десять дней после дня официального опубликования (пункт 2 статьи 15 данного документа)



23 декабря 2009 года № 327-ЗЗК

   ------------------------------------------------------------------


ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ

ЗАКОН

ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ

Принят
Законодательным Собранием
Забайкальского края
16 декабря 2009 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона края

1. Настоящий Закон края регулирует отношения в области обращения с отходами производства и потребления в Забайкальском крае (далее - отходы) в части, отнесенной федеральным законодательством к ведению субъектов Российской Федерации.
2. Настоящий Закон края не регулирует отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с отходами лечебно-профилактических учреждений, с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты.
3. Отношения в области заготовки, переработки и реализации лома и отходов черных и цветных металлов регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Забайкальского края.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе края

В настоящем Законе края используются основные понятия, установленные федеральным законом, а также следующие понятия:
1) вторичное сырье - вторичные материальные ресурсы, для которых имеется реальная возможность и целесообразность использования в народном хозяйстве;
2) вторичные материальные ресурсы - отходы, образующиеся в народном хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки;
3) переработка отходов - деятельность, связанная с выполнением технологических процессов по обращению с отходами для обеспечения повторного использования в народном хозяйстве полученных сырья, энергии, изделий и материалов;
4) строительные отходы - остатки сырья, материалов, иных изделий и продуктов строительства, образующихся при строительстве, разрушении, сносе, разборке, реконструкции, ремонте зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и промышленных объектов;
5) производитель отходов - любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, которые производят отходы, или, если эти лица неизвестны, лицо, которое владеет данными отходами или на чьей территории они расположены;
6) раздельный сбор отходов - деятельность по сбору, временному хранению отходов в соответствии с установленными федеральным законом классами опасности, физическими свойствами и агрегатным состоянием отходов, содержанием в их составе летучих компонентов, особенностями последующего жизненного цикла и существующими технологиями по их переработке, обезвреживанию и уничтожению;
7) сортировка отходов - разделение или смешение отходов согласно определенным критериям на качественно различающиеся составляющие;
8) уничтожение отходов - обработка отходов, имеющая целью практически полное прекращение их существования.

Статья 3. Полномочия Правительства Забайкальского края в области обращения с отходами

1. К полномочиям Правительства Забайкальского края в области обращения с отходами относятся:
1) разработка и принятие в пределах своих полномочий нормативных правовых актов в области обращения с отходами;
2) проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;
3) участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Забайкальского края;
4) разработка, утверждение и реализация краевых долгосрочных целевых программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами;
5) осуществление государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
6) определение порядка ведения регионального кадастра отходов;
7) участие в организации обеспечения населения информацией в области обращения с отходами;
8) иные полномочия, предусмотренные федеральными законами и законами Забайкальского края.
2. Правительство Забайкальского края вправе передать осуществление отдельных полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, иным исполнительным органам государственной власти Забайкальского края, если это не противоречит федеральным законам и законам Забайкальского края.

Статья 4. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами

Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в области обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Требования, предъявляемые к производителям отходов, гражданам при обращении с отходами

1. Производители отходов при обращении с отходами обязаны:
1) соблюдать требования к обращению с отходами, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами Забайкальского края и иными нормативными правовыми актами Забайкальского края;
2) внедрять малоотходные технологии на основе современных научно-технических достижений;
3) обеспечивать раздельный сбор, сортировку, транспортирование отходов;
4) подтверждать отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области обращения с отходами;
5) составлять паспорта на отходы I-IV класса опасности;
6) осуществлять производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами;
7) выполнять мероприятия по складированию, консервации и сохранению отходов, которые временно не используются;
8) вести учет образуемых, накапливаемых, перерабатываемых, обезвреживаемых, уничтожаемых и вывозимых для захоронения отходов;
9) представлять исполнительным органам государственной власти Забайкальского края, уполномоченным в области обращения с отходами, информацию об обращении с отходами;
10) возмещать в соответствии с законодательством Российской Федерации вред, причиненный окружающей среде, здоровью и имуществу граждан в результате нарушений законодательства в области обращения с отходами.
2. Граждане при обращении с отходами обязаны:
1) соблюдать законодательство Российской Федерации и Забайкальского края в области обращения с отходами, санитарно-эпидемиологические, ветеринарно-санитарные, экологические и иные нормы и правила обращения с отходами;
2) принимать меры по предупреждению негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека;
3) возмещать в соответствии с законодательством Российской Федерации вред, причиненный окружающей среде, здоровью и имуществу граждан в результате нарушений законодательства в области обращения с отходами.

Статья 6. Требования к сбору, транспортированию и временному хранению (накоплению) отходов

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели должны осуществлять раздельный сбор отходов, а также организовывать их временное хранение (накопление) в соответствии с установленными классами опасности отходов, физическими свойствами и агрегатным состоянием отходов, содержащимися в составе отходов летучими компонентами, особенностями последующего жизненного цикла отходов и существующими технологиями по их накоплению, переработке, обезвреживанию и уничтожению. Временное хранение (накопление) отходов должно осуществляться в местах, специально оборудованных в соответствии с требованиями санитарных, экологических и иных норм и правил.
2. Транспортирование отходов должно осуществляться специально оборудованными и предназначенными для этих целей транспортными средствами производителя отходов или специализированных транспортных фирм, способами, исключающими возможность аварийных ситуаций, потерь и загрязнения окружающей среды по пути следования и перегрузке отходов, в соответствии с требованиями санитарных, экологических и иных норм и правил. Транспортирование отходов I-IV класса опасности к местам дальнейшего обращения с ними должно осуществляться юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I-IV класса опасности.
3. Отношения между производителями отходов и юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сбор и транспортирование отходов, регламентируются заключаемыми между ними договорами.

Статья 7. Требования к переработке (обработке) и хранению вторичных материальных ресурсов

1. В целях дальнейшего использования образующихся отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот производители отходов обязаны осуществлять сбор вторичных материальных ресурсов.
2. В соответствии с действующим законодательством не допускается захоронение или уничтожение отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичных материальных ресурсов, в том числе отходов, подлежащих обезвреживанию.
3. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие сбор вторичных материальных ресурсов и их переработку (обработку) во вторичное сырье, обязаны обеспечивать использование вторичного сырья либо передавать его для этих целей иным организациям, осуществляющим использование вторичного сырья.
4. Хранение вторичных материальных ресурсов, подлежащих переработке (обработке) во вторичное сырье, должно осуществляться в условиях, исключающих потерю их ценных качеств.

Статья 8. Требования к обращению со строительными отходами

1. Сбор строительных отходов осуществляется на объектах их образования раздельно по видам отходов, имеющим единое направление использования в соответствии с технологическим регламентом процесса обращения с отходами строительства и сноса. Смешивание строительных отходов с иными видами отходов, исключающее их дальнейшую переработку и использование, не допускается.
2. На объектах образования строительных отходов допускается временное хранение строительных отходов в специально оборудованных для этого местах, указанных в проектах производства работ (проектах организации строительства), и в объемах, соответствующих технологическим регламентам процесса обращения со строительными отходами. Места временного хранения строительных отходов должны быть оборудованы в соответствии с требованиями санитарных, экологических и иных норм и правил с целью исключения загрязнения почвы, поверхностных и грунтовых вод, атмосферного воздуха.

Статья 9. Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов

Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с федеральным законом.

Статья 10. Требования к размещению отходов и к объектам размещения отходов

1. Выбор мест строительства объектов размещения отходов на территории Забайкальского края осуществляется на основе специальных исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Места, выделенные для размещения отходов, используются исключительно для размещения отходов, заявленных при оформлении разрешения.
3. Отдельному учету, раздельному складированию и хранению подлежат отходы, которые по своим компонентам (вещественному составу) и перспективности использования в качестве вторичного сырья могут быть переработаны по определенной технологии, подлежащей внедрению; которые по своим физико-химическим свойствам не могут храниться совместно или в непосредственной близости друг от друга.
4. Размещение отходов должно производиться способами, исключающими угрозу здоровью и жизни людей, ухудшение состояния окружающей среды, причинение другого ущерба, а также с соблюдением условий, обеспечивающих возможность использования отходов на месте или после передачи их другим потребителям.
5. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
6. Запрещается развитие эксплуатируемых объектов размещения отходов в местах с неблагоприятными инженерно-геологическими условиями без разработки и реализации соответствующих технических мероприятий, обеспечивающих соблюдение установленных правил, требований, нормативов по размещению отходов.
7. Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
8. Обработка отходов при их размещении должна выполняться в соответствии с требованиями санитарных и экологических нормативов, установленных в соответствии с действующим законодательством, обеспечивая возможность безопасного использования или ликвидации отходов.
9. Собственник объекта размещения отходов или лицо, во владении или в пользовании которого находится объект размещения отходов, обязаны осуществлять как в период эксплуатации объекта, так и после завершения его эксплуатации экологический мониторинг (контроль состояния качества окружающей среды, прогноз изменения состояния качества окружающей среды, принятие мер по устранению допущенного отрицательного воздействия на окружающую среду и его последствий) мест размещения отходов и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
10. Для объектов размещения отходов должны быть организованы санитарно-защитные зоны в соответствии с требованиями санитарных правил.
11. При эксплуатации объектов размещения отходов должны осуществляться противопожарные и санитарно-противоэпидемические мероприятия и обеспечиваться безопасные условия труда в соответствии с санитарными правилами.

Статья 11. Информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами

1. Информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами предусматривает получение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заинтересованными органами государственной власти Забайкальского края и органами местного самоуправления, общественными организациями и населением объективных и достоверных сведений в установленном законодательством порядке.
2. На территории Забайкальского края ведется региональный кадастр отходов производства и потребления, который содержит данные об отходах (происхождение, количество, состав, свойства, класс опасности отходов, условия размещения объекта, технологии использования и обезвреживания) и состоит из трех разделов: регионального классификационного каталога отходов, регионального реестра объектов размещения отходов, банка данных об отходах и технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.
3. Организация и финансирование информационного обеспечения по вопросам обращения с отходами производства и потребления возлагаются на исполнительные органы государственной власти Забайкальского края, уполномоченные в области обращения с отходами.
4. Сведения, содержащиеся в банке данных об отходах, предоставляются на договорных условиях.

Статья 12. Воспитательная и просветительская деятельность в области обращения с отходами

Органы государственной власти Забайкальского края организуют и обеспечивают всеобщность, комплексность и непрерывность целенаправленной воспитательной и просветительской деятельности среди населения Забайкальского края по проблемам безопасного и ресурсосберегающего обращения с отходами.

Статья 13. Государственная поддержка в области обращения с отходами

1. Государственная поддержка в области обращения с отходами на территории Забайкальского края направлена на:
1) уменьшение количества образуемых отходов;
2) увеличение объемов отходов, вовлеченных в хозяйственную деятельность;
3) сокращение количества несанкционированных свалок;
4) внедрение инновационных технологий, обеспечивающих необходимые экологические требования, в области утилизации, переработки и размещения отходов;
5) обеспечение равных возможностей для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в деятельности, связанной с обращением с отходами;
6) разработку и внедрение схем и технологий, уменьшающих негативное воздействие, наносимое окружающей среде размещением отходов;
7) создание и развитие производств, использующих вторичные материальные ресурсы.
2. К формам государственной поддержки в области обращения с отходами на территории Забайкальского края относятся:
1) предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации и Забайкальского края государственных гарантий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим внедрение эффективных малоотходных технологий, использующим отходы в своей хозяйственной деятельности, осуществляющим уменьшение образования отходов, их сбор, рациональное использование, обезвреживание, переработку, размещение и уничтожение с применением ресурсосберегающих и безопасных для окружающей среды и здоровья человека методов и технологий;
2) выделение средств на поддержку научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и реализацию инновационных проектов по использованию отходов в соответствии с программой инновационной деятельности в Забайкальском крае;
3) государственная поддержка инвесторов, осуществляющих деятельность в сфере обращения с отходами, в соответствии с законом Забайкальского края;
4) предоставление земельных участков юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в аренду для организации деятельности в области переработки и утилизации отходов с возможностью применения понижающего коэффициента к ставкам арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Забайкальского края.

Статья 14. Ответственность за неисполнение или нарушение настоящего Закона края

Неисполнение или нарушение настоящего Закона края влечет за собой ответственность в соответствии с федеральными законами и законом Забайкальского края.

Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона края

1. Со дня вступления в силу настоящего Закона края признать утратившей силу статью 12 Закона Забайкальского края от 26 сентября 2008 года № 46-ЗЗК "Об установлении отдельных полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края" ("Забайкальский рабочий", 28 октября 2008 года, № 205).
2. Настоящий Закон края вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

Председатель Законодательного Губернатор
Собрания Забайкальского края Забайкальского края
А.П.РОМАНОВ Р.Ф.ГЕНИАТУЛИН

Чита
23 декабря 2009 года
№ 327-ЗЗК


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru