Алтайский край

Амурская область

Архангельская область

Астраханская область

Башкортостан республика

Белгородская область

Брянская область

Бурятия

Владимирская область

Волгоградская область

Вологодская область

Воронежская область

Дагестан республика

Еврейская АО

Забайкальский край

Ивановская область

Ингушетия

Иркутская область

Кабардино-Балкарская республика

Кавказские Минеральные воды

Калининградская область

Калининградскя область

Калмыкия

Калужская область

Камчатский край

Карачаево-Черкесская республика

Карелия

Кемеровская область

Кировская область

Коми республика

Костромская область

Краснодарский край

Красноярский край

Курганская область

Курская область

Ленинградская область

Липецкая область

Магаданская область

Марий Эл республика

Мордовия

Московская область

Мурманская область

Ненецкий АО

Нижегородская обл. (райцентры)

Нижегородская область

Новгородская область

Новосибирская область

Омская область

Оренбургская область

Орловская область

Пензенская область

Пермский край

Пермский край (райцентры)

Приморский край

Псковская область

Ростовская область

Рязанская область

Самарская область

Саратовская область

Сахалинская область

Свердловская область

Северная Осетия - Алания

Смоленская область

Ставропольский край

Тамбовская область

Татарстан

Тверская область

Томская область

Тульская область

Тыва

Тюменская область

Удмуртская республика

Ульяновская область

Хабаровский край

Хакасия республика

Ханты-Мансийский АО

Челябинская область

Чеченская республика

Чувашская республика

Чукотский АО

Якутия (Саха)

Ямало-Ненецкий АО

Ярославская область






Региональное законодательство / Челябинская область


ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ПРЕЗИДИУМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2010 г. по делу № 44-Г-14/2010

I инст. Судья Михалин В.П.
II инст. Судьи Кучин М.И. (председ.)
Загайнова А.Ф. (докл.)
Столповских В.А.

Президиум Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Вяткина Ф.М. членов президиума Кунышева А.Г., Смирнова В.П., Козловой Н.В., Савик Л.Н.
рассмотрел в заседании гражданское дело по надзорной жалобе администрации Копейского городского округа на решение Копейского городского суда Челябинской области от 14 августа 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20 октября 2009 года по иску Н.Н.С., М.О.Б., О.М.Б. к администрации Копейского городского округа, Комитету социально-экономического развития и инвестиционной политики администрации Копейского городского округа о включении в список граждан, подлежащих расселению в связи с ликвидацией шахты "Красная Горнячка", А.А.А., 20 января 2007 года рождения, О.В.Е., 11 сентября 2008 года рождения, заключении отдельных договоров на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья.
Заслушав доклад судьи Карнауховой Т.А., объяснения представителя администрации Копейского городского округа - М.Ф.В., поддержавшего доводы надзорной жалобы, М.О.Б., возражавшей против доводов надзорной жалобы, президиум

установил:

Н.Н.С., М.О.Б., О.М.Б. обратились в суд с иском к администрации Копейского городского округа, Комитету социально-экономического развития и инвестиционной политики администрации Копейского городского округа о включении в список граждан, подлежащих расселению в связи с ликвидацией шахты "Красная Горнячка", А.А.А., 2007 года рождения, О.В.Е., 2008 года рождения, и заключении отдельных договоров на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья с каждой из семей.
Представитель администрации Копейского городского округа исковые требования не признал, указав, что администрация не отказывала истцам во включении в число лиц для расчета субсидии двоих детей, а оснований для заключения с истцами отдельных договоров на предоставление субсидии не имеется.
Дело неоднократно рассматривалось судебными инстанциями.
Решением Копейского городского суда от 29 января 2009 года было постановлено: обязать администрацию Копейского городского округа Челябинской области включить в списки граждан для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в связи со сносом жилого дома № <***> по ул. Тельмана в г. Копейске Челябинской области, А.А.А., 2007 года рождения, и О.В.Е., 2008 года рождения; заключить с Н.Н.С. договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков на семью из пяти человек из расчета 18 кв. м на каждого члена семьи.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 30 июня 2009 года указанное решение было отменено и дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением Копейского городского суда Челябинской области от 14 августа 2009 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20 октября 2009 года, требования истцов были удовлетворены: на администрацию Копейского городского округа Челябинской области возложена обязанность включить в списки граждан для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков в связи со сносом жилого дома <***> по ул. Тельмана в г. Копейске Челябинской области, А.А.А., 2007 года рождения, и О.В.Е., 2008 года рождения; заключить с Н.Н.С. отдельный договор на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков из расчета 33 кв. м; заключить с М.О.Б., О.М.Б. отдельные договоры на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков на семью, состоящую из двух человек с учетом малолетних детей каждого, из расчета 21 кв. м на каждого члена семьи, всего по 42 кв. м.
В надзорной жалобе администрация Копейского городского округа Челябинской области просит отменить судебные Постановления, ссылаясь на нарушение норм материального права: решение суда о возложении на администрацию обязанности заключить отдельные договоры на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, с тремя отдельными семьями противоречит Правилам предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428.
Определением судьи Челябинского областного суда Балакиной Н.В. от 19 марта 2010 года гражданское дело передано в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу.
Все участвующие в деле лица о передаче дела с надзорной жалобой администрации Копейского городского округа в суд надзорной инстанции и о дне слушания дела извещены.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы дела, обсудив мотивы надзорной жалобы, определения о передаче дела в суд надзорной инстанции, президиум считает, что при рассмотрении настоящего дела такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены, в связи с чем принятые по делу судебные Постановления подлежат отмене.
Согласно пункту 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года № 428 "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков", социальные выплаты направляются на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Исходя из смысла указанного положения Правил предоставление социальных выплат - межбюджетных трансфертов имеет своей целью компенсацию со стороны государства ветхого жилищного фонда, ставшего таким в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах (п. 5, п. 8 Правил).
Размер социальных выплат, причитающихся лицам, имеющим право на их получение, рассчитывается исходя из количества лиц, проживающих в ветхом жилом помещении (пункт 11 Правил). При этом закон не ставит рассчитываемую общую площадь жилого помещения, из которой исчисляется размер социальной выплаты, в зависимость от наличия или отсутствия факта семейных отношений проживающих в ветхом жилом помещении лиц.
При этом для граждан, не являющихся собственниками жилых помещений, Правилами установлено, что социальные выплаты предоставляются только при условии, что они являются членами семьи собственника жилого помещения.
Разрешая спор, суд установил, что согласно Списку граждан, прописанных до 14 июня 2001 года и проживающих в ветхих домах, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте "Красная Горнячка" ОАО "Челябинскуголь" непригодными для проживания по критериям безопасности, под № 527 включена семья Н.Н.С.: Н.Н.С. - мать, М.О.Б. - дочь, О.М.Б. - дочь, проживающие по адресу: г. Копейск, ул. Тельмана, <***>.
Со времени составления Списков в составе семьи произошли изменения - родились дети: у М.О.Б. родился ребенок А.А.А., 2007 года рождения, у О.М.Б. - Остапук В.Е., 2008 года рождения.
Из представленного суду письма председателя комитета социально-экономического развития и инвестиционной политики Копейского городского округа от 12 января 2009 года следует, что на обращение М.О.Б. и О.М.Б. о внесении изменений в Список истицам было предложено для включения малолетних детей предоставить свидетельства об их рождении и сведения о регистрации по месту жительства.
Указанные обстоятельства заявителями не оспаривались, они свидетельствуют об отсутствии со стороны ответчика препятствий к внесению изменений в Списки и предоставлении субсидии с учетом всех членов семьи, т.е. в том числе с учетом детей, родившихся после составления Списков.
Требования заявителей сводились к заключению трех отдельных договоров на предоставление субсидии, для удовлетворения которых не имелось законных оснований.
Собственником жилого помещения, взамен которого предоставляется социальная выплата, является только Н.Н.С. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 25 декабря 2002 года, что подтверждено справкой Копейского филиала ОГУП "Обл. ЦТИ" от 13 мая 2008 года.
Суд первой инстанции, а с ним согласился и суд кассационной инстанции, неправильно истолковал нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, в связи с чем пришел к необоснованному выводу об удовлетворении требований истцов о заключении отдельных договоров на предоставление субсидий.
Положения пунктов 9, 11, 13 вышеуказанных Правил не предусматривают оснований для получения истцами субсидии, предоставляемой в связи со сносом жилья, с учетом количества семей, проживающих в сносимом жилом помещении.
При таких обстоятельствах судебные решения не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, судом при разрешении спора допущено неправильное толкование норм материального права, после отмены судебных решений, не передавая дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, по делу возможно принять новое решение об отказе истцам в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум

постановил:

отменить решение Копейского городского суда Челябинской области от 14 августа 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 20 октября 2009 года.
Принять по делу новое решение: Н.Н.С., М.О.Б., О.М.Б. в иске к администрации Копейского городского округа, Комитету социально-экономического развития и инвестиционной политики администрации Копейского городского округа о включении в список граждан, подлежащих расселению в связи с ликвидацией шахты "Красная Горнячка", А.А.А., 2007 года рождения, в составе семьи М.О.Б., О.В.Е., 2008 года рождения, в составе семьи О.М.Б., и заключении отдельных договоров на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья отказать.

Председательствующий
Ф.М.ВЯТКИН




Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановление Президиума Челябинского областного суда от 14.04.2010 по делу № 44-Г-14/2010
В иске к администрации городского округа, комитету социально-экономического развития и инвестиционной политики администрации городского округа о включении в список граждан, подлежащих расселению в связи с ликвидацией шахты, и заключении отдельных договоров на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья отказано, поскольку суды неправильно истолковали нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru